Страницы

Эгейский мир. Кикладская цивилизация

Кикладские острова

Кикладские острова


Эгейский мир. Кикладская цивилизация

Эгейский мир. Кикладская цивилизация

В обводе красной линией — Эгейское море. В верхнем, правом углу — Мраморное море и Черное. Слева — Аттика и Пелопоннес. Внизу — Крит. Справа — Турция. В центре Эгейского моря — Кикладские острова. С них и начнем погружение в историю Древней Эллады…


Около 4000 г. до н. э. эгейский мир вступил в эпоху неолита. Человек освоился в окружавшем его пространстве. Он одомашнил животных, стал пахать землю и жить в поселениях, объединяющих несколько домов. Опыт новой жизни пришёл к нему с Востока благодаря миграциям населения: восточная цивилизация пережила такие же революционные изменения, как и египетская, только несколькими тысячелетиями раньше. В то время как эгейцы ещё жили в каменном веке, египтяне и народы Востока уже владели письмом (см. темы: «История развития клинописи» и «Шумерские «конверты» оказались старше письменности на 200 лет») и имели достаточно развитую социально-экономическую и политическую систему.

Изобретение письма

Клинопись шумеров

Клинопись шумеров


Жил однажды в Уруке царь по имени Энмеркар, пожелавший подчинить себе богатый город Аратту (современный Иран). И послал он к правителю этого города гонца, который должен был потребовать уплаты дани золотом и серебром. Однако монархи никак не могли договориться и гонец был вынужден без конца скакать туда и обратно, преодолев семь горных хребтов. Однажды, обессилев, он оказался не в состоянии передать чересчур длинное сообщение... Тогда Энмеркар взял и написал письмо, изложив свои требования на глиняной табличке, дабы посланец ничего не забыл. Эта шумерская легенда очень близка к истине. В 3300 г. до н.э. процветающий Урук имел торговые отношения с весьма отдаленными регионами. Необходимость считать товары стимулировала появлению общей для всех знаковой системы, фиксирующей речь.

Энмеркар, правитель шумерского города Урука

Энмеркар, правитель шумерского города Урука


Письменность родилась из потребностей управления. Составленная из знаков, имевших форму гвоздя или клина - откуда и пошло название "клинопись", - она позволяла наносить текст на глиняные таблички, что осуществлялось при помощи выструганной из тростника тонкой палочки.

Клинопись

Такая техника письма просуществовала более 3000 лет. Первая письменность, передававшая шумерский язык, основывалась не на алфавите, а на 2000 знаков, каждый из которых представлял односложное слово (логограмму) или одну идею (идеограмму).

Клинопись шумеров


Система развития щумерской письменности


Для упрощения этой системы один и тот же знак стали употреблять при обозначении близких по смыслу предметов или действий. В зависимости от контекста читатель выбирал какое-нибудь одно из этих значений. Потребность писать фразы, обозначать грамматические показатели и имена собственные привела к изобретению звуковых знаков (фонограмм), сохранивших лишь звучание идеограммы, которая лишалась своего смысла. Это было похоже на современный ребус.

Миграции. В 2500 гг. до н. э. судоходство находилось в зачаточном состоянии, однако перебираться с острова на остров, не теряя из виду землю, можно было достаточно легко. Мигранты с Востока отправлялись на лёгких судёнышках в плавание по Эгейскому морю и оседали на его островах, принося с собой технические знания, которые они передавали местному населению.


В 3200 гг. до н. э. именно мигранты с Востока принесли в эгейский мир секрет обработки металла. Большими группами пересекали они анатолийское плоскогорье и достигали Трои - города, игравшего, по мнению археологов, роль торгового перекрёстка. Оттуда люди попадали на острова Эгейского моря. Киклады первыми вступили в век металла, называемый бронзовым.

Кикладские острова

Кикладские острова


Эгейская, а затем греческая культуры развивались на гораздо более обширной территории, чем та, которую занимает современная Греция. Острова, расположенные в центре Эгейского моря, получили в древности название Киклады, поскольку они образовывали круг (по-гречески "куклос") вокруг острова Делос.

Вначале ремесленники умели обрабатывать одну только медь, но затем освоили технику получения сплавов и научились смешивать медь с оловом для производств бронзы. Отныне они могли делать кинжалы, наконечники для копий и орудия, изменившие уклад повседневной жизни. Обрабатывался и самый излюбленный в этих местах материал - мрамор: ведь Киклады представляют собой настоящие мраморные горы.

Остров Милос, Кикладский архипелаг

Остров Милос, Кикладский архипелаг


Благодаря нескончаемому терпению мастеров, которые шлифовали и полировали мрамор, создавали статуэтки и вазы самых разнообразных форм.

Этот забавный ёжик сделанный из глины около 4500 тысяч лет назад, представляет собой вазу. Жидкость, наливаемая в чашу, которую он держит перед собой, может переливаться через отверстие в брюшко зверька.

Этот забавный ёжик сделанный из глины около 4500 тысяч лет назад, представляет собой вазу. Жидкость, наливаемая в чашу, которую он держит перед собой, может переливаться через отверстие в брюшко зверька.


При раскопках жилищ и захоронений Киклад найдено множество разных предметов. Это была блестящая культура не имевшая, однако, письменности. Не существует никакого письменного документа, который позволил бы узнать о верованиях, религии или организации кикладских общин.

Кикладская культура

Кикладская культура


Археологи задаются вопросами о характере и назначению некоторых предметов. Для чего, например, были нужны обожжённые глиняные сосуды, состоящие из множества стаканчиков? Связаны ли они с какими-нибудь религиозными обрядами? К каким богам взывали люди на Кикладах? Может быть, складывая первые зёрнышки нового урожая, зависящие от капризов природы народ надеялся задобрить грозное божество, о котором мы ничего не знаем, и, таким образом, увеличить урожай?

Кикладская керамика

Кикладская керамика

Кикладские идолы

Самыми яркими памятниками кикладского искусства III—II тыс. до н.э. являются небольшие статуэтки с характерной геометризацией форм. Безымянные скульпторы отказываются от простого натурализма в изображении человеческого, отображая его напряженность, при которой, например, музыкант как бы сливается с инструментом, передавая дух музыки. 

Как это ни странно, но подобная манера изображе-ия, чуждая как минойской, так и микенской культурам, оказалась близка и созвучна современному искусству.

Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы


Кикладские идолы