Страницы

Возникновение христианства


Мы подошли к столь сложному и болезненному вопросу, как происхождение христианства. Зарождение этой религии, её главные постулаты и "таинства", все значительные события её первоначальной истории неразрывно связаны с иудаизмом. Христианство возникло и сформировалось как религиозное учение среди евреев Эрец Исраэль.



Нас интересует происхождение христианства, поскольку оно тесно связано с духовными, политическими и социальными процессами в Эрец Исраэль в то время. У евреев отношение к христианству было негативным с самого начала. Со временем христианство превратилось в религию мирового масштаба, порвав с иудаизмом, культивируя чуждые ему идеи и даже языческие культы. Все четыре евангелия были составлены намного после событий, которые, якобы, происходили и о которых они повествуют. В них рассказано, что Иисус Христос объявил себя мессией, на иврите машиах, что означает "помазанник", по-гречески "христос". "Иисус" - латинская форма еврейского имени Йугошуа или, как принято в народе, - Ешу.

В облике Иисуса, каким он представлен в евангелиях, есть две черты, которые ставят его вне еврейской духовной традиции: утверждение своего личного авторитета выше, чем авторитет мудрецов Торы, учителей Закона, и провозглашение себя спасителем. Правда, он утверждал своё мессианство не в смысле политическом. Он говорил, что его царство "не от мира сего". Но это не делало его менее опасным для римских властей. Толки о пришествии мессии изрядно беспокоили римлян. Ученики Иисуса открыто говорили, что он - спаситель. Как пишут евангелисты, положение его в Галилее стало опасным. Да и своих учеников, ожидавших явления его народу как спасителя, он не мог держать в постоянном напряжении. В канун праздника Песах они с многочисленными паломниками прибыли в Йерушалаим. Здесь Ешу заявил, что от Храма не останется камня на камне. Это вызвало возмущение в еврейской среде. Но и тут евреи не тронули его, не желая привлекать внимание римлян. Возбуждение в городе продолжало нарастать. Слухи о "царе иудейском" и "спасителе" всё более распространялись и, наконец, достигли римских властей. По евангелиям, именно тогда, спустя три дня после заявления о разрушении Храма, евреи арестовали его. Далее в евангелиях сказано, что Сангедрин, заседавший в доме первосвященника, судил Иисуса и приговорил к смерти по обвинению в богохульстве. Приговор, якобы, был вынесен на основании лжесвидетельства одного из учеников, Йегуды, а Понтий Пилат утвердил приговор весьма неохотно, да и то лишь под давлением толпы.

Постараемся разобраться в этом кровавом навете на еврейский народ, имевшем для него такие страшные последствия. Ясно, что ни Сангедрин, ни какой-либо другой еврейский суд - не важно, прушим или цдуким - вообще не мог так судить, не нарушив при этом законов Торы. Еврейский Закон запрещает ведение суда в шаббат и праздничные дни, а суд, по евангелиям, происходил в праздник Песах.

Сангедрин, как известно, мог заседать лишь в лишкат-га-газит - в палате тесаных камней Храма, и он ни в коем случае не мог собраться в доме первосвященника.

Сангедин не мог судить обвиняемого, пока минимум два свидетеля не подтвердят под присягой своих показаний против него. Свидетели обязаны были сделать это в присутствии обвиняемого, который был в праве вызвать в суд любого, кто мог дать показания в его защиту.

Разве можно поверить в то, что Сангедрин нарушил эти установленные Торой законы, на которых основывалась его деятельность, попрал обычаи, освященные веками?

Историки считают, что римляне потребовали выдать возмутителя спокойствия на расправу. В прокураторском дворце Понтий Пилат провел при закрытых дверях суд и приговорил обвиняемого к излюбленному римлянами виду казни, к распятию, по обвинению в том, что он угрожает спокойствию государства, выдавая себя за "царя иудейского".

У Анатолия Франса есть рассказ "Прокуратор Иудеи", посвященный последним годам жизни Понтия Пилата. Прошло уже 30 лет после того, как Иисус был распят по приказу римского прокуратора. Пилат, удалившийся на покой в Сицилию, в беседе со старым другом вспоминает различные эпизоды своего правления в Иудее. Друг спрашивает, помнит ли он молодого галилейского чудотворца, звали его Иисус-назаретянин, и за какое-то преступление его распяли. "Немного помолчав, он (Пилат) сказал: "Иисус-назаретянин? Не помню".

И действительно, как он мог запомнить какого-то бродячего проповедника из Галилеи в длинной веренице евреев, распятых по его приказу? Тем более, что у нас есть все основания утверждать, что Понтий Пилат не имел и не мог иметь ко всей этой истории никакого отношения.

Мы добросовестно изложили версию евангелий и показали ее несостоятельность. Не следует забывать, что все евангелия написаны намного позднее событий, которые в них изложены.

Согласно достоверным еврейским источникам, Ешу га-Ноцри (Иисус-назаретянин) не жил в период, указанный в евангелиях, то есть ни при Гордосе, ни во время прокураторства Понтия Пилата. На самом деле события, связанные с человеком, носящим имя Ешу, произошли на 100 лет раньше, при Александре Янае и его сыне Аристобулосе из династии Хашмонаим.

В еврейских источниках прямо сказано, что авторы евангелий специально отнесли все события, связанные с Ешу, на 100 лет позднее, чтобы связать их с разрушением Второго Храма. Дескать это была кара, постигшая евреев, повинных в смерти Иисуса.

Что же в действительности произошло? У нас, евреев, нет недостатка в материалах, раскрывающих историю Ешу. Они были собраны мудрецами, когда создавали Талмуд, и вошли в него. С началом книгопечатания в Европе, когда была издана рукопись Талмуда, христианская цензура тщательно изъяла из него все упоминания о Ешу, но они остались в книгах Талмуда у евреев мусульманских стран. Кроме того, сохранились рукописные материалы, и по ним мы можем восстановить картину того, что произошло в действительности. Эти сведения можно найти в книге Седер hа-кабала мудреца Рааведа (12 век хр.л.), убитого за отказ креститься, и в комментария Рамбама, и у автора исторической книги Сефер Юхасин, и в других источниках. Эти источники излагают факты, совпадающие во всех деталях.

Ешу был учеником раби Йегошуа бен Прахья, который во время гонений Александра Яная против прушим бежал в Египет. Ешу сопровождал его. Уже в Египте раби Йегошуа был вынужден резко осудить поведение своего ученика, как кощунственное и недостойное еврея. Ешу проявил безмерное честолюбие, нарушая законы Торы и подстрекая к этому других, занимался колдовством. Когда Йегошуа бен Прахья получил возможность вернуться в Эрец Исраэль, Ешу возвратился вместе с ним.

Своего поведения он не изменил. Напротив, вёл себя еще более дерзко и вызывающе и стал, в конце концов, источником серьезных проблем для еврейского общества. Его несколько раз предупреждали, но безрезультатно. Наконец, на седьмом году правления Горканоса, сына Яная, он был арестован. Ешу тогда было 36 лет. Он предстал перед еврейским судом. Свидетели обвинили его в занятиях колдовством с целью влиять на людей "чудесами", а по закону Торы колдовство карается смертной казнью. Другие свидетели показали, что Ешу подстрекал и соблазнял евреев отойти от соблюдения некоторых законов Торы. Тяжесть обвинений была очевидной, они были доказаны свидетелями, и Ешу приговорили к смертной казни - скила. Перед казнью преступнику давали обезболивающий и усыпляющий напиток, затем сбрасывали его на большой камень, в результате чего наступала смерть. Казнили перед вечером, до захода вешали труп на дереве и быстро хоронили. Сорок дней, с момента вынесения приговора до приведения его в исполнение, как это принято, глашатаи призывали каждого, кто может сказать что-либо в защиту Ешу, явиться в суд и дать показания. Никто не явился. Кстати, мать Ешу была еврейка, а отец - язычник, и по еврейскому Закону он (Ешу) был евреем. Рамбам в своих комментариях подчеркивает, что не следует считать его мамзером - ребенком, рожденным вследствие запрещенных Торой половых связей.

Такова, в общих чертах, история Ешу по еврейским источникам.

Первые христиане жили коммунами наподобие ессеев и исправно посещали батей кнесет. Еврейская секта, исповедующая веру в Ешу, как и другие отступники от иудаизма, была известна под одним общим названием минйм, что буквально означает "виды" , т.е. другие виды евреев - еретики. Имея свободный доступ в батей кнесет, христиане старались там распространить свою веру, что противоречило единству иудаизма. Рабан Гамлиэль Второй велел составить против отступников-миним, в том числе христиан, специальное добавление в главную ежедневную молитву Шмонэ эсре. Об этих отступниках от иудаизма сказано: " И у доносчиков не будет надежды, и все миним и отступники от веры да сгинут немедленно".

Замысел рабана Гамлиэля заключался в том, что такой отступник, вызванный в бет кнессете, чтобы вести молитву, не сможет проклинать своих единомышленников и вынужден будет уйти.

Отделение христианства от иудаизма связано с деятельностью Шаула из города Тарса Малой Азии. Христиане называли его апостолом Павлом. Этому человеку суждено было стать подлинным основателем христианской церкви. Понимая, что евреи в подавляющем большинстве сохранят верность законам Торы, Павел порвал с иудаизмом и обратил все свои надежды на язычников. Он принял меры столь радикальные, что до него они казались немыслимыми. Чтобы облегчить язычникам принятие христианства, Павел отменил законы о кашерной и некашерной пище, а заодно, и обрезание - введение новорожденного в союз евреев с Богом. Далее последовали нововведения, приведшие к окончательному разрыву христианства с иудаизмом. Павел заменил Тору Христом. Доктрина Павла гласила, что человек может познать Бога только через Христа, Павел не только оторвал христианство от еврейской почвы, - он изменил его до неузнаваемости. Ранние христиане верили, что Иисус был "сыном божьим", а Павел учил, что он был равновелик Богу. Все эти нововведения Павла были органически чужды иудаизму, основанному на вере в единого Бога, Творца всего.

Дальнейшая судьба христианства хорошо известна, Павел оказался не только непревзойденным доктринёром, но и превосходным миссионером, Его знаменитые миссионерские путешествия и проповеди среди язычников оказались настолько успешными, что в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати лет бывшие язычники стали количественно превосходить евреев в христианской секте. Христиане-евреи, ставшие меньшинством, получили название эвйоним, нищие, а потом совсем исчезли. Порвав с иудаизмом, христианство перестало быть еврейской сектой. Началась самостоятельная история христианства. Но эта тема выходит за рамки наших бесед.