Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Почему крестовые походы не были «столкновением цивилизаций»

«Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года», Эмиль Синьоль

«Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года»,
Эмиль Синьоль


Спросите практически любого – будь то террористы, политики (всех мастей), гости на званых ужинах или религиозные лидеры – и единственное, что они с уверенностью скажут о Крестовых походах, – это то, что это был конфликт двух диаметрально противоположных религий: христианства и ислама – столкновение цивилизаций. Это распространённое мнение, но верно ли оно?

Первый крестовый поход (1095–1099) – масштабная экспедиция, прошедшая через Европу и Ближний Восток с целью захвата Иерусалима, – подчёркивает некоторые трудности, связанные с этой токсичной оценкой. Они стали очевидны в ходе исследования, проведённого мной для двух книг: « Встреча с исламом во время Первого крестового похода» и «Поле крови : битва за Алеппо и переосмысление средневекового Ближнего Востока» (готовится к публикации).

Проблемы становятся очевидны с самого начала похода. В документах, составленных крестоносцами, готовившимися к походу, известных как хартии, упоминается лишь изредка какой-либо враг, а основное внимание уделяется достижению и завоеванию Иерусалима.

Изображение Готфрида Бульонского и предводителей Первого крестового похода 1095–1099 годов

Романтическое изображение Готфрида Бульонского и предводителей Первого крестового похода 1095–1099 годов, созданное в XIX веке.


Конечно, они знали, что достижение этой цели потребует войны, но мало интересовались идентичностью своих врагов, часто называя их «язычниками» – по сути, «нехристианами». Иерусалим в то время неуклонно становился центром современной религиозной культуры, и именно эта цель, а не желание атаковать вражескую религию, побуждала тысячи людей к участию.

Военные цели папы были более неоднозначными. Помимо Иерусалима, папа Урбан II также хотел, чтобы крестоносцы защищали далёкую Византийскую империю от нападений, но это стремление, похоже, не нашло у его слушателей такого же отклика, как идея достичь Святой Земли.

Готфрид Бульонский переходит Иордан и убивает верблюда

Готфрид Бульонский переходит Иордан и убивает верблюда


🔷 Неинформированный и незаинтересованный

В более широком смысле, на протяжении всего крестового похода франки (крестоносцы) оказались невежественными и неинтересными к исламской вере (или «сарацинскому закону», как её называли). Они знали, что «сарацины» — нехристиане, и некоторые смутно представляли себе различие между суннитским и шиитским исламом, но редко более подробно. Некоторые ошибочно считали мусульман многобожниками. Даже спустя много лет после крестового похода один западный писатель XII века, Уильям Малмсберийский, в своём труде «Gesta Regum Anglorum » счёл необходимым пояснить, что «сарацины» исповедовали иную веру, чем балтийские язычники.

Короче говоря, целью был Иерусалим, а не ислам, и они мало что знали об этой религии.

Детский крестовый поход: тысячи детей идут в Святую землю, но не возвращаются

«Детский крестовый поход», Витольд Войткевич

«Детский крестовый поход», Витольд Войткевич,
Национальный музей, Варшава


Детский крестовый поход — одно из самых необычных событий в средневековой Англии. В 1212 году десятки тысяч детей-крестоносцев, самопровозглашённых и безоружных, отправились из Северной Франции и Западной Германии, чтобы отвоевать Иерусалим у мусульман. Хотя так и не был официально одобрен, так называемый крестовый поход обернулся катастрофой. Ни один из детей не достиг Святой Земли, многие, как говорят, были проданы в рабство, а тысячи так и не вернулись.


🔷 Великие крестовые походы

В период с XI по XIII век христиане в Европе организовали семь крупных крестовых походов против мусульман, контролировавших Святую Землю. Помимо этих крупных военных кампаний на Востоке, Римско-католическая церковь также санкционировала многочисленные мелкие крестовые походы против своих врагов. Среди них – Альбигойский крестовый поход (1208–1241), направленный на искоренение катаров-еретиков на юге Франции, и Северные крестовые походы (1193–1290) против язычников Северной Европы. Однако одним из самых странных эпизодов в истории крестовых походов, пожалуй, является так называемый «Детский крестовый поход», который, как говорят, состоялся в 1212 году.

Согласно источнику XIII века Chronica regia Coloniensis («Королевская хроника Кельна»), Детский крестовый поход начался около Пасхи или Пятидесятницы 1212 года:

Многие тысячи мальчиков в возрасте от шести лет до совершеннолетия оставили плуги и повозки, которыми управляли, стада, которые пасли, и всё остальное, чем занимались. Они сделали это, несмотря на желание родителей, родственников и друзей, которые пытались заставить их отступить. Внезапно один за другим они побежали нести крест. Так, группами по двадцать, пятьдесят или сто человек, они развернули знамена и отправились в Иерусалим.

«Отъезд: эпизод из крестового похода детей в XIII веке» Джоанны Мэри Бойс

«Отъезд: эпизод из крестового похода детей в XIII веке»
Джоанны Мэри Бойс


Дети утверждали, что именно Божественная воля побудила их предпринять этот крестовый поход. Несмотря на это, их экспедиция в конечном итоге не достигла своей цели:

«Некоторые были возвращены в Меце, другие в Пьяченце, а третьи даже в Риме. Ещё несколько добрались до Марселя, но переправились ли они в Святую землю и каков был их конец, неизвестно». Автор заканчивает рассказ на мрачной ноте: «Одно несомненно: из многих тысяч восставших вернулись лишь очень немногие».

🔷 Стефан и Николас: лидеры
Детского крестового похода

Более поздние версии этой истории предполагают, что на самом деле в этом крестовом походе участвовали две отдельные группы детей. Первая группа прибыла из Франции под предводительством крестьянского мальчика по имени Стефан де Клуа. Мальчик утверждал, что Христос явился ему во сне и передал послание с небес. Стефан собрал группу юных последователей в городе Вандом, а затем двинулся в Сен-Дени, недалеко от Парижа, где намеревался передать содержание своего «письма» французскому королю Филиппу II. Однако король не был в восторге от молодого крестоносца, даже не удосужился встретиться с ним и велел им отправляться домой. Хотя некоторые последовали совету короля и вернулись домой, многие другие заняли их место. Говорят, что Стефану удалось собрать 30 000 детей и привести их в Марсель, где они должны были пересечь Средиземное море и попасть в Святую землю.

Российская пропагандистка во Франции

Крым. Украинский «Артек»

Крым. Украинский «Артек»


После аннексии Крыма российской федерацией в 2014 году, «Артек» находится под оккупацией и управлением российской стороны.

События в оккупированном «Артеке»: В ноябре 2025 года в российском детском центре «Артек» в оккупированном Крыму открыли бюст российскому военному, погибшему в войне против Украины.

Российская пропагандистка расккажет нам в этом выпуске о том, что:
  • Франция — это русская страна
  • Французы любят россиян
  • Французы не хотят иметь с россиянами ничего обшего
  • Общество русофилов во Франции распространяет российскую пропаганду
  • Европейцев заманивают в оккупированный крым бесплатными путевками
  • Россию лучше всего любить издалек


Крестовые походы за пределами поля битвы


Крестовые походы представляли собой серию священных войн между христианами Западной Европы и мусульманами Ближнего Востока. Традиционно выделяют девять крупных крестовых походов, состоявшихся в период с XI по XIII века. Эти военные походы были направлены прежде всего на возвращение Иерусалима и Святой Земли.

Крестовые походы запомнились главным образом своей военной составляющей и сражениями, в которых каждая из сторон одержала победу или проиграла. Тем не менее, последствия конфликта вышли далеко за рамки этого и оказали влияние на различные аспекты жизни того времени.

Помимо девяти «больших» крестовых походов в Святую Землю, существовали и другие «малые» крестовые походы . Эти походы велись против различных народов, считавшихся врагами христианского мира, включая мусульман Пиренейского полуострова (Реконкиста), язычников, живших вдоль южного и восточного побережья Балтийского моря (Северные крестовые походы), и даже против христиан, считавшихся еретиками (например, Альбигойский крестовый поход).

Миниатюра XIV века из «Истории Заморья» Вильгельма Тирского

Миниатюра XIV века из «Истории Заморья» Вильгельма Тирского, изображающая битву во время Второго крестового похода, Национальная библиотека Франции, Отдел рукописей.


🔷 Когда начались крестовые походы?

Традиционно считается, что Крестовые походы начались в 1095 году. Клермонский собор, состоявшийся в ноябре того же года, был созван в ответ на просьбу византийского императора Алексея I Комнина о военной помощи в борьбе с угрозой турецкого вторжения. Папа Урбан II увидел в этом возможность укрепить светскую власть папства, поскольку весь христианский мир должен был объединиться под его руководством, чтобы отвоевать Иерусалим у мусульман.

В конце собора папа произнёс пламенную речь, призывая христиан Европы прекратить вражду друг с другом, принять крест, помогать своим собратьям-христианам на Востоке и вернуть Иерусалим христианскому миру. Согласно свидетельствам, Урбан завершил свою речь словами «Deus vult» (лат. «Так хочет Бог»), которые стали боевым кличем крестоносцев.

Папа Урбан II выступает с проповедью на Клермонском соб

Папа Урбан II выступает с проповедью на Клермонском соборе.
Себастьен Мамеро, «Запредельные переходы».


В то время под властью ислама находились не только весь Ближний Восток, но и Персия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров и Сицилия. Тем не менее, исламский мир уже не был единым, как в ранние годы. Хотя аббасидский халиф в Багдаде был номинальным главой исламской общины, не все мусульмане признавали его власть.

Буря Тота: новые доказательства присутствия древних египтян в Ирландии?


Когда о Древнем Египте и Ирландии говорят в одном контексте, это обычно вызывает закатывание глаз, вежливые отстранения и бормотание с цитатами из псевдоистории и нью-эйдж-бреда. По крайней мере, так было раньше.

Недавние открытия в исследованиях ДНК дополнили уже подтвержденные археологические находки, представив сценарий, который теперь сложнее отвергнуть.

Лиа Файл, также известный как Камень Коронации или Камень Судьбы

Лиа Файл, также известный как Камень Коронации или Камень Судьбы, был важным ритуальным компонентом коронации древних верховных королей Ирландии.


Холм Тары — одно из древнейших священных мест Ирландии. Он окружён множеством других неолитических земляных сооружений и гробниц, и, хотя его обычно связывают с кельтами, это место появилось на тысячи лет раньше их появления в Ирландии.

Согласно легенде, именно здесь правили Туата Де Дананн. Это был богоподобный народ, прибывший в Ирландию на таинственных кораблях и обладавший магическими силами.

«Всадники Ши»

На изображении представлена картина шотландского художника Джона Дункана под названием «Всадники Ши» (англ. The Riders of the Sidhe), написанная в 1911 году.


🔷 Ритуальные захоронения
и таинственные кости

Во время недавних и весьма спорных раскопок близ Тары возникла история о странном скелете, найденном рабочими, работавшими в Лисмуллин-Хенге. Некоторые считали, что это останки собаки, другие — барсука. Но самым любопытным было утверждение некоторых очевидцев, что останки на самом деле принадлежали обезьяне.

Как пишет Кон Коннор, верховный друид кельтского храма друидов Ирландии: «Почему ритуальное захоронение на королевском месте не стало поводом для тщательного расследования?»

В своей работе « Курс суровых и трудных испытаний » автор Линн Брюнет пишет: «Кроме того, ирландский масонский автор Дж. А. Пенни отмечает, что в Таре, мифическом центре Ирландии и резиденции Верховного короля, был найден скелет берберийской обезьяны ».

Но почему в этом месте были захоронены столь странные кости? Эти приматы не являются коренными жителями Ирландии, а археологический комплекс вокруг Тары насчитывает тысячи лет. Если бы кости обезьяны были найдены когда-либо, есть ли прецедент подобного захоронения в каком-либо другом древнейшем священном месте Ирландии?

Анализ ДНК удлиненного черепа из Паракаса — результаты невероятные

Удлиненный череп, найденный в Паракасе

Удлиненный череп, найденный в Паракасе


Паракас — пустынный полуостров, расположенный в провинции Писко в регионе инков на южном побережье Перу. Именно здесь перуанский археолог Хулио Тельо в 1928 году сделал удивительное открытие — обнаружил огромное и сложное кладбище с гробницами, заполненными останками людей с самыми большими удлинёнными черепами в мире. Эти черепа стали известны как « черепа Паракаса ». Всего Тельо обнаружил более 300 таких удлинённых черепов, возраст которых, как полагают, составляет около 3000 лет. Сейчас проведён анализ ДНК одного из черепов, и эксперт Брайен Фёрстер опубликовал предварительную информацию об этих загадочных черепах.

Хорошо известно, что в большинстве случаев удлинение черепа происходит в результате его деформации, уплощения или связывания, при которых череп намеренно деформируется под воздействием силы в течение длительного времени. Обычно это достигается связыванием головы между двумя деревянными брусками или тканью. Однако, хотя деформация черепа изменяет форму черепа, она не влияет на его объём, вес или другие характеристики, характерные для обычного человеческого черепа.

Однако черепа из Паракаса отличаются. Объём черепа на 25% больше и на 60% тяжелее, чем у обычных человеческих черепов, что означает, что они не могли быть намеренно деформированы путём стягивания/уплощения головы. Кроме того, у них только одна теменная пластина, а не две. Тот факт, что особенности черепов не являются результатом деформации черепа, означает, что причина их удлинения остаётся загадкой, и так продолжается уже десятилетия.

Рисунок художника, основанный на черепе из Паракаса

Рисунок художника, основанный на черепе из Паракаса


Хуан Наварро, владелец и директор местного музея, известного как Музей истории Паракаса, где хранится коллекция из 35 черепов Паракаса, разрешил взять образцы с пяти черепов. Образцы состояли из волос с корнями, зуба, кости черепа и кожи. Этот процесс был тщательно задокументирован с помощью фотографий и видео. Образцы с трёх черепов были отправлены генетику, хотя генетику не сообщили никакой информации об их происхождении до окончания генетического анализа, чтобы не создавать предвзятых мнений.

Результаты ДНК-анализа одного из черепов уже получены, и Брайан Фёрстер, автор более десяти книг и специалист по древним людям с удлиненной головой Южной Америки, только что опубликовал предварительные результаты анализа. Он сообщает о находках генетика:

В его митохондриальной ДНК (мтДНК) присутствовали мутации, неизвестные ни у одного известного человека, примата или животного. Но несколько фрагментов, которые мне удалось секвенировать из этого образца, указывают на то, что если эти мутации сохранятся, мы имеем дело с новым человекоподобным существом, весьма далёким от Homo sapiens, неандертальцев и денисовцев.

Последствия, конечно, огромны. «Я не уверен, что это вообще впишется в известное эволюционное древо», — написал генетик. Он добавил, что если бы люди из Паракаса были настолько биологически разными, они бы не смогли скрещиваться с людьми.

Доктор Сьюз, возможно, написал «Лоракса» после того, как увидел этих существ в Кении

Обезьяна Патас (Erythrocebus patas) самец

Обезьяна Патас (Erythrocebus patas) самец


Увидев этих усатых обезьян во время творческого кризиса, Теодор Сьюз Гейзель нашел вдохновение, необходимое ему для написания своей запоминающейся экологической басни.


Он — Лоракс. Он говорит от имени трюфельных деревьев. В иллюстрированной детской книге, носящей его имя, о его происхождении прямо не говорится, но новые исследования показывают, что его пухлая осанка была вдохновлена ​​реальным животным — обезьяной патас — и её связью с настоящим деревом — акацией свистящей. Более того, как утверждается в исследовании, возможно, именно их тесная связь побудила Теодора Сьюза Гейзеля, известного многим поколениям детей как Доктор Сьюз, написать эту книгу.

История этого исследования начинается на факультетском ужине в Дартмутском колледже, где биолог-эволюционист Натанаэль Домини в итоге сидел с известным экспертом по Сьюзу Доном Пизом . Биолог говорит, что он был немного растерян, не зная, о чем говорить, но, к счастью, «у меня двое детей... и поэтому я довольно хорошо знаком с работами доктора Сьюза». Одну вещь он заметил в ходе своей полевой работы в Кении: обезьяна патас, найденная недалеко от горы Кения, имела сильное сходство с вымышленным Лораксом. Чего Домини не знал, так это того, что доктор Сьюз когда-то посещал курорт в этой части Кении — на самом деле, он на самом деле написал большую часть Лоракса там, после того как страдал от продолжительного приступа писательского кризиса.

По словам Пиз, поначалу он скептически отнесся к идее, что обезьяна могла вдохновить Сьюза. К концу 1970 года, когда Сьюз начал писать «Лоракса», он уже более трёх десятилетий создавал иллюстрированные книги, полные фантастических персонажей и абсурдных выдуманных слов. У него было множество чудесных персонажей, с которых он мог почерпнуть вдохновение, и не было причин полагать, что он обратится к чему-то другому

«Но потом я подумал о том, что это может добавить к устоявшемуся пониманию Лоракса», — сказал Пиз. Распространено представление о Лораксе как о ворчливом борце за окружающую среду или «экологическом полицейском», который приходит извне, чтобы «выступать от имени» окружающей среды, к которой он не имеет никакого отношения.

Но если отношения Лоракса с трюфельными деревьями напоминали отношения обезьян патас с деревом, которое обеспечивает им более 80% пищи, то он был одновременно защитником окружающей среды и такой же её частью, как бар-балуты, лебеди-свани и колибри, зависящие от экосистемы трюфелей. Тогда послание звучит так: «Человечество должно осознавать себя частью окружающей среды», — говорит Пиз. В конце концов, поскольку изменение климата фундаментально меняет нашу планету, мы все находимся в том же положении, что и Лоракс и его собратья.

Пиз и Домини приступили к исследованию, чтобы определить, могла ли обезьяна патас вдохновить Сьюза, используя анализ лица. Они сравнили усатую мордочку Лоракса с пятью кенийскими обезьянами и другим существом Сьюза, которое обычно упоминается в качестве предшественника. Метод, который они использовали, анализ Eigenface, сравнивает изображения, выявляя черты лица и вычисляя их взаимосвязь друг с другом. Лица с более схожими взаимосвязями выглядят более похожими друг на друга. В данном случае они обнаружили, что морда Лоракса больше похожа на мордочки трёх обезьян, включая обезьяну патас, чем на мордочку другого существа Сьюза. Более того, исследователи пишут: «даже голос Лоракса („чихание опилками“) напоминает вокализацию „у-у-у-херр“ обезьян патас».

Свистящая акация в Танзании

Свистящая акация в Танзании


«Мы также знаем, что местные деревья произвели на него большое впечатление», — говорит Доминий. У обезьян-патасов и терновника свистящего существуют так называемые комменсальные отношения: обезьяны подрезают и ухаживают за деревьями, которые являются их основными источниками пищи. Из-за этого внимания они выглядят странно, низкоросло и высоко .

Краткий обзор мамлюков, элитных рабов-воинов исламского мира

Битва при Вади-эль-Хазандаре в 1299 году

Битва при Вади-эль-Хазандаре в 1299 году, изображающая монгольских лучников и мамлюкскую конницу.


Печально, но наша древняя история полна рабства и несправедливости всех видов. Великие империи и могущественные правители часто полагались на своих рабов как для строительства городов, так и для ведения войн. Древние римляне и греки были известны своим изобилием рабов, которых использовали для любых нужд. Но что происходит, когда эти самые рабы обретают определённую власть и влияние? Мамлюки были особой кастой рабов-воинов, достигших выдающегося положения в исламском мире. В халифатах, султанатах и империях мамлюки оказались бесценным активом. Мамлюки были рабами со всего света, но имели возможность достичь высот. И они это сделали.

Османские мамлюкские копейщики, начало XVI века

Османские мамлюкские копейщики, начало XVI века. Гравюра Даниэля Хопфера (около 1526–1536), Британский музей, Лондон.


🔷 Кто такие мамлюки?

На протяжении всей истории мамлюки были известны под разными названиями, все из которых происходят от арабского слова مملوك (мамлюк). Это слово транслитерировалось по-разному, поэтому часто встречаются такие названия, как мамлюк, мамлюк, мамалюк и даже мармелюк. Но какое бы название вы ни выбрали, значение остаётся неизменным. Дословный перевод слова «мамлюк» означает «тот, кто находится в собственности» или « раб » .

Почти исключительно мамлюкские воины были рабами из неарабских народов и стран, обычно подчинявшихся исламским державам. К ним относились представители кавказской, тюркской, черкесской , славянской, юго-восточной и восточноевропейской, а также афро-азиатской национальностей. Мамлюков часто брали в рабство ещё детьми или покупали на невольничьих рынках и обучали военному искусству в исламских «военных академиях».

Со временем мамлюки стали одной из основных военных сил исламского мира. Их этнический состав также расширился за счёт притока русских, армян, грузин, греков, албанцев , египтян и южных славян. Это создало поистине этнически разнообразную боевую силу, которая преуспела в воинской роли. Со временем они стали основой армии султана и заняли важные военные и административные должности. За свою долгую историю мамлюки порой были важными фигурами при королевских дворах, решающими моментами исторических сражений и даже султанами !

Проще говоря, мамлюки представляли собой военную касту рабов-солдат и освобождённых рабов, которая порой парадоксальным образом возвышалась над своими хозяевами. Мамлюки просуществовали более тысячи лет, и один этот факт говорит об их значимости в исламском мире.

Мамлюки не были низшим сословием рабов! Среди мусульман самые низшие рабы не имели никаких прав и не имели права носить оружие или выполнять некоторые важные задачи. Именно этим мамлюки отличались.