Ангарский
перевал
|
Ангарский перевал — перевал в Крыму, самая высокая точка трассы
Симферополь-Алушта (752 м над уровнем моря). Второе название –
Ангар-Богаз. Назван в честь протекающей рядом с ним реки Ангары (в
переводе с крымскотатарского «ангара» - теснина, ущелье).
Популярное место отдыха. На склоне Чатыр-Дага проложены горнолыжные и
санные трассы, которые действуют в зимнее время. Сезон катания (толщина
снежного покрова 30-50 см) - с января до начала марта. Недалеко от
Ангарского перевала на Чатыр-Даге находится Буковая роща — популярное
туристическое место. В окрестностях Ангарского перевала проводятся
соревнования по спортивному ориентированию. Проложена пятикилометровая
трасса для любителей горного велосипеда.
Через Ангарский перевал проходит самый короткий путь на Южный берег Крыма с севера.
Карта Крыма
|
Карта
Крыма издательства Ильина (позднее 1859)
|
Историческая
справка
Пути через Ангарский перевал с континента к морю проходили с
незапамятных времён. В XIX веке исследователь Крыма П.И. Кеппен
обнаружил рядом с перевалом фрагменты стены, которая перегораживала
ущелье между двумя яйлами. По мнению Кеппена, это было элементом
систематической обороны Южного берега Крыма во времена византийского
императора Юстиниана I. Стены были сложены из необработанного камня и,
по мнению историков, призваны были остановить вторжения варваров. Сейчас
сооружений почти не осталось, всё разобрано местными жителями на новые
постройки.
В 1774 году, рядом с перевалом, севернее деревни Шума (современное
название Верхняя Кутузовка) произошло сражение турецких войск с
русскими. С турецким войском в 25 тысяч человек сразился отряд всего в
2850 человек, обративший турок в бегство. Отдельным легионным батальоном
в рядах русских солдат командовал подполковник Михаил Кутузов, будущий
победитель Наполеона Бонапарта. Именно в этом сражении Кутузов потерял
глаз. В память о битве на трассе Симферополь-Алушта поставлен памятный мемориал, известный как «Кутузовский фонтан».
Впервые проезжую дорогу через Ангарский перевал проложили в 20-х годах XIX века (строительство было окончено в 1826 году),
тогда же на перевальной точке у дороги был установлен памятный обелиск,
указывавший, что «От Симферополя 32 версты. От Алушты 13 верст». В
1860-х годах новое, широкое шоссе было перенесено ниже, туда, где
проходит и по сей день. Обелиск же остался на старом месте, и в наши дни
его можно найти в лесах возле шоссе, недалеко от остатков старой
дороги.
Впоследствии дорогу неоднократно улучшали, строили дренажные системы
для отвода подземных вод, а в конце 50-х годов XX века по ней проложили
вторую в мире горную троллейбусную трассу от Симферополя до Ялты.