Страницы

Серия: Доисторическая Украина. (12) Кеми-Обинская культура


Кеми-Обинская культура — археологическая культура среднего энеолита, существовавшая на территории Нижнего Приазовья, Нижнего Поднепровья и Крыма в 3 тысячелетии до н.э.

Выделена А. А. Щепинским после раскопок в 1957 году кургана Кеми-Оба (близ города Симферополь) как археологическая культура в Северном Причерноморье (от Таманского полуострова до Южного Буга). Другие специалисты относят к Кеми-обинской культуре памятники Крыма и Нижнего Поднепровья. В современных исследованиях выделение особой Кеми-обинской культуры поставлено под сомнение, её наиболее яркие памятники аргументированно рассматривают как захоронения элиты (вождей, жрецов, старейшин) племён ямной культуры (общности) на территориях, где имелся материал для строительства каменных погребальных сооружений. Хронология Кеми-обинской культуры разработана недостаточно и требует уточнения. Некоторые исследователи предполагали, что Кеми-обинская культура сформировалась на основе культур энеолита Причерноморья и Приазовья (нижнемихайловская, среднестоговская культура) под влиянием кавказских культур (майкопская культура); другие - связывали с проникновением в Крым с Северного Кавказа групп носителей дольменной культуры. Рассмотрение Кеми-обинской культуры в рамках ямной и других культур даёт проблеме её происхождения и наследия иное содержание и связано с изучением указанных общностей.

 Курганы с широким использованием камня при устройстве насыпей: для обкладок, крепид, кромлехов и т.д. Захоронения (есть коллективные, до 30 человек) в ямах или каменных (иногда деревянных) ящиках, стенки и крыша которых сложены из плоских плит, дно засыпано галькой или раковинами; внутренняя поверхность стен часто покрывалась росписью красной и чёрной красками, изредка - гравировкой (косые и зигзагообразные линии, косые кресты, треугольники, «ёлочки» и т.п.). Погребённые скорчены на спине или правом боку, окрашены охрой; известны остатки деревянных повозок. С Кеми-обинской культурой связывают некоторые стилизованные каменные бабы. Керамика лепная, характеризуется тонкостенностью, хорошим обжигом, серым, тёмным, коричневым лощением, отсутствием или бедностью орнаментации. Бронзовые топоры, долота, шилья, ножи, височные кольца, костяные булавки, каменные шлифованные топоры, микролиты относятся к типам, обычным для других культур бронзового века Северного Кавказа и Причерноморья. В основе хозяйства населения: степных и предгорных районов - полукочевое скотоводство; морского побережья - сбор морепродуктов, рыболовство, морской промысел. О металлообработке свидетельствует погребение в «Золотом кургане» близ Симферополя, сопровождавшееся складными глиняными формами для отливки топоров.
_____________________

Лит.: Щепинский А. А. Культуры энеолита и бронзы в Крыму // Советская археология. 1966. №2; Археология Украинской ССР. К., 1985. Т. 1.
_____________________

Кеми-обинские племена хоронили умерших под курганами. Нередко это были довольно сложные сооружения, для строительства которых широко использовались камень и древесина.

Для погребальной камеры выкапывалась четырёхугольная яма. Стены ямы чаще всего обкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами или деревянными колодами. Внутренние стены каменной или деревянной камеры часто расписывались красками; возможно, роспись имитировала ковры. На дно камеры, посыпанное мелкой галькой, морскими ракушками или раздробленной известью, укладывали умершего либо на спине, либо на боку, в скорченном положении.

В погребальную камеру ставили глиняную посуду, различные предметы из камня, кости и металла, которые могли «понадобиться» покойному на том свете. После этого погребальная камера перекрывалась каменными плитами или деревянными колодами и старательно замазывалась глиной. Над погребением делали земляную насыпь, которую нередко обкладывали камнями. Вокруг центрального сооружения, иногда на определённом расстоянии, сооружался каменный круг-кромлех, после чего всё сооружение засыпали землёй.

Если кеми-обинцы хотели особо отметить некоторую личность, на кургане устанавливали каменную антропоморфную стелу или вертикальный необтёсаный продолговатый камень — менгир. На каменных ящиках в погребенияхы встречаются изображения, имеющие точные и детальные аналогии на стелах Франции — Т-образные личины, пастушеские посохи, боевые топоры, изображения стоп, борющихся людей.

 Если ямная сообщество продолжала линию развития, начатую среднестоговской, то Кеми-Оба унаследовала азово-черноморскую линию развития нижнемихайливской культуры. Ареал Кеми-Обинская культура (2800- 2300 pp. До н. Э.) Охватывает Крым и частично Степное Причерноморья и Надазовья. В целом она была синхронной ямные сообществу и предшествовала катакомбной. На своеобразие захоронений Крыма в разрисованных изнутри каменных ящиках обратили внимание еще во второй половине XIX в. Однако епонимну памятник (Длинная могила Кеми-Оба) было раскопано лишь в 1957 г.. Вблизи г.. Белогорск А. А. Щецинская, который выделил вскоре Кеми-Обинская культура. Дискуссия о статусе Кеми-Оби обострилась в начале III тыс. В связи с публикацией материалов раскопок упомянутого кургана и монографии А. А. Щепинский "Кеми-Обинская культура". Она сводится к вопросу: рассматривать Кеми-Обу как самостоятельное явление или в системе комплексов ямной культурно-исторической общности. Ставить точку в этой полемике еще рано.

Определяющие характеристики культуры памятники сосредоточены в Крыму. Поселение (Симферопольское, Таш-Аир, слой V бы, Холодная Балка и др.) Только обследовались. Они расположены на речных террасах и даже на берегу моря. Хорошо изучены подмогильные захоронения в каменных и деревянных сундуках, ямах, перекрытых каменными глыбами и закладками.


Материалы Долгой Мопилы Кеми-Оба - епонимной достопримечательности
Кеми-Обинская культура:

  • 1 - план и сечение могильного комплекса;

  • 2-4 - каменное сооружение над деревянной сундуком № 1, конструкция сундуки и керамика из нее

  • 5-7- деревянный сундук № 3 и вещи из нее

  • 8 - кувшин с каменной сундуки № 1;

  • 9-12 - посуда и изображения на стене с каменной сундуки № 3;

  • 13-14 - каменная сундук № 2 и горшок с ней;

  • 15-17- материалы с деревянного сундука № 2 (по А.А. Щепинським.Г. М. Тощева).

  • 1, 2, 13 - планы и сечения погребальных сооружений;

  • 3, 4, 6, 8-11, 14, 16, 17-керамика;

  • 7- кость;

  • 12 - камень;

  • 15 - кремень

Вокруг погребальных сооружений нередко строили кромлехи (могилы Кеми-Оба, Курбан-Байрам, Скала, Мамай). Покойников хоронили в скрюченном состоянии на стороне или на спине, посыпали охрой. Внутренние стенки каменных ящиков в особых случаях покрывали полихромной геометрической росписью культового содержания. Преобладает тема, связанная с деревом жизни и символикой плодородия. Такие конструкции распространены и за пределами Крыма (Одесса, Кривой Рог, Надпорожья и Молочная), что поддерживая нижнемихайливской традицию.


Эту традицию развивала, в частности, керамика Кеми-Обинская культура - легкая, тонкостенная, плоскодонная, с лискованою хорошо заглаженной внешней поверхностью без декора. В керамическом тесте прослеживаются примеси тщательно измельченной ракушки, кварца, песка. Среди основных форм - горшки, чаши, тарелки, кубки. Немногочисленными, но выразительными, являются изделия из меди и бронзы - местного происхождения (шила, ножи, тесла, втульчасти топоры) и импортируемые (двузубая вилка). Найдены глиняные формы для отливки проушные топоров (Долинка). Высокого уровня достигла обработка камня (гранит, ракушечник, песчаник, известняк). Наличие тщательно обработанных глыб некоторые исследователи рассматривают как решающую признак принадлежности комплекса в Кеми-Оби, даже за пределами Крыма. Образцом строительного искусства считаются ящики, изготовленные из плотно прилегающих друг к другу глыб, с надежным перекрытием и декоративной отделкой стен (Курган-Байрам, Астанин, Кояш и др.). Показательна коллекция антропоморфных стел с эпическими сюжетами поединка на поверхностях (Черноречье, Казанки, бахчевые-Эли). Был налажен выпуск втульчастих шлифованных топоров. Многочисленной группой представлены изделия из кремня (скребки, наконечники стрел и копий, сверла, вкладные серпов и т.д.).


Кеми-Обинская культура

Основным занятием населения были скотоводство и земледелие. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Наличие зернотерок, кремневых вкладышей к серпов и изображения пахотных орудий (соха, плуг) на потолке с бахчевые-Эли свидетельствует о развитии пахотного земледелия. Вспомогательную роль играли охота и прибрежный морской промысел. Кеми-обинци поддерживали связи с населением ямной сообщества, а также с племенами Северного Кавказа в контексте азово-черноморской линии развития. Контакты осуществлялись через Боспор Киммерийский в районе острова Коса Тузла. Захоронение Кеми-Обинская культура в деревянном срубе обнаружено на Тамани (Мижлиманський курган), а в Крыму исследовано отдельные дольмены кавказского происхождения.


Древний Крым.
Карта (на укр.яз.), кликабельно




☑️ Список всех тем серии: