Страницы

Поробощение человека (Как роботы стали музыкантами, учителями, актерами и даже руководителями)

Кадр из фильма «Робот и Фрэнк»

Роботы стали неотъемлемой частью нашей жизни, хотя мы этого порой и не замечаем. Они вокруг нас: от детских игрушек и мультяшных персонажей до сложнейших космических механизмов. Мы привыкли к роботам, вот только не вполне понимаем, что (или кто) они такие. Даже специалисты в области робототехники до сих пор не могут прийти к единому мнению в определении понятия «робот». Еще сложнее разобраться в недавно появившемся понятии «социальный робот».

От механического рыцаря до Терминатора

Сама идея создания искусственного существа для человечества не нова. В мифологии у различных народов часто встречается сюжет о том, как человек создает некое искусственное живое существо, которое обладает разумом. Как правило, оно похоже на человека, но им принципиально не является. В качестве примера вспомним Голема, существа из глины, гомункула, выращенного в специальном сосуде, оживленную статую Галатеи, механических помощников, выкованных Гефестом. Основными функциями этих искусственно созданных существ была защита человека (хозяина), убийство, помощь в рутинных делах. Они даже могли быть частью любовных взаимоотношений. В этой идее, следуя религиозному контексту, можно увидеть и своеобразную попытку человека стать подобным Богу в своей возможности творения живого.

В действительности для реализации задуманного наука оказалась куда более эффективнее описанной в мифах магии.

Наступившая эра автоматов породила великое множество примеров механических устройств: оркестр Аль-Джазари, рыцарь Леонардо да Винчи, знаменитая утка де Вокансона, а также множество других примеров. Но все они были не более чем механическими часами в виде человека или животного: зубчатые колеса и шестеренки приводили в движение механизм, создавая эффект осознанного действия, хотя и этого было достаточно для восторга публики.

Такие механизмы чаще всего служили для развлечения богатых людей из высших сословий. Автоматоны-музыканты исполняли музыкальные произведения, механические мальчики старательно выводили слова на бумаге, официанты подавали чай, а механические стражи стреляли из лука.

В 1920 году выходит пьеса Карела Чапека «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы»), где впервые и используется слово «робот».

Кстати, стоит отметить, что данные персонажи были близки скорее к современному понятию «киборг». Их основной функцией был рабский подневольный труд, но вскоре роботы захватывают власть и полностью истребляют человечество. Подобные апокалиптические сюжеты, где природа мстит человеку за нарушение ее законов, часто встречаются впоследствии и в литературе, и в кинематографе, и в компьютерных играх.

В дальнейшем использование электричества позволило значительно улучшить и сами модели. Внешний облик человека и животных по-прежнему привлекал разработчиков: робот Mr. Herbert Televox (1927 год), робот Eric (1928 год), Elektro (1930 год), Iron Man (1932 год) и другие.

Это были роботы с чуть большей интерактивностью, некоторые из них были даже способны на самый простейший диалог. Робот представлялся как новый безропотный слуга человека, в будущем всегда готовый помочь ему даже в самых неприятных рутинных делах. При этом на старых рекламных и информационных плакатах того времени мы неизменно видим таких роботов в компании человека, как правило, в обществе респектабельных мужчин, курящих сигару, или хорошеньких женщин. В визуальных образах робот явно позиционируется как полноправный член общества.

Робот Mr. Herbert Televox. Фото: Underwood Archives / Getty Images
В 1940-е годы появляется кибернетика, а затем и первые исследования по созданию искусственного интеллекта, обещавшие в скором времени возможность создания искусственной жизни. Правда, вскоре стало очевидным, что романтическим мечтам не суждено сбыться так скоро, и основное внимание переключилось на решение конкретных прикладных задач. Большую роль в этом, безусловно, сыграла Вторая мировая война, которая заставила пересмотреть приоритеты. На первом месте оказалась разработка новых видов оружия, а позже покорение космоса и максимальное удешевление промышленного производства. Роль робота как помощника никто не отменял, но необходимость в антропоморфном интерфейсе (схожести с человеком) отпала: роботы устанавливались на заводах, а внешность человека не была обязательной в решении поставленных задач.

Станистав Лем
Отныне роботы оказывались частью промышленной сферы, а в качестве первоочередной задачи ставилась эффективность выполнения функции. При этом человекоподобные роботы по-прежнему оставались героями художественных произведений и видеоигр. Нельзя не упомянуть такие явления в культуре, как робота Марию в «Метрополисе», Астробоя, «Звездные войны», Терминатора, произведения Айзека Азимова, Станислава Лема, Рэя Брэдбери и других авторов, которые оказали огромное влияние на формирование образа робота в нашей картине мира. В этом фантастическом мире роботы существовали рядом с людьми: с одной стороны, обладая сверхчеловеческими возможностями, с другой — способностью чувствовать, сопереживать, самосознанием и свободой воли.

В 1989 году исследователи Массачусетского технологического института (MIT) Родни Брукс (Rodney Brooks) и Анита Флинн (Anita M. Flynn) публикуют свою статью Fast, Cheap and Out of Control: A Robot Invasion of the Solar System. В ней ученые обосновывают необходимость производства небольших, дешевых и доступных роботов. Синтез робототехники и искусственного интеллекта создавал возможности для новых приложений и сфер применения. Появилось направление разработки сервисных роботов (уборщики, гиды, официанты), которые вышли за рамки промышленной сферы и оказались рядом с людьми. Разработчикам вновь пришлось уделить внимание дизайну, но само взаимодействие человека и робота не изменилось: чтобы включить робот-пылесос, достаточно нажать кнопку или дать голосовую команду.

«Смерть человекам»,
или «Я люблю вас, мешки с костями»?

Со временем функции сервисных роботов усложнялись: от робота требовалась не только, например, убирать дом, но и составить компанию человеку, обучить его чему-то новому или подбодрить забавной историей. В начале 2000-х годов еще один не менее известный разработчик MIT Синтия Бризил (Cynthia Breazeal) выделила четыре роли робота во взаимодействии с человеком:
  • робот как инструмент (например, промышленные роботы);
  • робот как продолжение тела (экзоскелеты, протезы);
  • робот как аватар (роботы телеприсутствия);
  • робот как социальный партнер.

«Из машины» (лат. Ex machina)
Последних Синтия Бризил называет sociable робот, характеризуя их способностью понимать людей и себя в социальном контексте, коммуникативностью, обучаемостью и максимальной приближенностью к человеку в своем поведении. Формируется новое направление в робототехнике — социальная робототехника, делающая акцент на включении робототехнических систем в социальные взаимодействия.

Обычно роботы имитируют людей, но бывает и наоборот: американский актер Мел Блан (справа) создал в «Звездных войнах» запоминающийся образ робота C-3PO
Включение в социальные взаимодействия — это не только соблюдение роботом речевого этикета, когда ему следует поздороваться перед началом беседы или попрощаться в конце. Хотя, конечно, умение вести беседу — весьма желательный навык социального робота, как и распознавание наших эмоций и возможное последующее решение утешить человека или порадоваться вместе с ним.

Еще нужно помнить о соблюдении дистанции при разговоре, о жестах (руками или лапами) и движениях головой, о визуализации эмоций и прочих коммуникативных сигналах, которые для нас чрезвычайно значимы. Человек живет в невероятно сложной системе социальных взаимоотношений, и в каждой конкретной ситуации мы учитываем множество факторов: возраст, пол, статус, настроение нашего собеседника, время и место нашей беседы, весь контекст наших предыдущих отношений и так далее.

Более того, человек — потрясающе адаптирующиеся существо: попадая в другую социальную среду, например в страну с другой культурой и, соответственно, другими социальными нормами, мы наблюдаем, анализируем и меняем свое поведение. Встречаясь с социальным роботом, мы подсознательно ждем от него того же.

Нас «обманывает» внешний вид робота (можно назвать его культурный интерфейс), его схожесть с человеком или животным, и мы начинаем сразу посылать ему наши привычные сигналы: махать ему рукой, улыбаться, ожидая от него ответной реакции. А ведь ничего подобного мы не делаем, включая робот-пылесос.

Мы вообще забываем о том, что и игрушечный робот котенок и промышленный робот — это в сущности в одинаковой степени набор контроллеров, датчиков, механических деталей и проводов. Разработчики прекрасно понимают значимость культурного интерфейса социального робота и с большим вниманием подходят к выбору его внешнего облика. Хотя единого мнения по этому вопросу нет.
  
Огромные споры вызывает обязательность схожести такого робота с человеком, а также степени этой схожести. Должен ли робот полностью повторить нас, включая волосы, кожу, ногти, или разработчикам стоит лишь обозначить некоторые человеческие черты в строении.


Роботы Toshiba
Мы ожидаем, что робот должен знать наше место в социальной иерархии, определять нашу социальную роль в конкретной ситуации, наше настроение и, исходя из этих данных, выстраивать свою стратегию поведения. Задача для разработчиков невероятно сложная, но даже если допустить, что она решена, возникают не менее острые вопросы.
  • Если сам робот становится полноценной частью нашего общества, то какой? 
  • Он раб и слуга из пьесы «Р.У.Р.», а может быть, друг, как роботы в рассказах Азимова, наш возлюбленный или захватчик из многочисленных фантастических фильмов? 
  • Имеет ли робот право управлять человеком, отдавать ему приказы? 
Сегодня появляется множество работ, аргументирующих большую эффективность робота как менеджера, руководителя.
  • Но насколько люди готовы подчиняться роботу даже в решении рабочих задач? 
  • Каков его социальный статус и роль? 
  • Будет ли он иметь только обязанности или наделен правами? И какими?
Айзек Азимов

Социальные роботы становятся все более автономными, и, следуя социальным нормам, им даже приходится делать «этический» выбор, связанный с понятием нравственности и морали, что, в общем-то, всегда оставалось прерогативой человека. Также важны и этические последствия применения робототехники в целом для общества. Какими бы немыслимыми и фантастическими ни казались последние названные вопросы, но их сегодня активно обсуждают. Первый международный симпозиум по робоэтике состоялся еще в 2004 году в Италии. Всем известные законы писателя-фантаста Азимова, регулирующие взаимодействие человека и робота, являются своего рода квинтэссенцией, некой идеальной этической системой и, к сожалению, оказались непригодны в реальной жизни. Безусловно, речь идет об имитации роботом всего вышеназванного: пока человечеству не удалось осуществить свою давнюю мечту и создать так называемый сильный искусственный интеллект.

Робот по профессии

Сегодня социальная робототехника — это активно развивающееся междисциплинарное направление, одна из основных задач которого — разработка роботов, имитирующих социальное поведение. По сути, это часть направления взаимодействия робота и человека (human-robot interaction, HRI). Существует огромное количество моделей социальных роботов, в будущем готовых включиться в различные сферы жизни человека, хотя, если вновь обратиться к мифологии, когда зарождалась идея робота, функции их остались неизменны.

Это роботы-помощники, готовые преуспеть в домашних делах, своего рода некое усовершенствование сервисных роботов, например PR2 (the University of California, Berkeley), HEARBO (Honda), Pepper (Aldebaran), EMIEW 2 (Hitachi) и другие модели. Социальные роботы включаются в профессиональные сферы. Робот-пожарный Octavia может стать полноценным членом команды людей. В центре внимания не столько фактическое тушения пожара, сколько взаимодействие с человеком. Octavia пытается понять и правильно интерпретировать его речь и жесты. Робот Robonaut 2 работает на международной космической станции НАСА. В военной сфере появляются роботы-солдаты, например американский Petman агентства DARPA (Агентство перспективных научно-исследовательских проектов Министерства обороны США).


Robonaut 2 — человекоподобный робот, разработанный NASA
и General Motors для МКС. Фото: NASA / Reuters
Социальную позицию «выше» человека могут реализовывать роботы-учителя. Так, робот Genibo исполнял роль ассистента педагога в корейских детских садах. В Японии робот Saya проводила занятия в начальной школе. Различные модели роботов учителей разрабатываются и апробируются в США, Великобритании, Германии и других странах.

Особую группу роботов составляют роботы-компаньоны. Такие роботы призваны быть другом человека, стимулировать его эмоции, оказывать терапевтическое воздействие на психику человека. Как правило, они выполняют и функции роботов-ассистентов. Профессор Кано Масаеши, чтобы помочь пожилым японцам справиться с депрессией, сконструировал робота-младенца [i]Babyloid.[/i] Робот имитирует звуки и движения ребенка. Поведение робомладенеца зависит от того режима, который выбирает человек. Кроме уже запрограммированных поведенческих моделей у робота есть способность к обучению, что позволяет ему в дальнейшем формировать собственную индивидуальную стратегию взаимодействия с человеком (хотя конечно, все еще в рамках заданной программы).

Робот-тюлень Paro. Фото: Kim Kyung-Hoon / Reuters

Робот-тюлень Paro (разработчик Takanori Shibata, Japan’s National Institute of Advanced Industrial Science and Technology, AIST) уже несколько лет участвует в экспериментах по всему миру, взаимодействуя с людьми старшего поколения. Робот моргает, двигает головой и ластами, имитирует голос детеныша гренландского тюленя. У него есть пять видов датчиков, с помощью которых Paro может воспринимать людей и окружающую среду. Он демонстрирует радость, когда его гладят, учится реагировать на слова, может научиться вести себя так, как нравится пользователю. Например, Paro будет помнить свои и предыдущие действия пользователя и попытаться повторить их, чтобы его погладили. Также к роботам-компаньонам можно отнести следующие модели Fujitsu Emotion Bea, Nao и другие.

Еще одна группа включает социальных роботов, входящих в медиасферу и выполняющих в большей степени развлекательные функции. Это роботы-артисты, певцы, музыканты. Данные роботы «социализировались» относительно недавно, хотя сама идея использования автоматических машин для развлечения и ее многочисленные воплощения известны давно: механическая Мария Антуанетта (Жози де Темпан, 1772 год), Pianist или Lady Musician (Жаке Дро XVII век). Известны проекты роботов-художников: Aikon 2, Vangobot, MEART, E-David, Hector, Victor, и тому подобные.

Тем не менее такие роботы не взаимодействовали с человеком на социальном уровне, поэтому их нельзя отнести к социальным роботам. Сегодня они, помимо исполнения «творческих функций», часто социально интерактивны, а также встраиваются в общую сложную социальную систему. Например, уже широко известен феномен рок-группы Compressorhead, которая состоит из четырех роботов. У роботов гуманоидный интерфейс, и у каждого есть свое имя. Также у группы имеется свой сайт, сообщество в социальных сетях и расписание гастролей, с большим с успехом проходящих в странах Европы. Не менее известен робот HRP-4C, этот андроид стал в Японии суперзвездой. Она поет, танцует, снимается в музыкальных клипах и ходит по подиуму в качестве модели. Робот Wakamaru (создан компанией Mitsubishi Heavy Industries) стал актером в университете Осаки (Osaka University). Два андроида сыграли вместе с людьми 20-минутный спектакль Hataraku Watashi («Я работник»). Возможно, в ближайшем будущем нашими медиазвездами станут роботы, а не люди.

Asimo (сокращение от Advanced Step in Innovative MObility) — робот-андроид, созданный корпорацией Honda. Фото: Siphiwe Sibeko / Reuters
Все это лишь часть из возможных сфер для социальных роботов. Также нельзя не сказать о своеобразных «роботах-кумирах» среди самих разработчиков. Одним из таких является робот Asimo (Honda). Сегодня каждого появившегося социального робота с новыми возможностями невольно сравнивают именно с ним, оценивая, удалось ли превзойти этого лидера.

Тем не менее пока многие из социальных роботов созданы только в единственном экземпляре и покидают пределы лабораторий только ради выставок или шоу. Кажется, что обещанное фантастами будущее, где человек и робот живут бок о бок, еще на расстоянии световых лет от нас. Возможно, это ощущение очень обманчиво. Наблюдая за стремительным развитием науки и техники и многочисленными проектами крупных компаний в этом направлении, можно с уверенностью сказать, что все может случиться на нашем веку. И нам самим предстоит увидеть, какое оно будет, наше будущее, и кем для нас станут роботы. А пока, создавая новых и новых социальных роботов, мы все больше приближаемся к познанию и пониманию самих себя.

Amazing Androids


Freaky AI robot