Страницы

Кому Тель-Авив обязан своим именем?

По сравнению с 3-тысячелетним Иерусалимом, или соседним 5-тысячелетним Яффо у Тель Авива вроде бы ни истории, ни событий, ни достопримечательностей не должно быть — рано ещё. Но это не так. За сто с лишним лет на песчаных дюнах рядом с древним Яффо не только вырос большой современный город с 40-этажными небоскребами, широкими проспектами и зелеными бульварами и парками, но и произошли события, которые повлияли на мировой ход истории и составили удивительную летопись самого города.

Медный барельеф с изображением этапов рождения города.
Скульптор Аарон Привер, 1949 г.
Часть мемориального комплекса, установленного в начале бульвара
Ротшильда по случаю 40-летия города Тель-Авив.
В 598 г. до н.э. Навуходоносор II, правитель Нововавилонского царства, овладев Сирией, вторгся в Иудею и осадил Иерусалим. Молодой иудейский царь Иехония, процарствовавший всего несколько месяцев, решил покориться завоевателю и заплатить положенную дань. Но Навуходоносору этого было мало: Иехония и 10 тыс его приближенных и влиятельных людей Иудеи были отправлены в вавилонский плен. Навуходоносор расчитывал таким образом усмирить непокорного вассала, но его надежды не оправдались.
 "И пришел я к переселенным в Тель-Авив, 
живущим при реке Ховаре, 
и остановился там, где они жили, 
и провел среди них семь дней в изумлении." 
(Иезекииль. 3:15)
Через 10 лет оставшиеся иудеи восстали вновь, и тогда, вернувшееся войско Навуходоносора, после тяжелой двухлетней осады захватило и полностью разрушило Иерусалим. Иудейское царство пало. Вереницы новых изгнанников потянулись в Месопотамию. Там на берегах Ефрата они основали свои поселения. Вскоре в эти поселения пришли жить и поддерживать свой народ "старожилы", вавилонские пленники предыдущей войны. Среди них был и Иезекииль (Иехезкель), один из великих библейских пророков. Он поселился в Тель-Авиве на берегу большого канала, известного как «река Ховар».

Прошло более 2500 лет. В 1902 г. один из пионеров ивритской журналистики, писатель и активный деятель сионистского движения Нахум Соколов (1859-1936) взялся перевести только вышедшую книгу основателя сионизма Теодора Герцля (1860-1904) "Altneuland". Широко образованный человек, свободно владевший, кроме знакомых с детства польского, русского и идиш, также ивритом, французским, итальянским, немецким и английским языками, Н. Соколов перевел книгу довольно быстро, но долго не мог найти подходящее для неё название.

В дословном переводе на иврит это звучало как «Эрец ешана-хадаша» ("Древняя-новая земля"). При этом терялась лаконичность и мистический намек на пражскую "Altneuschule", очень известную и самую древнюю синагогу в Европе. Он обратился к ТАНАХу и встретил там вавилонский Тель Авив, в котором жил пророк Иезекииль. В этом лаконичном названии уместилось всё – "древность", ставшая синонимом слову "тель" (холм), после археологических раскопок холмов Ближнего Востока; и "возрождение" в слове "авив", что на иврите означает «весну» и "первые весенние всходы" – олицетворение новой жизни.

Конец ХIХ-го – начало ХХ-го столетия были отмечены растущим интересом к древней земле Израиля и первыми волнами эмиграции в Палестину (на иврите — «Алия»). Большинство репатриантов разъезжалось по стране, основывая новые поселения. Но некоторые выбирали в качестве места жительства древний морской порт Яффо.

Много событий, мифических и реальных связано с этим городом. Отсюда отправился в путешествие библейский Иона, оказавшийся потом в чреве кита. На скалистом островке, перед собравшимися на берегу зрителями, легендарный Персей храбро отбивал у морского чудовища прекрасную Андромеду. Здесь оставили о себе память египетские фараоны; филистимляне теснили отсюда к северу «сынов Дановых»; останавливался на постой в доме Симона кожевника апостол Петр, чтобы между делом проверить действенность формулы воскресения — «Талифа куми» («Девица, встань!»). Отметили Яффо своим присутствием и рыцари-крестоносцы с королем Людовиком IХ Святым; Наполеон, напуганный чумой, оставил здесь свою армию, от которой сохранились десятки пушек, и разрушенный, вымерший город.

Путешествовавший по Святой Земле в 1867 г. знаменитый американский писатель Марк Твен увидел «… край заброшенный и неприглядный», а Теодор Герцель, посетивший Яффо в 1898г, записал:
«Яффо оставил неприятное ощущение. Хотя место на берегу моря очень красивое, сам город выглядит настолько запущенным, что это вызывает жалость. Подняться на берег было весьма затруднительно. Переулки были полны запахов гниющих отбросов и мусора, везде царила типично восточная нищета.»
Т.Герцель, «Альтнойланд» («Страна возрождения» в рус. пер.)
Тем не менее к началу ХХ века в Яфоо из 40 тысяч жителей было почти 6000 евреев. Среди приехавших были люди состоятельные, которых никак не устраивал такой образ жизни.

В июле 1906 г. евреи, собравшиеся в местном клубе «Иешурун» (иешурун – одно из поэтических имен еврейского народа), и, как обычно, жаловавшиеся на ужасную тесноту, грязь и плохое освещение улиц, обратили внимание на новичка. Всего несколько часов назад этот полный энергии представительный мужчина сошел с семьёй с борта парохода и почти ни с кем из завсегдатаев клуба незнакомый предлагает решение проблемы! Какая самонадеянность! Он думает, что это так просто: построить за стенами Яффо новый район в современном стиле, с канализацией, электрическим освещением улиц, с бульварами и парками, как это было принято в Европе!

Тем не менее некоторым идея понравилась, и для её осуществления, не откладывая дело в долгий ящик, в тот же вечер было организовано общество «Боней баит» («Домостроители») переименованное впоследствии в «Ахузат баит» («Домовладелец»). Председателем был избран подавший идею новичок, Акива Арье Вайс (1868-1947). Новому району тут же придумали имя. Не утруждая себя особой оригинальностью, решили назвать его «Ир ганим» («Город садов»).

Вскоре, записавшиеся в общество 66 семей, собрали необходимую сумму и приобрели участок земли, Керем Джебали, площадью 110 дунамов (11 га), восточнее Неве-Цедек, еврейского квартала Яффо. Это были пустынные песчаные холмы в районе сегодняшнего первого высотного здания Тель Авива, 36-этажного Мигдаль Шалом.

Архитекторы разделили это место на 60 участков для первых 66-ти членов общества. Вслед за этим состоялась церемония выбора участков.

1909 г., Жеребьевка участков будущего Тель Авива.
Фото Авраама Соскина (1881-1963)
Знаменательное событие состоялось на второй день праздника Песах, 11 апреля 1909 г. На песчаных дюнах около моря собрались члены общества «Ахузaт баит». Акива Вайс собрал на берегу белые и серые ракушки. На белых он написал имена участников жеребьёвки и на серых — номера участков. Ракушки положили в две шапки, благо у евреев с этим проблем нет. Во время жеребьёвки мальчик и девочка одновременно из двух шапок доставали ракушки и объявляли номер участка и имя его владельца.

«Жеребьёвка с ракушками» — это была идея Акивы Вайса. Он считал символичным провести такую жеребьёвку для города, который вырастет на берегу моря. С тех пор этот день стал днём основания Тель Авива.

Семён Корбман. 1920г. Автопортрет на фоне Яффо
 Через пол года среди домовладельцев ещё не существующих домов разгорелся спор, как назвать ещё не существующий город? Идей было много – 66 евреев, всё-таки! Среди предложенных названий были: Яффо Хадаша (Новый Яффо), Ноф Яффо (Яффский пейзаж), Авива (Веснянка), Ефейфия (Красавица), Шаанана (Беззаботная), Иврия (Ивритская), Герцлия (в честь Т. Герцля) и др.

Все уже почти согласились на Герцлия, когда Менахем Шенкин (1871-1925), один из членов этого общества вспомнил о новой книге Т.Герцля, переведенной на иврит Нахумом Соколовым, и предложил — «Тель Авив». Решили голосовать. Большинством голосов решили назвать город — «Тель Авив».

Аркадий Таль