Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Пещера МАН


Пещера МАН
Пещеру МАН открыли и обследовали в 1963 году школьники, которые занимались краеведением, члены археологического кружка Малой Академии Наук (МАН). Пещера находится в относительно труднодоступном и поэтому малопосещаемом месте.
Может показаться на первый взгляд, что тропа над обрывом ведет не ясно куда, причем даже, когда стоишь фактически вблизи с пещерой, ничто не дает ее присутствия: вход находится под выступами скал, хотя абсолютно внезапно за одной из них открывается высочайшая полукруглая арка.


Пещера МАН
Пещера состоит из 2-ух этажей. Верхний представляет из себя галерею с высотой свода от 3,5 метров над входом, до 10 метров по центру, и протяженностью приблизительно 30 метров.

Тут сыровато, натеков относительно немножко… Хотя первооткрывателей, приблизительно 50 лет назад ступивших под данные своды, выжидали поразительные открытия. В последствии множества тысячелетий забвения они открыли сохранившиеся в первозданном виде страницы жизни наших дальних предков. В гроте были обнаружены наскальные рисунки, до наших дней, увы, не сохранившиеся.


Пещера МАН
Грот заканчивается обвалом из больших камней, здесь есть проход к 30-метровому колодцу, водящему в просторную нижнюю галерею пещеры.

Первооткрыватели заметили тут большое количество костей животных, как правило черепа и кости ног, т.е. те самые части туши, которые были использованы в качестве жертвы. Хотя самым большим открытием стала находка трех фактически полных скелетов… пещерных медведей!

В горизонтальной части пещеры МАН наблюдать вобщем-то нечего, и уж чтоб добраться до нижней галереи — надо снаряжение.

Грот довольно комфортен как стоянка для путешественников в любую пору года. В нем есть плоские площадки, где с легкостью вмещаются 4 палатки. Немного повыше грота размещены маленькие площадки с которых раскрывается удивительный вид на плато Чатыр-Дага и близкие города и поселки: Симферополь, Лучистое и Перевальное.


Пещера МАН
Пещера МАН в два этажа. В верхнем этаже по стенкам течет вода и со сводов каплет. Некогда пещера служила руслом подземной реки, существовавшей в недрах Демерджи в том месте, где сейчас зияет глубокое ущелье между горой Пахкал-Кая и двуглавой Юки-Тепе. Пещера образовалась в известняках почти на границе с конгломератами, по древнему разлому. В пустотах пещеры находится кальцит.

Своды верхнего яруса пещеры от 3,5 м над входом, до 10 м в центре, длина пещеры около 30 метров. В пещере сыро, наплывов сравнительно немного. Пещера заканчивается нагромождением крупных обломков скал, обвалившихся с потолка, возвышающейся на три метра от пола. Археолог Аскольд Щепинский сообщает, что над этим нагромождением он обнаружил высеченное в натеке схематичное изображение человеческого лица – ровный круг диаметром 12 см, на котором углублениями были показаны рот и глаза. А над лицом четкими линиями был прорезан в скале равноконечный крест. Эти изображения ученый датирует концом III — первой половиной II тысячелетия до нашей эры. Они являются древними знаками, символизирующими огонь – «земной» (крест) и «небесный» (солнце).


Пещера МАН
Под этими изображениями заложили шурф, который дал интересную находку: обломок стенки лепного сосуда с нанесенными на нем изображениями, которые можно интерпретировать как условное обозначение стихий: круг солнца и изломы молний - огня, точки (капельки) дождя – воды… Такие изображения, по мнению Щепинского, характерны для кизил-кобинской культуры, VII–VI века до н.э.

К сожалению, изображения лица и креста ввиду их доступности были уничтожены. Обломку сосуда повезло: он экспонируется в Краеведческом музее в Симферополе.

Под изображением находится колодец глубиной 32 метра, приводящий в нижний зал пещеры.

Первооткрыватели обнаружили здесь множество костей животных, в основном черепа и кости ног. Археологи считают, что здесь в кизил-кобинское время совершались жертвоприношения животных, которых в дар божеству сбрасывали в колодец.

Но самой неожиданной стала находка трех практически целых скелетов… пещерных медведей!

В книге «Вслед за каплей воды» профессор Владимир Дублянский пишет:

«Как эти звери угодили в нижний этаж, осталось загадкой. Не исключено, что некогда нижний этаж соединялся с поверхностью более широкими отверстиями».

Далее В.Н. Дублянский весьма убедительно высказывает версию о том, что пещерный медведь, вопреки сложившимся он нем представлениям, мог быть у неандертальцев в определенной степени «домашним» животным.

 «Во время похолодания, вызванного оледенением, травы и коренья, которыми в основном питались медведи, стали доступными только два-три месяца в году. Остальное время медведи проводили в пещерах, которые постепенно становились их тюрьмой. Так, может быть, пещерный медведь - не грозный убийца, а мирное травоядное животное? Проводя треть жизни в спячке, он был для неандертальцев чем-то вроде живой кладовой с пищей. Отсюда и пошел культ медведя, хранителя племени от зимнего голода, такой же естественный, как земледельческие и скотоводческие культы.
Достаточно вспомнить, что культ медведя, как тотемного животного, по сей день исповедуют народы Севера, начиная от хантов и заканчивая индейцами. Но у них медведь – не безобидная животинка, а свирепый зверь.
Именно такое изображение я увидел на стене пещеры МАН, рядом с колодцем, на дне которого были обнаружены останки медведей. Крупный натёк удивительно напоминал медведя, оскалившего пасть. Я не специалист в древнем искусстве, но динамичность и выразительность природной скульптуры дают основания полагать, что к естественному натёку вполне мог аккуратно приложить руку художник каменного века…».
 Каким божествам поклонялись люди в своем первобытном храме? Наверное, тем, от кого зависела их жизнь. Несомненно, эта пещера была святилищем на протяжении многих тысячелетий. Вполне возможно, что первые жертвы, еще в каменном веке, приносились пещерным медведям, - хранителям рода. Сохранила свои функции пещера и позднее, в бронзовом веке, с развитием скотоводства. Неподалеку от нее проходила тропа, удобная для прогона скота из долины на горные пастбища. Тогда-то, надо полагать, и появились на дне колодца останки домашних животных.


Пещера МАН
А еще очевидцы рассказывают, что в день летнего солнцестояния, 22 июня, на закате, лучи солнца проникают в самую глубину пещеры, и освещают нагромождение глыб, над которыми некогда были изображены крест и «лицо»: солнечное божество как бы посылает привет своим земным собратьям.