Страницы

Бахайские сады в Хайфе

Бахаизм (вера бахаи) — возникшая в XIX веке из ислама шиитского толка религия, распространившаяся к настоящему моменту более чем в 180 странах мира и имеющая более 5 млн. приверженцев.

В 1844 году некий молодой человек по имени Сийид Али-Мухаммад, известный своим последователям как Баб (что на арабском означает «врата») объявил в персидском городе Ширазе о скорейшем появлении божьего посланника, так долго ожидаемого представителями разных религий. Мусульмане встретили нового пророка не особенно приветливо, Баб был брошен в тюрьму и в 1850 году расстрелян. В Персии начались гонения на пошедших за Бабом, и за новую веру погибло примерно 20 000 человек. Один из самых верных последователей Баба, Хусейн Али, после заключения в тюрьме и пыток был выдворен из Персии в Ирак.

В иракском Багдаде в 1863 году Хусейн Али, получивший прозвище Бахаулла («божья слава») объявил, что именно о его пришествии учил Баб. Бахауллу, собирающего вокруг себя прозелитов, не хотят держать ни в одном городе. Из Багдада его переселяют в Константинополь, оттуда в Адрианополь; наконец, Бахаулла попадает в Акко. В окрестностях этого города Бахаулла скончался в 1892 году. Дело Баба и Бахауллы продолжили старший сын Бахауллы — Абдул-Баха (Аббас Эффенди) и внук Абдул-Бахи — Шоги Эффенди Раббани, организовавшие бурную миссионерскую деятельность.

 
«Баха» переводится с арабского как «слава». Основой веры бахаи является догмат о единстве бога, религий и всех людей. Бог один, и его нельзя описать. Между трансцендентным богом и миром людей может быть лишь одна связь — посланник бога, богоявитель. Создатель учения, Бахаулла, в соответствии с бахаизмом является последним богоявителем (ему предшествовали Авраам, Моисей, Заратустра, Будда, Христос и другие легендарные вероучители разных религий). Существует только одна вера, раскрываемая особенным образом через каждого посланника бога.

Религия бахаи не имеют института священнослужителей. От адептов требуется отказаться от азартных игр, наркотиков и алкоголя. Социальное происхождение и этническая принадлежность не имеют значения.


Всемирный центр бахаев расположен в израильском городе Хайфа, где расположена усыпальница Баба. В усыпальнице, созданной в 1953 году по проекту архитектора Уильяма Максвелла (после смерти Максвелла в 1952 году строительством руководил Х. Нойман), покоится прах основателя веры бахаи, вывезенный из Тевриза его последователями. Купол усыпальницы имеет простую классическую форму; он опирается на барабан диаметром 11 метров. В барабане 18 окон, по числу самых первых учеников пророка. Купол покрыт черепицей различной формы (50 вариаций, 12 тысяч фрагментов). Ночью, когда включены прожектора, возникает ощущение, что свет идет изнутри купола.


Кроме усыпальницы, в Хайфе находятся Всемирный Дом Справедливости (высший административный орган бахаистов), Международный учебный центр, архив и центр изучения священных текстов. По склону горы Кармель к увенчанной золотым куполом усыпальнице Баба и дальше, к подножию, спускаются великолепные Сады бахаи.

 
Первый участок Бахайских садов был создан еще при возведении усыпальницы Баба. В 1987 году администрация бахаи решила, что сады должны быть больше. Проект создания садов вдоль всего склона горы Кармель было поручено осуществить архитектору Фариборзу Сабха из Ирана, бахаисту. На протяжении километра садов было сделано 19 широких террас — 9 от вершины к усыпальнице, 9 от усыпальницы к подножию горы, и одна — место, где находится сам мавзолей Баба.

 
Бахайские сады — настоящий остров покоя в самом центре одного из крупнейших городов Израиля. Воздух пронизан ароматами роскошных цветов. Прохладные тенистые аллеи и залитые солнцем ухоженные изумрудные лужайки с клумбами строгих геометрических форм, тщательно подстриженные живые изгороди, позолоченные скульптуры и фонари — все это представляется скорее восточной сказкой, чем частью города высоких технологий.

 
Стиль Садов бахаи можно назвать эклектикой, но более подходящие слова для описания бахайских садов — гармония и многообразие. Волшебные сады состоят из множества самых разных растений и объектов, которые при этом образуют единый гармоничный ансамбль, торжественную симфонию цветов и форм, где каждый маленький цветок и камешек имеет свое собственное, очень важное место.