Расколотый глиняный
конверт
|
Одной из загадок древнего Шумера были небольшие глиняные шары-конверты диаметром 4-10 см., обнаруженные как в самом Шумере, так и в горах Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата. Всего было обнаружено более 130 запечатанных глиняных конвертов, а 80 найдено сохранившимися лишь частично. То, что раскопано столь небольшое глиняных шаров не свидетельствует об редкости их использования, а объясняется историческими причинами: территории их распространения (Ирак, Сирия, Иран) в ХХ веке многократно становилась ареной войн и политических конфликтов, затруднявших работу археологов.
С 1960 года было предпринято несколько рентгенологических исследований глиняных шаров, а в последние годы для их изучения была подключена компьютерная томография. Как правило, полученные фотографии не обладали достаточной четкостью изображений для того, чтобы определить количество содержащихся в них фишек. Только прогресс в области компьютерных технологий и цифровой обработки изображений позволил получать изображения с разрешением, необходимым для построения трехмерных моделей и определения, сколько фишек и какой формы находится внутри шара.
Осенью 2013 года в интернете была выложена статья, посвященная комплексному исследованию шумерских глиняных конвертов, проведенному историком Крисом Вудсом (университет Чикаго), специалистом в области рентгенологии Джеффри Дайемом (университет Сент-Пол, Миннеаполис) и 3D-аниматором Джимом Топичем. Крис Вудс является одним из ведущих исследователей древнешумерской письменности. В интернете можно ознакомиться с вышедшей в 2010 году под его редакцией коллективной монографией «Visible Language: Inventions of Writing in the Ancient Middle East and Beyond».
Последнее исследование Криса Вудса состояло в компьютерной томографии 18 глиняных шаров, найденных в 1960-х годах на поселении Чогха-Миш (иранская провинция Хузистан). В отличие от многих других конвертов, эти были обнаружены в результате систематических и хорошо задокументированных раскопок. Факт обнаружения таких шаров вдалеке от Шумера свидетельствует о широких контактах шумерских торговцев с племенами в горах Загроса и о проникновении в этот регион шумерской культурной традиции. Поселение Чогха-Миш существовало с 6800 г. до н.э. Шумерские влияния относятся к верхнему позднейшему слою телля и совпадают с постепенным угасанием жизни на поселении. С материалами раскопок, проходивших в Чогха-Миш, можно ознакомиться онлайн (том 1, иллюстрации, том 2).
Томография была проведена летом 2011 года в лаборатории компании North Star Imaging из города Роджерс, Миннесота, ведущего производителя томографического оборудования. Каждый из конвертов был подвергнут рентгенологическому исследованию в различных проекциях. Полученные изображения высокой четкости и разрешения были совмещены в трехмерные цифровые модели, позволяющие определить размеры и количество фишек внутри конверта, а также исследовать структуру оболочек конвертов и находящихся в них фишек. Консультантами проекта выступили археолог Аббас Ализаде, редактор публикации материалов раскопок в Чогха-Миш и керамист Брайан Зимерле.
Томография выявила в теле конвертов два-три уплотнения, которые, по мнению Вудса, могут представлять собой покупателя и продавца того или иного товара, а также третью сторону – поручителя. Обнаруженные в шарах фишки относятся к различным типам, среди которых чаще всего встречаются пирамидки, шарики, линзы, конусы. Хотя до сих пор нет системы, объясняющей значение фишек, предположительно, пирамидка могла обозначать важное для месопотамской цивилизации число 20.
Еще одним важным элементом исследования стало то, что археологи провели практическую реконструкцию процесса изготовления таких шаров, что позволило получить новую информацию об их конструкции и лучше понять изображения, полученные в результате аппаратных исследований. Глиняные конверты, по мнению Криса Вудса, представляли собой древнейшие системы хранения и передачи данных, что позволило назвать их древнейшими «флешками» или «компакт-дисками», причем последнее утверждение принадлежит профессору Гарварда Грегори Крейну, специалисту в области классических древностей, одному из пионеров оцифровки фондов научных библиотек.
Хотя исследование и ставило своей основной задачей определение содержимого глиняных шаров из отдельной коллекции, оно не ограничивается рамками только этой задачи. Вудс намерен продолжить свои исследования и подвергнуть томографии глиняные конверты, хранящиеся в других коллекциях, а также выложить 3D-модели исследованных конвертов в интернет. Музеи, как правило, неохотно информируют о наличии таких шаров в своих коллекциях, так как многие из них приобретены на аукционах и были добыты частными лицами в результате раскопок черных археологов. Таковы, например, семь конвертов, находящиеся в руках одного норвежского коллекционера. Кроме того, невозможно установить археологический и исторический контекст, в котором были найдены эти конверты.
Также в планы исследователей входит создание полной электронной базы данных о конвертах, которая позволит выявить явные или скрытые корреляции между их содержимым, изображениями на них, археологическим контекстом или другими возможными факторами. Это позволит объяснить многие загадки, остающиеся неразгаданными, в частности, о том, какую роль выполняли глиняные шары и содержащиеся в них керамические фишки в административно-хозяйственной жизни шумерских городов или, о том, как связаны шары из Чогха-Миш с аналогичными шарами, открытыми в Уруке и других собственно шумерских городах. Несмотря на широкую известность глиняных шаров нет и химических исследований состава глины из которой они были вылеплены.
Появление глиняных шаров датируют серединой IV тыс. до н.э., то есть оно практически совпадает с тем временем, когда появляются первые памятники письменности. Вместе с тем, система счисления при помощи фишек выглядит вполне сложившейся, тогда как письменная культура в Шумере только зарождалась. Это позволяет ученым утверждать, что арифметика появилась в Месопотамии ранее письма. Шары служили чиновникам и торговцам для хранения и передачи информации. Число глиняных фишек, обнаруженных внутри шара, означало число единиц товара или рабочих рук. Также, они могли служить расписками при совершении торговых сделок, а герметичность шаров служила защитой от мошенничества или подлога.
Следует отметить, что на Ближнем Востоке глина почиталась как священная субстанция, связанная с богиней плодородия. На это, в частности, указывает мотив сотворения человека (Адама, אָדָם) из особой красной глины, используемой для производства керамики (אדמה, adamah, или אדומה, adumah).
Согласно египетскому мифу, бог-горшечник Хнум вылепливает тело каждого рождающегося человека на гончарном круге. Таким образом, сакральность глины, как материала, посвященного богине-матери, должна была подтвердить и сохранить справедливость информации, содержащейся внутри шара. По-видимому, в глазах древних шумеров усиливала священное отношение к содержимому и идеальная шарообразная форма конверта. Любопытно, что на поверхности шара надписи и изображения наносились не только палочкой для письма, но и при помощи штампов или цилиндрических печатей. Их оттиски могли удостоверять личность человека, заключившего договор, и служили для защиты от подделки.В наше время изготовление печати и штампов происходит иным образом, с использованием передовых технологий, а также защитных узоров. Многие ресурсы предлагают сконструировать печать онлайн.
Сакральность, которой была окружена глина, стала причиной того, что на Ближнем Востоке долгое время керамика находилась под религиозным запретом. Докерамический период здесь продолжался вплоть до 5500 г. до н.э., т.е. до начала регулярной металлургии меди. И это – на фоне того, что и в районе Плодородного полумесяца и на Балканах изготовляли многочисленные глиняные статуэтки богини-матери, тогда как в Северной Африке керамика появилась одновременно с началом интенсивного собирательства (XIII тыс. до н.э.), а Восточной Азии – в финальном палеолите. Однако представления о глине как о священной субстанции к шумерскому времени уже перешли в разряд суеверий, как мы видим, торговцы не стеснялись разламывать шары и подменять в них фишки, из-за чего и потребовались особые штампы.
Археолог Пьер Амье был первым, кто высказал предположение о том, что шары могли служить системой подсчета и учета ценностей, которая в свою очередь привела к появлению письменности (1960 г.). К этому выводу он пришел, изучая намного более поздний глиняный конверт из Нузи (верховья Тигра, II тыс. до н.э.). Конверт был найден вскрытым, а внутри него археологи обнаружили 49 мелких камешков. Сохранившийся на поверхности конверта текст на аккадском языке рассказывал о том, что некто Пухишенни оставил 49 овец на попечении пастуха Зикарру. У археологов вызвало удивление, что архаичный способ подсчета сохранился в позднем Бронзовом веке, но исследователи пришли к выводу, что основной причиной сохранности обычая была неграмотность месопотамских пастухов. Сходные, но значительно менее подробные, надписи были обнаружены и на конвертах середины IV тыс. до н.э.
Оригинальную, однако, довольно спорную гипотезу относительно предназначения фишек выдвинула профессор техасского университета Дениз Шмандт-Бессера. Русскоязычному читателю она известна только по рецензии Юрия Березкина. В интернете можно ознакомиться с её статьями «The Earliest Precursor of Writing», «Two precursors of writing: plain and complex tokens», «Signs of life», «Reckoning before writing» ирядом других. Шмандт-Бессера обратила внимание на то, что фишки аналогичные тем, что были обнаружены в шумерских конвертах, встречаются на поселениях Ближнего Востока в течении всего нео-энеолитического периода, а также они известны на дальних азиатских окраинах ближневосточного культурного круга, таких как Анау, Джейтун и Чандху-Даро.
За всё время раскопок относительно предназначения нео-энеолитических фишек было высказано много версий, различной степени правдоподобности. Их считали и древнейшими эквивалентами денег и фигурами для настольных игр, напоминающих шахматы, шашки или нарды, гвоздями и амулетами, схематическими женскими фигурками и фаллическими символами. Археологи, находившие фишки, часто описывали их в отчетах как «предметы неопределённого предназначения». В числе нео-энеолитических фишек чаще всего встречались шарики, диски и конусы, а также полумесяцы, тетраэдры, линзы и биконические формы. Фишки на многих поселениях Ближнего Востока были обнаружены внутри дома и вблизи друг друга, что предполагает, что они могли храниться в мешках или коробках, разложившихся с течением времени.
Шмандт-Бессера предположила, что фишки в нео-энеолитическое время служили в качестве единиц для счета предметов строго определенного класса, а в IVтыс. до н.э. многие из них стали прототипами для шумерских пиктограмм и превратились в клинописные знаки. Так, тетраэдр обозначал собаку, полумесяц – металл, сосуд – масло, круг с выемками – коров, двойной конус – браслет, раковина – духи, круглая фишка в виде каравая, рассеченного крестообразно – овцу, а такая же фишка, но рассечённая параллельными полосами – одежду.
Согласно списку составленному Шмандт-Бессера, впервые фишки появляются в IX тыс. до н.э. на поселениях Бельдиби, Тепе-Асиаб и Гандж-и-Даре. В VIIIтыс. до н.э. они фиксируются в Хартуме и Чайоню-Тепеси. VII тыс. до н.э. демонстрирует расцвет традиции изготовления фишек, они известны в Тепе-Гуране, Тель-Асуаде, Джармо, Дех-Луране, Суберде, Джирд-Али-Агха, Тель-Рамаде, Иерихоне и Сех-Габи.
В VI тыс. до н.э. фишки обнаруживаются почти повсеместно, и даже на окраинах ближневосточного культурного круга. Следующее, V тыс. до н.э. демонстрирует угасание этой традиции, фишки обнаружены только в Мунхатте, Джарафабаде и Чан-Хасане. Тогда как в IV тыс. они снова получают популярность, но преимущественно в Южной Месопотамии и Сузиане, то есть в тех регионах, где непосредственно отмечается шумерское влияние.
В ряде городов эта традиция сохраняется и в течении III тыс. до н.э., но затем угасает и в них, а затем, спонтанно появляется во II тыс. до н.э. в Нузи и в расположенном в Леванте Мегиддо. Даже достаточно беглое знакомство со списком вызывает ощущение того, что памятники слишком рассредоточены во времени и пространстве. Нет никакой уверенности в том, что традиция сохранялась неизменной в течение шести тысячелетий, тем более, что за этот период она пережила три периода угасания.
Очень спорными выглядят находки фишек в Хартуме в столь раннее время – отсутствует цепочка аналогичных находок вдоль Нила, а самым ближайшим поселением, в котором были обнаружены фишки, является Иерихон, да и появятся они в Иерихоне на несколько сотен лет позже, чем в Хартуме.
Отношение к исследованиям Дениз Шмандт-Бессера в научном мире довольно неоднозначное. Она является вполне академичным ученым и признанным авторитетом в области археологической типологии ближневосточных фишек (во многом благодаря ее усилиям фишки были распределены на 14 типов). Вместе с тем, теория о том, что фишки служили системой счисления на протяжении многих тысячелетий, считается довольно спорной.
Следует отметить и тот факт, что шумеры не автохтонный народ Плодородного полумесяца, они появляются в середине IV тыс. до н.э. в Южной Месопотамии, и только там, как мигранты, вытесненные из своей прародины (Дильмуна, предположительно – современный Бахрейн или Оман) то ли внезапной аридизацией климата, то ли вторжением аккадских племен. Хотя шумеры и заимствовали некоторые элементы культуры у народов Южного Междуречья, но в ряде принципиальных этнодифференцирующих факторов таких как погребальный обряд, кардинально отличались от них, а себя предпочитали именовать «санг-нгига» (круглоголовые), противопоставляя себя таким образом прежним обитателям региона.
Поскольку глиняные шары-конверты с фишками практически никогда не были обнаружены вне шумерского археологического контекста, затруднительно предполагать, что шумеры заимствовали общепереднеазиатский обычай. Близок к этому и другой вопрос: если система счисления при помощи фишек была распространена на всём Ближнем Востоке, то почему она породила клинопись только в одном не самом крупном её регионе – южной Месопотамии? По идее, на основе системы счисления фишек во многих регионах Плодородного полумесяца должны были возникнуть сходные системы письма и счисления, однако они появляются только после того как семитские племена заселили весь Ближний Восток. Без подобной подготовительной стадии письменность возникла и в других регионах – Египте, Китае, Месоамерике и на Балканах.
Насколько справедливы теории, выдвинутые о шумерских глиняных шарах-конвертах и лежащих в них уже более 5500 лет фишках, должны показать будущие исследования.
С 1960 года было предпринято несколько рентгенологических исследований глиняных шаров, а в последние годы для их изучения была подключена компьютерная томография. Как правило, полученные фотографии не обладали достаточной четкостью изображений для того, чтобы определить количество содержащихся в них фишек. Только прогресс в области компьютерных технологий и цифровой обработки изображений позволил получать изображения с разрешением, необходимым для построения трехмерных моделей и определения, сколько фишек и какой формы находится внутри шара.
Осенью 2013 года в интернете была выложена статья, посвященная комплексному исследованию шумерских глиняных конвертов, проведенному историком Крисом Вудсом (университет Чикаго), специалистом в области рентгенологии Джеффри Дайемом (университет Сент-Пол, Миннеаполис) и 3D-аниматором Джимом Топичем. Крис Вудс является одним из ведущих исследователей древнешумерской письменности. В интернете можно ознакомиться с вышедшей в 2010 году под его редакцией коллективной монографией «Visible Language: Inventions of Writing in the Ancient Middle East and Beyond».
Последнее исследование Криса Вудса состояло в компьютерной томографии 18 глиняных шаров, найденных в 1960-х годах на поселении Чогха-Миш (иранская провинция Хузистан). В отличие от многих других конвертов, эти были обнаружены в результате систематических и хорошо задокументированных раскопок. Факт обнаружения таких шаров вдалеке от Шумера свидетельствует о широких контактах шумерских торговцев с племенами в горах Загроса и о проникновении в этот регион шумерской культурной традиции. Поселение Чогха-Миш существовало с 6800 г. до н.э. Шумерские влияния относятся к верхнему позднейшему слою телля и совпадают с постепенным угасанием жизни на поселении. С материалами раскопок, проходивших в Чогха-Миш, можно ознакомиться онлайн (том 1, иллюстрации, том 2).
Томография была проведена летом 2011 года в лаборатории компании North Star Imaging из города Роджерс, Миннесота, ведущего производителя томографического оборудования. Каждый из конвертов был подвергнут рентгенологическому исследованию в различных проекциях. Полученные изображения высокой четкости и разрешения были совмещены в трехмерные цифровые модели, позволяющие определить размеры и количество фишек внутри конверта, а также исследовать структуру оболочек конвертов и находящихся в них фишек. Консультантами проекта выступили археолог Аббас Ализаде, редактор публикации материалов раскопок в Чогха-Миш и керамист Брайан Зимерле.
Anna Resman/University
of Chicago
|
Томография выявила в теле конвертов два-три уплотнения, которые, по мнению Вудса, могут представлять собой покупателя и продавца того или иного товара, а также третью сторону – поручителя. Обнаруженные в шарах фишки относятся к различным типам, среди которых чаще всего встречаются пирамидки, шарики, линзы, конусы. Хотя до сих пор нет системы, объясняющей значение фишек, предположительно, пирамидка могла обозначать важное для месопотамской цивилизации число 20.
Еще одним важным элементом исследования стало то, что археологи провели практическую реконструкцию процесса изготовления таких шаров, что позволило получить новую информацию об их конструкции и лучше понять изображения, полученные в результате аппаратных исследований. Глиняные конверты, по мнению Криса Вудса, представляли собой древнейшие системы хранения и передачи данных, что позволило назвать их древнейшими «флешками» или «компакт-дисками», причем последнее утверждение принадлежит профессору Гарварда Грегори Крейну, специалисту в области классических древностей, одному из пионеров оцифровки фондов научных библиотек.
Томография глиняных
конвертов
|
Шумерские «конверты»
|
Хотя исследование и ставило своей основной задачей определение содержимого глиняных шаров из отдельной коллекции, оно не ограничивается рамками только этой задачи. Вудс намерен продолжить свои исследования и подвергнуть томографии глиняные конверты, хранящиеся в других коллекциях, а также выложить 3D-модели исследованных конвертов в интернет. Музеи, как правило, неохотно информируют о наличии таких шаров в своих коллекциях, так как многие из них приобретены на аукционах и были добыты частными лицами в результате раскопок черных археологов. Таковы, например, семь конвертов, находящиеся в руках одного норвежского коллекционера. Кроме того, невозможно установить археологический и исторический контекст, в котором были найдены эти конверты.
Также в планы исследователей входит создание полной электронной базы данных о конвертах, которая позволит выявить явные или скрытые корреляции между их содержимым, изображениями на них, археологическим контекстом или другими возможными факторами. Это позволит объяснить многие загадки, остающиеся неразгаданными, в частности, о том, какую роль выполняли глиняные шары и содержащиеся в них керамические фишки в административно-хозяйственной жизни шумерских городов или, о том, как связаны шары из Чогха-Миш с аналогичными шарами, открытыми в Уруке и других собственно шумерских городах. Несмотря на широкую известность глиняных шаров нет и химических исследований состава глины из которой они были вылеплены.
Керамические фишки
|
Появление глиняных шаров датируют серединой IV тыс. до н.э., то есть оно практически совпадает с тем временем, когда появляются первые памятники письменности. Вместе с тем, система счисления при помощи фишек выглядит вполне сложившейся, тогда как письменная культура в Шумере только зарождалась. Это позволяет ученым утверждать, что арифметика появилась в Месопотамии ранее письма. Шары служили чиновникам и торговцам для хранения и передачи информации. Число глиняных фишек, обнаруженных внутри шара, означало число единиц товара или рабочих рук. Также, они могли служить расписками при совершении торговых сделок, а герметичность шаров служила защитой от мошенничества или подлога.
Следует отметить, что на Ближнем Востоке глина почиталась как священная субстанция, связанная с богиней плодородия. На это, в частности, указывает мотив сотворения человека (Адама, אָדָם) из особой красной глины, используемой для производства керамики (אדמה, adamah, или אדומה, adumah).
Согласно египетскому мифу, бог-горшечник Хнум вылепливает тело каждого рождающегося человека на гончарном круге. Таким образом, сакральность глины, как материала, посвященного богине-матери, должна была подтвердить и сохранить справедливость информации, содержащейся внутри шара. По-видимому, в глазах древних шумеров усиливала священное отношение к содержимому и идеальная шарообразная форма конверта. Любопытно, что на поверхности шара надписи и изображения наносились не только палочкой для письма, но и при помощи штампов или цилиндрических печатей. Их оттиски могли удостоверять личность человека, заключившего договор, и служили для защиты от подделки.В наше время изготовление печати и штампов происходит иным образом, с использованием передовых технологий, а также защитных узоров. Многие ресурсы предлагают сконструировать печать онлайн.
Фишки из Суз (ок. 3500
г. до н.э.)
|
Сакральность, которой была окружена глина, стала причиной того, что на Ближнем Востоке долгое время керамика находилась под религиозным запретом. Докерамический период здесь продолжался вплоть до 5500 г. до н.э., т.е. до начала регулярной металлургии меди. И это – на фоне того, что и в районе Плодородного полумесяца и на Балканах изготовляли многочисленные глиняные статуэтки богини-матери, тогда как в Северной Африке керамика появилась одновременно с началом интенсивного собирательства (XIII тыс. до н.э.), а Восточной Азии – в финальном палеолите. Однако представления о глине как о священной субстанции к шумерскому времени уже перешли в разряд суеверий, как мы видим, торговцы не стеснялись разламывать шары и подменять в них фишки, из-за чего и потребовались особые штампы.
Археолог Пьер Амье был первым, кто высказал предположение о том, что шары могли служить системой подсчета и учета ценностей, которая в свою очередь привела к появлению письменности (1960 г.). К этому выводу он пришел, изучая намного более поздний глиняный конверт из Нузи (верховья Тигра, II тыс. до н.э.). Конверт был найден вскрытым, а внутри него археологи обнаружили 49 мелких камешков. Сохранившийся на поверхности конверта текст на аккадском языке рассказывал о том, что некто Пухишенни оставил 49 овец на попечении пастуха Зикарру. У археологов вызвало удивление, что архаичный способ подсчета сохранился в позднем Бронзовом веке, но исследователи пришли к выводу, что основной причиной сохранности обычая была неграмотность месопотамских пастухов. Сходные, но значительно менее подробные, надписи были обнаружены и на конвертах середины IV тыс. до н.э.
Оригинальную, однако, довольно спорную гипотезу относительно предназначения фишек выдвинула профессор техасского университета Дениз Шмандт-Бессера. Русскоязычному читателю она известна только по рецензии Юрия Березкина. В интернете можно ознакомиться с её статьями «The Earliest Precursor of Writing», «Two precursors of writing: plain and complex tokens», «Signs of life», «Reckoning before writing» ирядом других. Шмандт-Бессера обратила внимание на то, что фишки аналогичные тем, что были обнаружены в шумерских конвертах, встречаются на поселениях Ближнего Востока в течении всего нео-энеолитического периода, а также они известны на дальних азиатских окраинах ближневосточного культурного круга, таких как Анау, Джейтун и Чандху-Даро.
За всё время раскопок относительно предназначения нео-энеолитических фишек было высказано много версий, различной степени правдоподобности. Их считали и древнейшими эквивалентами денег и фигурами для настольных игр, напоминающих шахматы, шашки или нарды, гвоздями и амулетами, схематическими женскими фигурками и фаллическими символами. Археологи, находившие фишки, часто описывали их в отчетах как «предметы неопределённого предназначения». В числе нео-энеолитических фишек чаще всего встречались шарики, диски и конусы, а также полумесяцы, тетраэдры, линзы и биконические формы. Фишки на многих поселениях Ближнего Востока были обнаружены внутри дома и вблизи друг друга, что предполагает, что они могли храниться в мешках или коробках, разложившихся с течением времени.
Шмандт-Бессера предположила, что фишки в нео-энеолитическое время служили в качестве единиц для счета предметов строго определенного класса, а в IVтыс. до н.э. многие из них стали прототипами для шумерских пиктограмм и превратились в клинописные знаки. Так, тетраэдр обозначал собаку, полумесяц – металл, сосуд – масло, круг с выемками – коров, двойной конус – браслет, раковина – духи, круглая фишка в виде каравая, рассеченного крестообразно – овцу, а такая же фишка, но рассечённая параллельными полосами – одежду.
Карта находок фишек
|
Согласно списку составленному Шмандт-Бессера, впервые фишки появляются в IX тыс. до н.э. на поселениях Бельдиби, Тепе-Асиаб и Гандж-и-Даре. В VIIIтыс. до н.э. они фиксируются в Хартуме и Чайоню-Тепеси. VII тыс. до н.э. демонстрирует расцвет традиции изготовления фишек, они известны в Тепе-Гуране, Тель-Асуаде, Джармо, Дех-Луране, Суберде, Джирд-Али-Агха, Тель-Рамаде, Иерихоне и Сех-Габи.
В VI тыс. до н.э. фишки обнаруживаются почти повсеместно, и даже на окраинах ближневосточного культурного круга. Следующее, V тыс. до н.э. демонстрирует угасание этой традиции, фишки обнаружены только в Мунхатте, Джарафабаде и Чан-Хасане. Тогда как в IV тыс. они снова получают популярность, но преимущественно в Южной Месопотамии и Сузиане, то есть в тех регионах, где непосредственно отмечается шумерское влияние.
В ряде городов эта традиция сохраняется и в течении III тыс. до н.э., но затем угасает и в них, а затем, спонтанно появляется во II тыс. до н.э. в Нузи и в расположенном в Леванте Мегиддо. Даже достаточно беглое знакомство со списком вызывает ощущение того, что памятники слишком рассредоточены во времени и пространстве. Нет никакой уверенности в том, что традиция сохранялась неизменной в течение шести тысячелетий, тем более, что за этот период она пережила три периода угасания.
Очень спорными выглядят находки фишек в Хартуме в столь раннее время – отсутствует цепочка аналогичных находок вдоль Нила, а самым ближайшим поселением, в котором были обнаружены фишки, является Иерихон, да и появятся они в Иерихоне на несколько сотен лет позже, чем в Хартуме.
Отношение к исследованиям Дениз Шмандт-Бессера в научном мире довольно неоднозначное. Она является вполне академичным ученым и признанным авторитетом в области археологической типологии ближневосточных фишек (во многом благодаря ее усилиям фишки были распределены на 14 типов). Вместе с тем, теория о том, что фишки служили системой счисления на протяжении многих тысячелетий, считается довольно спорной.
Эволюция фишек в
логограммы и клинописные знаки по Дениз
|
Следует отметить и тот факт, что шумеры не автохтонный народ Плодородного полумесяца, они появляются в середине IV тыс. до н.э. в Южной Месопотамии, и только там, как мигранты, вытесненные из своей прародины (Дильмуна, предположительно – современный Бахрейн или Оман) то ли внезапной аридизацией климата, то ли вторжением аккадских племен. Хотя шумеры и заимствовали некоторые элементы культуры у народов Южного Междуречья, но в ряде принципиальных этнодифференцирующих факторов таких как погребальный обряд, кардинально отличались от них, а себя предпочитали именовать «санг-нгига» (круглоголовые), противопоставляя себя таким образом прежним обитателям региона.
Поскольку глиняные шары-конверты с фишками практически никогда не были обнаружены вне шумерского археологического контекста, затруднительно предполагать, что шумеры заимствовали общепереднеазиатский обычай. Близок к этому и другой вопрос: если система счисления при помощи фишек была распространена на всём Ближнем Востоке, то почему она породила клинопись только в одном не самом крупном её регионе – южной Месопотамии? По идее, на основе системы счисления фишек во многих регионах Плодородного полумесяца должны были возникнуть сходные системы письма и счисления, однако они появляются только после того как семитские племена заселили весь Ближний Восток. Без подобной подготовительной стадии письменность возникла и в других регионах – Египте, Китае, Месоамерике и на Балканах.
Насколько справедливы теории, выдвинутые о шумерских глиняных шарах-конвертах и лежащих в них уже более 5500 лет фишках, должны показать будущие исследования.