|
Действительно ли Святой Павел, уроженец Тарса и римлянин, как он утверждал, совершал приписываемые ему поездки, или они — всего лишь вешалка, на которую повешены его новаторские послания?
Действительно ли этот бывший раввин Савл, ученик Гамалиила и фарисейский еврей, совершал вылазки через моря и горы или, быть может, история его путешествий была вымышлена, чтобы втиснуть в рамки ортодоксальных посланий, нацеленных на непокорные синагоги еврейской диаспоры?
Век археологии, похоже, подтверждает несколько деталей, упомянутых в его письмах, но всё же информация в Библии даёт причину для сомнений.
Возможно, культ (более вероятно, чем медь) привлек внимание Павла. Наиболее очевидный путь из Антиохии в города Ликаонии и Писидии пролегает по суше к Вратам Киликии, путь, избранный для его второго и третьего путешествий.
Уже добравшись до Дервии, Павел мог с легкостью пересечь киликийскую равнину, дабы достичь своего родного города. Нам же говорят, что вместо этого он вернулся той же дорогой и направился обратно из Атталии.
На острове любви
Разве есть более удачный способ начать миф победы христианства в языческом мире, чем захватывающая перемена убеждений? Первым местом для начального приключения Павла на миссионерской стезе стал Кипр, стратегически расположенный остров, которым управляла египетская царская династия Птолемеев, пока он не был захвачен Римом в 58 г. до н.э. Очень многие высеченные из камня надгробные памятники на этом острове соответствуют чисто египетским традициям. Марк Антоний даровал этот остров Клеопатре в качестве свадебного подарка, но он был возвращён обратно как римская провинция после сражения в 31 г. до н.э.Экономически важный из-за своих медных рудников (половина которых была отдана Августом в виде награды Ироду Великому [см. тему Ирод и младенцы] ), в 22 г. до н.э. остров стал сенаторской провинцией под управлением пропретора (хотя допускалась почётная должность проконсула). Кроме серьёзного землетрясения в 77 г. н.э. и крупного еврейского восстания в 115-116 гг., мирный, процветающий остров редко упоминался в римских исторических записях.
Но, кажется, подельник Павла, Варнава, был евреем из Кипра, так какое же место лучше подходило для начала великого миссионерского тура, чем родина Варнавы? (Ну в самом деле, более понятным был бы выбор полностью языческих и намного более легко достижимых городов). Первая поездка Павла, как говорят, началась приблизительно в 46 г. н.э. — после того как апостол провёл более 10 лет в уединении в Тарсе, не выполняя никакой очевидной работы для бога и даже не поддерживая контакт со своими собратьями. Несмотря на это Павел был избран церковью в Aнтиохии (или скорее Святым Духом), чтобы нести добрые вести на Кипр и в Малую Азию. (Не факт, что он был действительно первым — Деяния святых Апостолов (11.19) говорят о неназванных "рассеявшихся" собратьях, уже находившихся там и проповедовавших только иудеям. Это отступление, как мы увидим дальше, очень важно).
После привала у Саламиса апостолы, "пройдя весь остров" (города Цитий, Аматус и Куриум не удостоились упоминания), проследовали прямо до наместника Пафа, который очень кстати заявил, что хотел бы выслушать их. (Каждый задасться вопросом: вызывали ли они такое же волнение на другом конце острова? И если да, то почему мы не знаем об этом?) Все, что было нужно - это злостное ослепление конкурирующего обманщика (любопытно названного "Вариисусом") и Сергий Павел, римский аристократ и, бесспорно, богатейший, равно как и самый могущественный человек на острове, пополнил список христиан. "По традиции" Кипр становится первой страной, управляемой христианином, хотя, как ни странно, мы никогда более не услышим о Сергии, равно как и нет какого-либо подтверждения исповедания раннего христианства на острове. После этого раввин Савл стал известен под его латинским именем Павел (которое, как только что выяснилось, было именем наместника).
Одна хорошая байка заслуживает другую
Мало того, что Павел был на вершине успеха с проконсулом Сергием – он еще и был избиваем им! Звучит как маленькое противоречие? Что ж, это другая "церковная традиция", так что все возможно. Но для этой байки, что немаловажно, есть физическое подтверждение – остатки той самой колонны, на которой хлестали Павла! Очевидно, верующие могут привести в соответствие эти две идеи, утверждая, что Павел был сперва избит, а потом обратил губернатора в христианство. (У вас займет секунду выдумка сценария для фильма - поговорите с Мелом Гибсоном).Удивительный результом всего этого является мраморный пень, выбранный наугад, в наши дни он служит "доказательством" миссионерской деятельности Павла и, ipso facto, "свидетельством об Иисусе". Если вы можете верить таким вещам, вы возможно поверили, что в Ираке действительно было ОМП, и ваше правительство вас не обманывало.
Если это вас осчастливит, вы можете верить, что св. Павел был "бичеван 39 раз" на этом безвредном куске столба до обращения своего мучителя Сергия Павла.
Куда более приемлемое свидетельство (Сергия Павла, который не есть св. Павел) - это надписанный камень, обнаруженный на месте раскопок древнего Соли (Кирения) в северном Кипре в конце XIX столетия. Примерно в то же время был найден приграничный камень в Риме, относящийся к правлению императора Клавдия (41-54) и содержащий имя Сергия Павла, назначенного смотрителем "берегов и русла реки Тибр". Был ли это тот же самый человек? "Послание Павла римлянам" не упоминает его, предполагая, что это был не он.
Проверка на реальность
"Первое миссионерское путешествие Павла под патронажем Антиохии рассказано лишь Лукой ... Подробное изучение этого рассказа выявляет так много несоответствий, что становится невозможно относиться к нему с какой бы то ни было степенью доверия."В действительности кипрская история рушится по ряду причин, и не в последнюю очередь потому, что дворец наместника, даже сегодня, является замечательным прославлением яркого язычества, охватывая столетия римского владычества.
|
Огромный дворцовый комплекс, по размерам 120 x 90 метров, включает обычное совмещение публичных и государственных комнат, сады и банные постройки. Изысканные мозаичные полы изображают главных греко-римских богов – и все без единой христианской иконы в поле видимости!
|
Древний Паф имел свой театр, агору и даже Асклепион - святилище-больницу некогда популярного бога-целителя Асклепия, до его ниспровержения Иисусом. Мы также можем обоснованно подозревать здесь и работу мошенника по причине подозрительного сходства (в который раз) работы "Луки" (предполагаемого автора Деяний) и истории Иосифа, написанной в 90-е.
|
|
Осаживание "детей дьявола"
"В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь."Вместо того чтобы сконцентрироваться на обрабатывании богатого и могущественного подельника на Кипре, Савл -теперь уже Павел- уплывает с Писидии для гораздо более трудных дел. Добравшись до Антиохии Писидийской (современный Ялвак) высоко в горах Тавра, Павел доставляет в местную синагогу "вторую часть" обращения Стефана из Деяний 7 (вместе, эти две проповеди аккуратно составляют еврейскую историю от Авраама вплоть до Иоанна Крестителя). Подобно Стефану, Павел заканчивает свою лекцию оскорблением своих еврейских слушателей ("смотрите, презрители, подивитесь и исчезните!"– Деяния 13.41) . Во время следущего Шаббата "почти весь город" собрался послушать харизматичного провокатора и "иудеи исполнились зависти" силе
убеждения Павла.
Итак, мы достигли критического момента всей христианской саги: "мы обращаемся к язычникам", говорит Павел.
"Вам первым надлежало быть проповедану слову божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам господь: я положил тебя во свет язычникам, чтобы ты был во спасение до края земли."
У евреев Антиохии после этого была всего неделя (Деяния 13.44) на то, чтобы оставить веру отцов и последовать за новой сектой Павла, хотя они даже не присутствовали на спектакле с мгновенным ослеплением, как наш дорогой друг Сергий Павел!
|
Писидийская Антиохия
Что неудивительно, "иудеяне" вышвырнули Павла и Варнаву вон из города. Не смутившись, наши бесстрашные герои отряхнулись от пыли и прошли сотню миль дальше на восток к городу Иконии (современная Конья). Здесь драма повторяется (хотя все же апостолы предположительно провели "довольно времени" в городе). Они "смело" выступают в синагоге, разделяя весь город по принципу "верующие" против "иудеев" и создавая угрозу избиения камнями. Павел и Варнава теперь бегут с юга и востока в Лисру (Хатунсарай) и Дервию (Керти Хуюк).В Листре речь Павла позволяет хромому человеку ходить (фокус имеет близкую параллель с исцелением Петра в Деяниях 3). Чудо заставляет местных объявить Павла Гермесом, а Варнаву, что странно, царем богов, Зевсом.
Как это обычно бывает, визит Зевса и Гермеса во Фригию может быть найден у Овидия в антологии мифов "Метаморфозы" I века, но ведь правда "Лука" не украл эту идею?
Лестное отношение к апостолам было, однако, кратковременным, поскольку Павел подверг резкой критике обязательное жертвоприношение тому самому божеству, которым считался Варнава.
Народ, теперь вызванный "иудеями" из далеких Антиохии и Иконии (они случайно там оказались или все 150 миль шли за апостолами?) забили камнями Павла и выбросили его "мертвое" тело за пределы города (Деяния 14.19).
Тем не менее, чудесным образом тот "встал" и вернулся в Листру. По обычаям Пафа, эта невиданная работа святого Духа должна была обратить в новую веру весь город, если не всю Ликаонию. Все же, вместо того чтобы поражать народ своим восстановлением (или это воскрешение?), на следующий же день слаженный дуэт уходит в Дервию, еще 50 миль на юго-восток. (Теперь они менее чем в 200 милях от дома Павла в Тарсе).
Избиение камнями в реальной жизни.
Как думаете, каковы были шансы уцелеть?
|
В Дервии апостолы "утверждали души учеников, увещевали пребывать в вере и [поучали]" многих. Затем они вернулись той же дорогой через ненавистные города Листры, Иконии, Антиохии, христианизировали Пергию (пропущенную в первый раз), и назначили пресвитеров "в каждой церкви" (Деяния 14.23). Очевидно, вся прежняя враждебность исчезла (или у рассказчика закончились истории) и всюду повырастали церкви, словно грибы на конском навозе. Невероятное путешествие домой позволило героям наконец предаться благодати в Антиохии, рассказывая, "что сотворил бог с ними и как он отверз дверь веры язычникам." Действительно, прекрасно поработали. У нас теперь есть христианские общины по всей Малой Азии.
Но правда ли это или вымысел?
Теологическая повестка дня
Рассмотренное без розовых очков христианской веры, первое путешествие Павла также же нелепо, как и первое путешествие Синбада. Невозможные, чудесные явления переплетаются с удивительным и смешным. Вера может предложить всевозможные оправдания любой нелепости, но логическое мышление - нет.Первое миссионерское турне Павла имеет четкую повестку дня: изобразить "иудеев" упрямыми и злобными, а также запечатлеть предполагаемое успешное создание сети павлистских церквей в среде язычников. В каждой маленькой драме – соревнование волхвов в Пафе, "зависть", с которой сталкиваются в Писидийской Антиохии, "угрозы" в Иконии, попытка смертоубийства в Листре – евреи демонизированы, "ничего не хотят слышать" и пытаются воспрепятствовать донесению "благих вестей" об Иисусе Христе до ушей язычников. Ясное дело, евреи - дети дьявола.
Язычники же, наоборот, повсюду, от наместника Пафа до толп Дервии и Пергии, отличаются моментальным, крайним энтузиазмом – живо оставляют свои традиционные религии. Даже Иисус не основывал церкви с таким щегольством. А что мог Павел предоставить им? У него нет евангелий (их еще не составили); нет у него мемуаров своего господа и спасителя (ну не встречался ему этот парень). Что мог сказать он об апостолах, которых не встречал? ("Другого же из апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата господня" – Послание к Галатам 1.19). Чтобы история заработала, Павел должен быть "исполнен духа святого" – быть скоростной бригадой Билли Грэма или Теда Хаггардса. Чтобы считать это "историей", требуется полная остановка критического мышления, много веры и дюжина самообмана.
Байка работает, но только если мы рассматриваем историю глазами христианина. С самого начала, всюду, где они шагают, служители божьи кутят с царями, наместниками, великосветскими дамами и важнейшими людьми своего времени. Сопровождающий их святой дух гарантирует им вход на лучшие мероприятия и спасает от худших напастей. Но если нет никакого святого духа, тогда мы имеем дело со священными мифом, не историей.
Постскриптум:
хищническое мошенничество
В IV веке Саламис, на восточном конце острова Кипр, получил новое, подхалимское название - Констанция, в честь благочестивого, если не сказать безмозглого, императора Констанция II (337-361). Переименованный город стал стартовой площадкой для патриарха Эпифания, который возглавил разрушение языческих святилищ, просуществоваших тысячу лет.
Приблизительно за сорок лет (до 403) Эпифаний распространил свое авторитарное влияние по всему восточному Средиземноморью, стремясь к контролю над делами Антиохии, Иерусалима и Александрии. Строго говоря, сам он в действительности был подчинен Антиохии, но в ответ Эпифаний стал раскручивать местного героя Св. Варнаву (Agios Varnavas) в качестве "основателя Церкви" (его церкви) на Кипре, часто выдвигая Варнаву впереди Павла в апостольской иерархии. Естественно, Варнава, еврей-киприот, получил подходящую "мученическую смерть". "Деяния Варнавы" V века гласят, что это были иудеи, возглавляемые Вариисусом из Пафа, разгневанные осуждением святым "нагих состязаний в беге", праздников идолов в театре и возлияний в храмах (сынок, какие же мы говорим грешные вещи) – которые схватили, задушили и "сожгли дотла" бедного старого Варнаву.
Антиохия утеряла контроль над Кипром по решению Эфесского собора в 431, но в 488 Петр Валяльщик, безжалостный и амбициозный патриах Антиохии, пересмотрел решение. Антеомиос, в то время архиепископ Констанции, ответил на вызов сновидением, которое будто бы привело его к до сих пор неизвестной могиле Варнавы, где он нашел, ни много, ни мало, подлинное Евангелие от Матфея! Представленная доверчивому императору Зенону (474-491), кипрская патриархия по возвращению приобрела имперские привилегии, а это означало абсолютную власть в своей сфере деятельности. Теперь на острове любви установилась теократия. С тех пор, пахан из паханов, Его Блаженство Архиепископ щеголял скипетром вместо пастушеского посоха, носил отменную фиолетовую мантию и пользовался красными чернилами при заполнении официальных документов.
Безграничная святость
Другая работа V века - "Св. Ираклейдос", сын языческого жреца, как нас уверяют, который был гидом апостолов на острове (новые приключения, не записанные в Деяниях? или они просто были утеряны?). В любом случае, сын язычника был обращен и назначен первым епископом Кипра Варнавой – таким образом устанавливая в этом месте необходимый порядок "апостольского наследования", которое узаконивало власть каждого последующего епископа. Неустанный экзорцист, Ираклейдос был вознагражден обязательным мученичеством (опять эти подлые язычники). Его череп – ну или, вернее, чей-то череп – служит аттракционом номер один в монастыре XVIII века в Тамассосе, его предполагаемом месте рождения.Недалеко от Тамассоса, конкурирующий монастырь, Киккос, ничего не может сказать касательно "апостольского фонда", но вместо этого обладает иконой, от которой отвесится челюсть – ни много, ни мало, это изображение благословенной девы Марии, написанное св. Лукой собственной персоной! Не взирая на слухи о "силах" иконы (вызывание дождя на пару с исцелением), она не смогла никоим образом предотвратить разрушение монастыря пожарами в 1365, 1542, 1751 и 1831.
Но она должна быть подлинной, поскольку монастырь - самый богатый на острове, с коллекцией золотых артефактов, стоящих миллионы. Какой позор, что икона -"слишком священная для человеческих глаз, чтобы на нее смотреть " – так до сих пор и не была показана.
Эх, что тут скажешь, - это шоу-бизнес!
Источники:
- Герман Детеринг (Hermann Detering) — “Сфальсифицированный Павел — раннее христианство во мраке древней истории” (“Journal of Higher Criticism”, 2003 г.)
- А.Н. Уилсон (A. N. Wilson) — “Павел. Точка зрения апостола” (Sinclair-Stevenson, 1997 г.)
- Джон Зислер (John Ziesler), “Христианство Павла” (Оксфорд, 1990 г.)
- Эдвард Стоэртон (Edward Stourton) — “По следам Святого Павла” (Hodder & Stoughton, 2004 г.)
- Джон Дрэйн (John Drane) — “Введение в Новый Завет” (Lion, 1999 г.)
- Дж. Мэрфи-О’Конэр (J. Murphy-O'Connor) — “Павел — критическая жизнь” (Clarendon, 1996 г.)
- Дж. Мэрфи-О’Конэр (J. Murphy-O'Connor), “Павел — его история” (Oxford, 2005 г.)
Kenneth Humphreys