Страницы

«Моя собака отправится в рай!»: заупокойные службы по животным в Японии

В последнее время всё больше людей хотят проводить заупокойные службы по домашним любимцам, и в буддизме направления Дзёдо это вызывает дискуссии о возможности перерождения животных в Чистой земле. Автор статьи является буддийским монахом и рассказывает, как относились к заупокойным службам по животным в Японии в древности и в наши дни.
Дискуссии в буддизме Чистой земли

Могут ли домашние любимцы переродиться в Чистой земле? В некоторых направлениях японского буддизма на данную тему ведутся жаркие споры. Поводом для этого послужило заявление Адати Тосихидэ, ответственного исследователя Института изучения направления Дзёдо (Чистой земли) при монастыре Тионъин, которое он сделал в сентябре 2016 года в ходе заседания научного сообщества, занимающегося изучением буддизма Чистой земли (Дзёдо). Он сказал:
«Святой Хонэн (основатель направления Дзёдо) считал, что существа, которые в нынешнем перерождении являются животными, не могут сразу же переродиться в Чистой земле».
Проще всего объяснить это следующим образом. Изначально в направлении Дзёдо считается, что возглашение имени будды Амида, «Наму Амида буцу!» (японизированная санскритская формула, которая переводится примерно как «Следую будде Амида!»), позволяет возродиться в Чистой Земле. Само собой разумеется, домашние животные возглашать имя будды не способны. В буддизме домашние животные относятся к категории «скотов». «Мир скотов» – третий снизу мир страданий среди шести миров (рокудо), на две позиции ниже, чем «мир людей». Таким образом, любимая собака или кошка для достижения Чистой земли должны накопить добрые дела в «мире скотов» и благодаря этому переродиться в «мире людей», после чего, возглашая имя будды, возродиться в Чистой земле.

На это возразил профессор Университета Тайсё Хаясида Кодзюн:
«Святой Хонэн объясняет, что заупокойными службами можно постепенно привести животных в Чистую землю». 
Профессор Хаясида указывает на то, что даже те существа, которые в какой-то момент упали в «мир скотов», могут возродиться в Чистой земле, если живущие будут читать сутры и обеспечивать их добрыми делами. Ведь мы же не говорим, что выкидыши или люди с ограниченными возможностями, которые не могут возглашать имя будды, не могут переродиться в Чистой земле? Поэтому в Японии есть концепция обеспечения посмертно добрыми делами (через поминальные службы). Например, проводят буддийские службы на седьмой и сорок девятый день после смерти. Профессор утверждает, что в свете этой концепции и домашние любимцы посредством поминальных служб, проводимых хозяином, непременно получают возможность возродиться в Чистой земле.

Дискуссии среди последователей направления Дзёдо о возможности животных перерождаться в Чистой земле не утихают, на эту тему проводят симпозиумы и семинары.

Можно ли хоронить животных вместе с хозяином?

Буддизм пришёл в Японию около 1500 лет назад. Похоже, что в прошлом не возникали дискуссии о смерти животных, однако в последние годы данная проблема обрела такой вес, что начинает раскачивать основы учения. Что послужило причиной этого?

Во-первых, следует назвать большие изменения в отношении к животным в обществе. Люди и домашние животные начали жить совместно.

Лет тридцать назад животных, особенно собак, держали во дворе – например, в собачьей конуре. Однако в городах всё больше людей живёт в многоквартирных домах, а кроме того, чаще держат мелкие породы собак, так что содержание собаки в квартире стало вполне обычным делом.

Согласно исследованию Японской ассоциации производителей корма для животных, в 2004 году в доме держали 60,1% собак, а в 2017 году – уже 84,4% (если учесть собак, содержащихся часть времени на улице и часть – в доме, эта цифра составит 89,1%). Из кошек 72% жило в доме в 2004 году, и 86% (с учётом иногда живущих в доме – 96,9%) в 2017 году.

Животные получили статус членов семьи. Положение собак и кошек сравнялось с человеческим, если не превысило его. Именно поэтому многие владельцы хотят позаботиться о посмертном существовании своих «детей».

К таким настроениям владельцев животных работающие с прихожанами монахи оказались не готовы, а в городах всё больше людей обращается в храмы с просьбами проведения заупокойных служб.
«Настоятель, недавно умер мой “ребёнок”. Я хочу встретиться с ним на том свете, не могли бы вы сложить кости в нашу семейную могилу?». 
На такие просьбы монахи часто отвечают, что согласно буддийскому учению, люди и домашние любимцы встретиться не могут, а если прах животного захоранивать в могилу, это может не понравиться владельцам соседних могил. Отказ в разрешении на упокоение с любимцем расстраивает владельцев, а если повести себя без должного такта, он может и вовсе разорвать традиционные связи семьи с буддийским храмом.

Нэкодэра: храм, где отпевают кошек

С другой стороны, есть и храмы, где ощущают веяния времени и позволяют хоронить прах питомца вместе с хозяином. Храм Каннодзи в токийском районе Сэтагая известен тем, что там привечают кошек – как бродячих, так и домашних, и он получил народное название Нэкодэра – Кошачий храм. Нарита Дзюнкё, настоятель храма, начал проводить заупокойные службы по домашним животным 13 лет назад. Он рассказывает, что откликнулся на потребность владельцев быть похороненными вместе с любимой кошкой или собакой. При храме начали продавать участки для могил на кладбище для тех, кто хочет и после смерти оставаться с домашним любимцем.

В настоящее время множество храмовых или государственных кладбищ не позволяют хоронить прах животных в могилах. Как я указывал в начале статьи, изначально буддизм не предусматривает сосуществование представителей «мира людей» и «мира скотов» после смерти, а органы общественного здравоохранения и санитарии усматривают проблему во вложении «посторонних предметов» в камеру для хранения праха людей.

На кладбище Кошачьего храма устраивают особые камеры для праха животных в том же пространстве, где находятся могилы людей. Это придумал Нарита Дзюнкё для того, чтобы не затрагивать религиозные чувства людей, и при этом пойти навстречу пожеланиям владельцев животных. Сейчас из всех похорон и заупокойных служб, которые проводит храм, всего 5% – это службы по людям, и 46% – по домашним животным. На территории храма есть и крематорий для животных.

Мне кажется, что инициатива Каннодзи отражает передовые тенденции. Однако я сам, изучая различную литературу, обнаружил, что на самом деле заупокойные службы по животным в Японии имеют долгую историю, о которой хочу немного рассказать.

Массовая заупокойная служба по животным в Каннодзи
Гробница верной собаки периода Асука

Старейшей могилой животного в Японии является круглый курган Гикэндзука (Гробница верной собаки) в г. Кисивада преф. Осака, которую соорудили в период Асука, в конце VI века.

Согласно легенде, у Мононобэ-но Мория, который сражался с родом Сога против распространения буддизма в Японии, был приближённый по имени Ториторибэ-но Ёродзу. Когда погиб Мория, Ёродзу покончил с собой, а его пёс Сиро взял голову хозяина, унёс и закопал. Сиро охранял покой хозяина, неподвижно сидя перед могилой, не прикасался к еде и умер там от голода.

При дворе восхитились удивительным поведением пса, хотя он всего лишь животное, и постановили насыпать для него курган. Сейчас на могиле стоят надгробные камни с именами Ёродзу и Сиро. И в наши дни осенью в семействе Цукамото, потомков Ёродзу, проходят поминальные собрания по Ёродзу и Сиро. Поразительно, что традиция поминальных служб сохранилась на протяжении около 1500 лет, прошедших со времени смерти Ёродзу.

Буддийские похороны верного пса Хатико

Очень интересно и то, что происходило после смерти знаменитого Хатико. В Японии все знают эту историю, так что опишу её очень коротко. У профессора факультета сельского хозяйства Уэно Хидэсабуро был пёс Хатико, который привык каждый день провожать хозяина до станции Сибуя, откуда он ездил на работу, и встречать его там. Всего через год после того, как Хатико появился у Уэно, хозяин внезапно умер, а собака продолжала ходить на станцию в надежде, что он когда-нибудь вернётся.

В 1935 году, через десять лет после смерти профессора Уэно, Хатико был найден мёртвым неподалёку от станции. Он уже прославился как верный пёс, поэтому к его смерти отнеслись с большим вниманием и заботой. Тело внесли в здание станции, и там же устроили похоронную церемонию, как человеку. Позвали 16 монахов из местного буддийского сообщества и провели пышные похороны.

Тело Хатико в здании станции Сибуя в марте 1935 года;
среди людей – члены семьи профессора Уэно
Шкура и скелет стали музейными экспонатами, а ввиду большой любви, связывавшей хозяина и пса, для него устроили и могилу. Она расположена на участке семьи Уэно на городском кладбище Аояма-рэйэн. Как и на кладбище Каннодзи, здесь рядом с могилой профессора установлено маленькое святилище, напоминающее собачью конурку, и до наших дней, через 80 лет после смерти пса, к его могиле всё ещё приходят люди.

Могила Хатико на участке семьи Уэно
на кладбище Аояма-рэйэн в Токио
Таким образом, в Японии очень долгая история похорон животных. Я предполагаю, что в период Дзёмон, продолжавшийся до IV века до н. э., когда, как говорят, применялись охотничьи собаки, уже существовало представление о похоронах собак, поскольку для японцев с их сильным ощущением сопричастности с близкими им созданиями характерно заботливое отношение к их смерти.

Люди ощущают связь с домашними животными и стремятся обеспечить им хорошую загробную жизнь. Желание лежать в одной могиле с любимой собакой у японцев тоже вполне естественно. Если буддисты не отреагируют на эти запросы, смогут ли они продолжать говорить о чувстве милосердия? В отношении к смерти животного как раз и сокрыта суть скорби по ушедшим.

Фотографии предоставлены автором.

Фотография к заголовку:

В Токио перед статуей Хатико каждый год в апреле
проводится заупокойная служба (предоставлена Jiji Press)
Укаи Хидэнори,
буддийский монах