Страницы

Серия: Доисторическая Украина. (11) Кизил-Кобинская культура


  • 1 - план и общий вид полуземлянки (по О.И. Домбровскому).
 Археологические находки из раскопок в пещере и на Туфовой площадке:
  • 2, 7-19 - сосуды;
  • 3 - бронзовый наконечник стрелы;
  • 4 - бронзовый браслет;
  • 5, 6 - кремневые серпы.
Кизил-Кобинская культура — это археологическая культура бронзового века, получившая наибольшее распространение в горных и предгорных районах Крыма в IX-VI веках до н. э. Название культура получила по месту первой находки в пещере Кизил-Коба (Красная пещера) Симферопольского района, археологами Бонч-Осмоловским и Эрнстом в 1921-1924 годах.

Представлена лепной керамикой черного цвета. Часть орудий была выполнена из кости: шилья и наконечники стрел. Раскопаны сельскохозяйственные поселения с зерновыми ямами и загонами для скота. Носителями культуры были предположительно тавры. Испытали влияние белозерской культуры и, в меньшей степени, кобанской. Выделена культура в 1926 году.

Кизил–кобинская культура представлена поселениями и могильниками, IX-III веков до н. э., в предгорном Крыму. Основными занятиями кизил–кобинцев были земледелие и пастушеское скотоводство. В дискуссии об этнической принадлежности кизил–кобинцев в последнее время все больше сторонников приобретает теория о существовании в древности в рамках одного этноса, который сформировался из части племен, населявших Крым в эпоху поздней бронзы.

Дальнейшие исследования крымских древностей, продолжившиеся уже в советское время, позволили выявить новые поселения в предгорной части полуострова. Происходившие из их раскопок находки отличались заметным архаизмом. Это обычные для памятников каменного и бронзового веков кремневые скребки, шлифованные каменные топоры и костяные иглы-проколки. Но очень колоритная лепная лощеная посуда, украшенная врезным геометрическим орнаментом, иногда инкрустированным белой пастой, прежде известна не была. В 1920-х годах выдающийся археолог Г.А. Бонч-Осмоловский объединил все поселения этого типа в одну группу, которая по месту первых раскопок в урочище Кизил-Коба получила название «кизил-кобинская культура».


Подобные поселения впоследствии были открыты по всей предгорной полосе от Севастополя до Феодосии. Лучше всего исследованы поселения Кизил-Коба, Симферопольское, Ашлама-Дере, Уч-Баш, Инкерманское. Часть этих поселений была застроена полуземлянками и небольшими наземными жилищами каркасно-столбовой конструкции с глинобитными стенами. Рядом с постройками располагались многочисленные (до 100) хозяйственные ямы, предназначенные для хранения продовольственных припасов и сброса бытовых отходов. По редким костяным и бронзовым наконечникам стрел, предметам конской сбруи и украшениям, а также по единичным образцам греческой гончарной посуды кизил-кобинская культура датируется VIII — началом III веков до н. э.

Обнаружив поселения, археологи стали искать могильники, на которых жители этих населенных пунктов хоронили своих умерших. Поиск увенчался успехом. Они были найдены рядом с поселениями, причем эти могильники, так же как и в горах, представляли собой скопления каменных ящиков. В отличие от горнокрымских таврских, каменные ящики предгорий не столь монументальны, их стенки состоят не из одной цельной плиты, а сложены из нескольких камней, а число погребенных в них колеблется от 1 до 23, чаще всего — 2-4. В кизил-кобинских могилах представлена такая же, как и на поселениях, посуда, оружие и конская узда киммерийского и скифского облика, а также бронзовые украшения, подобные тем, что известны в горах и на Южном берегу.



  • 1-3 - типы зерновых ям;
  • 4-5 - сосуды для хранения зерна и других продуктов;
  • 6-7 - каменная зернотерка;
  • 8, 9, 16-18 - каменные орудия для обработки почвы;
  • 10-15 - пахотные орудия.
Материалы раскопок позволили сделать вывод, что население, оставившее кизил-кобинскую культуру, являлось оседлыми земледельцами, пастухами и собирателями, что подтверждается находками зерен пшеницы, ячменя, фасоли и гороха, а также огромного количества костей коз, овец, коров и свиней. Вспомогательную роль в их хозяйстве играла охота, а в приморских районах — рыбная ловля и сбор съедобных моллюсков.



  • 1-5 - глиняные друшлаги;
  • 6-10 - сосуды для хранения молочных и других продуктов;
  • 11-17 - типы глиняных пряслиц.
С открытием кизил-кобинской культуры возникла необходимость выяснить ее этническую принадлежность и соотношение с таврской культурой. Первым кизил-кобинскую культуру с историческими таврами связал Г.А. Бонч-Осмоловский. Действительно, по такому показателю как использование для захоронений каменных ящиков и по найденному в них инвентарю могильники предгорного и горного Крыма очень похожи. Далее, в письменных источниках V-II веков до н. э. среди обитателей этой части полуострова не названы никакие другие народы, кроме тавров, а своих соседей-варваров греки знали очень хорошо.

Однако, имеются основания считать, что кизил-кобинская культура не имеет отношения к таврам и оставлена другим народом, название которого не сохранилось. Так, кизил-кобинцы занимали предгорья, а тавры горы, при этом, в предгорьях преобладают поселения, существовавшие с VIII по III века до н. э., а в горах — могильники, функционировавшие в VI-V веках до н. э. Кизил-кобинцы были пастухами и земледельцами, тогда как тавры — кочевниками, грабителями и пиратами.

При сохраняющейся спорности вопроса, большинство ученых считает, что и кизил-кобинская, и таврская культуры принадлежат таврам. Имеющиеся несоответствия в особенностях экономики, образе жизни и культуре населения гор и предгорий обусловлены различной природно-географической средой обитания, а отличия во времени бытования кизил-кобинской и таврской культур объясняется тем, что по невыясненным пока причинам в VI веке до н. э. часть тавров переселилась из предгорий на Главную гряду и Южный берег Крыма, а в IV веке до н. э. произошла их обратная миграция.


Классификация кизилкобинских памятников (кликабельно)

Отмеченная выше малочисленность импортных греческих находок на таврских памятниках говорит о замкнутости тавров и их нежелании вступать в торговые или иные контакты с эллинами. Однако, в некоторых случаях тавры становились жителями античных городов. Типичные кизил-кобинские сосуды с черной блестящей поверхностью и врезным декором найдены на Боспоре, в Керкинитиде и Херсонесе. Греки такую посуду не делали, поэтому ее появление в античных городах связано с проникновением крымских туземцев, скорее всего женщин. Выделкой лепной посуды, как правило, занимались именно женщины, и молодые неженатые греки-колонисты могли брать их себе в жены. Кроме женщин, жителями греческих полисов становились и тавры-мужчины. Так, из столицы Боспорского царства Пантикапея происходит надгробие V века до н. э. со следующей надписью:

«Под этим памятником лежит муж, для многих желанный, родом тавр.
Имя его Тихон». 

Варвар, носивший чисто греческое имя и удостоенный посмертной эпитафии, несомненно, являлся полноправным членом эллинской гражданской общины. Однако видимо не все тавры занимали столь высокое положение. Основная их масса имела статус рабов и других социально зависимых категорий населения.



  • 1, 2 - погребальные сооружения и обряд захоронений;
  • 3 - костяной псалий от уздечки;
  • 4 - железный нож;
  • 5-8 - бронзовые наконечники стрел;
  • 9 - бронзовое зеркало;
  • 10 - железный меч;
  • 11, 12, 16 - бронзовые украшения;
  • 13 - пряслица;
  • 14 - раковина каури;
  • 15 - глазчатая бусина;
  • 17 - костяной стержень с перехватом;
  • 19-30 - лепные глиняные сосуды.
Значительно более тесные отношения установились между таврами и появившимися в Крыму скифами, нередко сопровождавшиеся смешанными браками между представителями двух народов. Об этом говорят парные подкурганные погребения, в которых мужчина-воин со скифским оружием лежит вытянуто на спине, а рядом с ним скорченно на боку лежит женщина с таврскими украшениями и посудой.

О религиозных представлениях тавров, кроме упоминавшегося культа богини Девы, известно не много и судить об этом можно по находкам в некоторых крымских пещерах. В пещере Ени-Сала II стоял сталагмит, увенчанный рогатым черепом козла, вокруг которого были разбросаны обломки кизил-кобинских сосудов. В одном из залов пещеры МАН, где также найдена таврская керамика, обнаружено изображение человеческого лица с крестом над ним, который, как считается, символизирует солнце. Поскольку сырые, холодные и темные пещеры мало пригодны для жилья, ученые полагают, что это таврские святилища, где отправлялись земледельческо-скотоводческие культы. С культом плодородия связаны примитивные глиняные фигурки людей и животных, обнаруженные в хозяйственных ямах поселения Шпиль.

Как мы знаем, самые поздние таврские памятники прекратили свое существование в IV или в начале III века до н. э. Но совсем не значит, что к этому времени тавры исчезли совсем. Кроме рассказа Тацита о нападении тавров на римских солдат в 49 году н. э., о сохранении таврского компонента среди населения Крыма в I-II веков н. э. свидетельствуют надписи. В двух из них, датирующихся началом I века н. э., прославляется боспорский царь Аспург, который «подчинил скифов и тавров». Из надписи на херсонесском надгробии I или II веков н. э., поставленном над могилой двух вольноотпущенников, явствует, что один из них — врач Ведий Трепт — был убит таврами.

Для объяснения того, что же произошло с таврами, предлагается следующая версия. По-видимому, к IV веку до н. э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости, создавая в предгорьях свои долговременные населенные пункты. Постепенно, под воздействием численно превосходящих и более развитых скифов, тавры утратили специфические особенности своей культуры и стали совершенно «неуловимыми» археологически. Процесс поглощения (ассимиляции) скифами тавров нашел отражение в письменных и эпиграфических документах. Например, на рубеже эр для обозначения варварского населения Крыма в них, наряду со скифами и таврами, употребляются и новые названия «тавро-скифы» или «скифо-тавры». Окончательная ассимиляция тавров, когда они перестали существовать как отдельный этнос, очевидно, завершилась ко II-III веку н. э.

Тавроскифам приписывают крупнейшее культовое место античной эпохи, расположенное близ перевала Гурзуфское Седло, на высоте 1434 м над уровнем моря. Расцвет святилища приходится на первую половину I века н. э. Найдены тысячи ценных металлических предметов (монеты, статуэтки, украшения, оружие, посуда и пр.), фрагменты керамики, челюсти крупного рогатого скота. По-видимому, духам и божествам приносили жертвы в надежде, что из челюстей возродятся съеденные животные. Многие найденные предметы могли оказаться в руках местного населения после разгрома тавроскифами римских кораблей полководца Гая Юлия Аквилы (49 год н. э.).



☑️ Список всех тем серии: