Страницы

Программирование: женское дело


Сейчас много говорится и пишется о женщинах в науке, а также о том, почему их имена редко упоминаются в учебниках, а сегодня разбираемся в сфере кодинга. Место женщины всегда было в программировании: от истоков и первых языков программирования до запуска человека в космос, от первых персональных компьютеров до современныхинженеров крупнейших компаний — женщина всегда кодила. Уничтожаем миф о том, что кодинг — не женское дело.


На самом деле мужчины пришли в IT благодаря женщинам, а никак не наоборот. Двоичный код изобрела математик Ада Августа Лавлейс, она же написала первую программу и ввела ключевые понятия программирования (цикл и рабочая ячейка). Её учителем была автор книги «Взаимосвязь физических наук», астроном и математик Мэри Сомервилль. Математик и офицер ВМФ Грейс Хоппер написала первый компилятор, ещё она работала с первыми электронными компьютерами, внедрила стандартизацию в практику тестирования и развивала идею машинно-независимых языков. Именно под её руководством был создан первый высокоуровневый язык COBOL
Flamie,
андроид-разработчица:

«Никогда не говорите программистке: „Ого, а я думал, девушки не могут в программировании. Ты не такая, как все“».
В то далёкое время, когда компьютерная индустрия ещё только зарождалась, она была далеко не единственной женщиной-программистом. Например, в НАСА были целые команды программисток.



На фотографии — команда женщин, занимавшихся подготовкой к запускам космических аппаратов в шестидесятых*



* Здесь можно прочитать о судьбе одной из инженеров, Маргарет Хамильтон, участвовавшей в разработки программы «Аполлон».



Статья из «Космополитан» шестидесятых,
которая рассказывает о программистке Энн Ричардсон

Мало кто знает, что знаменитый Стив Джобс пользовался идеями учёного и разработчика языка Smalltalk Адель Голдберг по созданию «идеального компьютера», а голливудская кинозвезда Хэди Ламарр изобрела систему переключения частот. Однако авторство сделанных женщинами открытий нередко приписывается работавшим с ними мужчинам.

Откуда взялся миф, что кодинг — не женское дело


Как сообщает The Guardian, «исследователи рассмотрели около 3 000 000 запросов на рассмотрение кода, поданных на GitHub, и обнаружили, что написанные женщинами коды одобряли чаще (78,6 процента), чем написанные мужчинами (74,6 процента)». Но эта разница существовала только в том случае, если пол отправителей был скрыт.

«Предубеждение против женщин-программистов всё равно существует», — констатируют исследователи.
Gram Atir,
разработчица Ruby/PHP:
«В ИТ-сфере есть два варианта отношения к необходимой половой принадлежности айтишников. Первый — это старый добрый, про неженское дело: женщина не может освоить даже программирование, а если может, то в ущерб своему простому женскому счастью. Второй — „современный и прогрессивный“: программирование, по большей части, вполне себе „женская профессия“, потому что освоить PHP может „даже твоя мама“. И потому некоторые области программирования медленно, но верно переходят в женские руки, становясь низкооплачиваемыми, что когда-то произошло с врачебным делом. Так что при текущей системе восприятия женщины существенного различия для нашего положения не несёт никакое отношение к „половому делу“ программирования, пока это отношение диктуют мужчины».

В среднем мужской мозг на 8-10% больше женского, что не удивительно: голова мужчины, как правило, больше женской. Мужской и женский мозг различаются не только размерами, но и уровнями активности: женский оказывается более активным. В 2005 году исследователи Гарвардского университета обнаружили, что части лобной доли мозга, отвечающие за принятие решений и разрешение проблем, пропорционально больше у женщин.

Научный труд Sex Differences in the Structural Connectome of the Human Brain, опубликованный 2 декабря 2013 года в Национальной Академии наук, показал, что мальчики и девочки обладают равными математическими способностями, а разрыв в количестве мальчиков и девочек среди математически одарённых культурно обусловлен и имеет тенденцию снижаться по мере развития гендерного равенства.



Многое указывает на то, что культурная среда, в которой растут девочки, а также господствующие в ней стереотипы, влияют на положение женщин в науке. Лучшее тому подтверждение — исследование, опубликованное в конце июня на страницах издания «Proceedings of the National Academy of Sciences». Оно охватило более полумиллиона человек из тридцати четырёх стран мира. Участникам исследования было предложено соотнести слова, презентующие женский и мужской миры (он — сын, отец, она — жена, мать) с определёнными областями как технических, так и гуманитарных наук. Результаты оказались ошеломляющими: чем в исследуемом обществе был сильней стереотип женщины-гуманитария, тем хуже девочки, живущие в нём, справлялись с заданиями по точным наукам. В то же время в странах Скандинавии, где стереотипное мышление — редкость, мальчики и девочки демонстрировали одинаковые результаты по точным предметам, а в Исландии девочки оказались даже ощутимо успешней мальчиков.

Российские школьницы больше интересуются точными науками, чем их ровесницы из европейских стран. Об этом говорят результаты исследования, проведённого по заказу Microsoft. Для исследования опросили девять с половиной тысяч девочек от одиннадцати до восемнадцати лет из Италии, Германии, Финляндии, Франции, Великобритании, Ирландии, Польши, Голландии и России. Как оказалось, в России девочки начинают интересоваться физикой, математикой и информатикой на год раньше — в десять лет по сравнению с одиннадцатью годами в среднем по Европе. При этом и в России, и в Европе учёные отметили снижение интереса к точным наукам у девочек в пятнадцать-шестнадцать лет. В качестве примеров для подражания на первом месте юные респондентки называли учителей, что характерно и для России, и для Европы. На втором — блогеры (в России) и родители (в Европе). На третьем — примеры успешных учёных-женщин (в России) и братья-сёстры (в Европе). Интересно, что хотя в России влияние семьи велико, оно всё же не является определяющим при выборе профессии. Блогеры, например, имеют большее влияние, нежели родители. Ещё один любопытный факт, который отличает российскую молодёжь: когда у девочек в Европе просили привести пример знаменитых женщин из области науки, большинство девочек затруднились с ответом на вопрос. А 44% опрошенных и вовсе сказали, что когда они думают об учёных, в голове возникают только образы знаменитых учёных-мужчин. Российские же респондентки без затруднений называли имена известных учёных-женщин, прежде всего Софью Ковалевскую.
N.,
тестировщица:


«В целом какого-то ужасного опыта в IT-сфере из-за того, что я женщина, у меня нет. Ну, кроме постоянных вопросов про декрет. Ещё бесит, что в новом коллективе все поначалу игнорируют. Все друг с другом поздоровались, например, а на меня — ноль реакции. Так делают не все, но многие».
Очень часто ошибочное субъективное мнение о собственных математических способностях мешает девушкам посвятить себя изучению точных наук. Группа американских исследователей под руководством Саманты Микс из университета штата Флорида проанализировала причины, по которым девушки редко посвящают себя занятиям точными науками. Подробнее с результатами работы специалистов можно ознакомиться в журнале Frontiers in Psychology. В исследовании приняли участие четыре тысячи четыреста пятьдесят студентов — как молодых людей, так и девушек, обучающихся в семистах пятидесяти высших учебных заведениях США. Данные о них собирались с 2002 по 2012 годы. Учёные выясняли, как студенты оценивают собственные склонности к тем или иным дисциплинам, а также оценивали реальные знаний учащихся в этих сферах. Результаты работы показали, что среди девушек распространено мнение о том, что талант к математическим дисциплинам либо есть, либо отсутствует, и если его нет, то стараться развиваться в этом направлении нет смысла
Gram Atir,
разработчица Ruby/PHP:


«Все те баги, которые существуют в любых производственных отношениях между женщиной и мужчиной, существуют и здесь. С точки зрения общества мужчина-программист начинает с позиции «джуниор». Женщина же стартует с особой позиции «женщина». Как и в любой другой области, ей нужно знать чуть больше и прилагать чуть больше усилий для защиты личных границ, чтобы отстаивать право быть своей среди коллектива программистов, а не существовать на правах вазы с цветком под грязную работу. Я работала в нескольких крупных компаниях, параллельно как фрилансер принимала заказы от директоров контор напрямую. При этом надо сказать, что меня, на тот момент восемнадцатилетнюю студентку, действительно нанимали как дешёвую рабочую силу, потому что девочка много не потребует. Картина, которую я видела неоднократно: я называю ценник, вполне себе средний, и собеседующие переглядываются широко раскрытыми глазами. Крайне необходимо сразу оценивать себя не просто по достоинству, так как это слишком расплывчато, а достаточно высоко, как и поступают почти все мужчины. Не браться работать бесплатно за портфолио, и в целом выгонять из головы синдром самозванки и чувство вины. Уверенное отношение к себе приносит больше денег, чем опыт.

Далее по списку идёт старый добрый менсплейнинг. Предположим, ты работаешь над проектом в одиночку. Компания нанимает нового удалённого программиста, и ему сообщают, что вот, дескать, женщина написала это приложение, по всем вопросам к ней. Далее программист, решив обратиться за логами, пишет тебе _подробную_ _пошаговую_ инструкцию открытия логов во фреймворке. В дальнейшем оказывается, что он действительно, не общавшись с тобой ни разу, уверен в твоей некомпетентности.Ещё были разные, не самые приятные, но похожие друг на друга как капли воды ситуации (аналогичный опыт постоянно встречаю у других женщин): когда эдакий бывалый кодер или прожжённый сисадмин начинает видеть в вас свою вайфу. Целеустремлённая девчушка с острым языком, да ещё и программирует, ну прямо сошла со страниц манги! Когда вы говорите, он умилённо улыбается и в целом любит упомянуть о своём отношении. Перебить такое можно разве что острой так называемой маскулинной агрессией, что, конечно, энергозатратно».



Е.Андольщик,
Н.Жукова