Страницы

Крах каталонского Немо

Портрет Нарсиса Монтуриоля работы Рамона Марти Альсина. 1852 год

Портрет Нарсиса Монтуриоля
работы Рамона Марти Альсина. 1852 год


Двадцать восьмого сентября исполняется 200 лет со дня рождения плодовитого каталонского изобретателя и неудачливого предпринимателя Нарсиса Монтуриоля. Подводная лодка и независимая Каталония стали главными идеями его бурной жизни.


Монтуриоль — один из двух главных уроженцев маленького каталонского городка Фигераса, который сравнительно недавно удалось посетить одному из авторов этой статьи. Второй, и куда более известный, — Сальвадор Дали, благодаря которому туда из года в год стекаются туристы со всего мира, чтобы посетить дом-музей этого признанного гуру сюрреализма и полюбоваться на его многочисленные художественные инсталляции, в изобилии разбросанные по этому уже тоже ставшему сюрреалистическим городку. На мощном фоне Дали скромный памятник Нарсису Монтуриолю, установленный в одном из центральных скверов города, почти теряется, но жители Фигераса очень гордятся своим изобретателем и даже повесили на видном месте мемориальную доску, чтобы все знали: в этом городке жили два больших гения, а не один.

Памятник Нарсису Монтуриолю, установленный в одном из центральных скверов города Фигераса

Памятник Нарсису Монтуриолю, установленный в одном из
центральных скверов города Фигераса

Истинный каталонец

Нарсис Монтуриоль родился в 1819 году в семье ремесленника-бондаря. Бизнес отца процветал, но поскольку Нарсис не был старшим сыном, а значит, не мог унаследовать отцовский бизнес, он посвятил себя учебе, благо родители могли ему помочь. Школьное образование он получил в родном Фигерасе, в монастыре Вилабертран, где сразу проявил свои незаурядные способности в области техники и науки.

В 1834 году Монтуриоль поступил в университет в Сервере (единственный на тот момент действующий вуз Каталонии, основанный в начале XVIII века) и получил там степень по философии, эквивалентную сегодняшнему бакалавриату. В 1836 году он переехал в Барселону, где в том же году наконец открылся второй каталонский университет, и поступил на юридический факультет. И во время обучения в Барселоне Монтуриоль энергично включился в борьбу за демократические преобразования в Каталонии.

Из-за своей бурной политической активности он так и не получил вузовского диплома, поскольку постоянно делился деньгами, которые родители выделяли ему на оплату обучения, с нуждающимися студентами — соратниками по политической борьбе.

Позднее в качестве офицера Народного ополчения он участвовал в республиканском восстании Jamància 1842–1843 годов, и в патриотическом движении, ставившем своей целью проведение в Испании масштабных демократических реформ и предоставление Каталонии широкой автономии.

В 1847 году Монтуриоль создал в Барселоне первую коммунистическую ячейку в духе идей известного французского утописта Этьена Кабе. Седьмого ноября того же года он начал издание журнала La Fraternidad («Братство»), направленного на распространение учения Кабе, а также на поиск финансирования для основания утопического поселения Икария в Америке. Но после 18 выпусков La Fraternidad был запрещен, а Монтуриоль и его коллеги были вынуждены бежать во Францию.
Вскоре Монтуриоль смог вернуться на родину и продолжил свое участие в демократической борьбе. Однако после всеобщей забастовки 1855 года он подвергся новым преследованиям и некоторое время скрывался от властей в небольшом живописном прибрежном городке Кадакесе, в паре десятков километров от родного Фигераса, где у него было много верных друзей.

Реконструкция Ictineo I в Museu Marítim в Барселоне

Реконструкция Ictineo I в Museu Marítim в Барселоне

Рыба-лодка

Именно во время этого недолгого пребывания в Кадакесе в 1856 году Монтуриолю впервые пришла в голову идея создать подводную лодку. На эту мысль его подтолкнуло регулярное наблюдение за тяжелым трудом сборщиков кораллов. И хотя его изобретение изначально задумано для помощи несчастным сборщикам, Монтуриоль резонно полагал, что его можно будет использовать и для различных научно-технических исследований водных глубин. Разумеется, он прекрасно осознавал и возможности военного применения подводной навигации, но до поры до времени, пока нужда не заставила, старался об этом не думать.

Проект подлодки Монтуриоля был довольно сложным. Во-первых, он предложил ее дизайн в форме рыбы, благодаря чему она и получила название Ictineo (Ictineu по-каталонски), основанное на комбинировании греческих слов «рыба» и «лодка» (справедливости ради уточним, что эта неологическая конструкция ранее была использована знаменитым британским изобретателем Робертом Фултоном, также разработавшим проект субмарины и даже пытавшимся заинтересовать им Наполеона Бонапарта).

Во-вторых, Монтуриоль сумел разработать целый комплекс инновационных навигационных систем, включающих в себя средства движения, погружения и повторного всплытия, изоляции внутренней камеры и обновления (внутренней регенерации) воздуха.
Кроме того, Монтуриоль впервые в истории подводного кораблестроения спроектировал и построил подводную лодку с двумя корпусами: наружным, так называемым легким корпусом — обтекаемой формы, обшитым оливковым деревом, и внутренним, или «прочным», — цилиндрической формы, с дубовой обшивкой толщиной 15 сантиметров. Пространство между корпусами было занято балластными цистернами.

Сейчас «прочный» (обеспечивающий прочность) и «легкий» (обеспечивающий обтекаемость) корпуса подлодки — классика, но мало кто знает, что впервые такое решение придумал и применил на практике именно Нарсис Монтуриоль.

В 1857 году он основал в Фигерасе акционерную компанию для дальнейшего продвижения своего подводного проекта и уже через два года смог запустить свою первую лодку в гавани Барселоны. Его лодка (точнее, первая ее версия длиной семь метров, позднее получившая обозначение Ictineo I) приводилась в движение механически: члены команды управляли ею при помощи ножных педалей. Монтуриоль и его соратники в общей сложности осуществили более 50 тестовых испытаний Ictineo I, в результате было установлено, что подводная лодка способна погружаться максимум на 60 футов (примерно на 20 метров) и оставаться под водой в течение нескольких часов.

Однако огромным минусом первой конструкции (как, впрочем, и улучшенной второй версии) была ее тихоходность: при помощи ножных педалей она продвигалась под водой на расстояние чуть более одного километра в час, и это очень сильно раздражало не только самого изобретателя, но и многих потенциальных клиентов, в том числе испанских военных, которым Монтуриоль несколько раз безуспешно пытался рекламировать свое детище (к слову, в середине 1860-х он обращался за помощью и к главе ВМС США Гидеону Уэллсу, но несколько запоздал с этим предложением, поскольку «северяне» уже победили в Гражданской войне и более не испытывали особой нужды в инновационных средствах ведения боевых действий).

В поисках финансовой поддержки от правительства Монтуриоль предпринял вояж и в испанскую столицу, но так и не смог ничего добиться, хотя по возвращении в Барселону местные жители аплодировали ему как герою.

Когда Монтуриоль и его коллеги убедились, что правительство им не поможет, они начали сбор частных средств для строительства новой лодки. Его с восторгом принимали в Барселоне, Жироне, Фигерасе и Кадакесе, где в его честь проводились концерты, театральные представления, ассамблеи и другие мероприятия, в ходе которых проводился сбор народных пожертвований.

Акция компании La Navegacion Submarina («Подводная навигация»). 1864 год

Акция компании La Navegacion Submarina
(«Подводная навигация»). 1864 год


Его с восторгом принимали в Барселоне, Жироне, Фигерасе и Кадакесе, где в его честь проводились концерты, театральные представления, ассамблеи и другие мероприятия, в ходе которых осуществлялся сбор народных пожертвований.
Чтобы собрать пожертвования, а также привлечь средства частных инвесторов, в 1864 году Монтуриоль создал в Барселоне новую компанию La Navegacion Submarina («Подводная навигация»). Любопытно, что одним из больших почитателей Монтуриоля и его таланта в то время был военный губернатор Кубы Доминго Дульче, благодаря поддержке которого на острове удалось собрать весьма солидную сумму денег для проекта.

Монтуриоль активно привлекал к инженерно-технической работе над своим подводным проектом «внешних специалистов» — профессуру из основанной в 1851 году Escuela Industrial Barcelonesa (Барселонская промышленная школа), позже — Escola d'Enginyeria Industrial de Barcelona (Школа промышленной инженерии Барселоны), с которой он установил довольно тесные отношения. Как писал сам Монтуриоль, «профессора естественных наук и математики дали возможность продолжать мое начинание до тех пор, пока я не добился значимых результатов».

Среди многих профессиональных инженеров, которые присоединились к проекту, был Хосеп Паскуаль Деоп, молодой промышленный инженер, отвечающий за проектирование и установку парового двигателя на лодку. Позже он женился на дочери Монтуриоля.

Другим активным сотрудником в проекте был профессор промышленной школы Дамас Кальве. Вместе с Монтуриолем он проводил эксперименты по получению кислорода и устранению углекислого газа из лодки. Кальве стал близким другом Монтуриоля и задокументировал многие его изобретения.

Компания La Navegacion Submarina начала строительство новой подлодки (Ictineo II, ее длина составляла уже 17 метров, а численность команды — 20 человек, тогда как в первой версии — лишь пять), в которой было решено использовать паровой двигатель мощностью шесть лошадиных сил, позволивший ей ходить по поверхности со скоростью четыре с половиной узла. Но будучи запущенным в подводном положении, обычный паровой двигатель должен был бы мгновенно израсходовать весь кислород. И Монтуриоль занялся решением этой сложной проблемы.

Результатом длительных исследований и экспериментов стала изобретенная Монтуриолем химическая реакция между диоксидом марганца, цинком и хлоратом калия. Эта реакция сопровождалась выделением значительного количества тепла, более чем достаточного для превращения воды в пар. Кроме того, в результате ее выделялся кислород, который после очистки подавался обратно в трюм. Это была первая в мире лодка с паровым анаэробным (воздухонезависимым) двигателем.

Для нового двигателя на лодке пришлось установить еще один котел, поменьше, дававший мощность две лошадиные силы. Из-за большого количества основных и вспомогательных механизмов свободное внутреннее пространство лодки ужалось до минимума, но она все-таки работала.

Внутреннее устройство Ictineo II

Внутреннее устройство Ictineo II

Обанкроченная субмарина

Установка парового двигателя была завершена летом 1867 года, но именно к этому моменту в компании La Navegacion Submarina разразился полномасштабный финансовый кризис: деньги закончились (согласно более позднему признанию самого изобретателя, в общей сложности Монтуриоль и его коллеги потратили на оба проекта порядка 500 тысяч песет, что примерно соответствует сегодняшним трем миллионам евро), кредиторы требовали оплаты, а использовать лодку для какой-либо прибыльной деятельности возможности еще не было. Несколько экстренных испытаний с новым паровым двигателем не принесли желаемых технических улучшений, и в декабре того же года компания была вынуждена уволить весь персонал.

В начале 1868 года Ictineo II была выставлена на аукцион и впоследствии полностью демонтирована. Грандиозные замыслы Монтуриоля так и остались нереализованными.

Крах компании вызвал у Монтуриоля глубокое разочарование. Но несмотря на это, он посвятил следующие месяцы написанию своего главного научного труда Ensayo sobre el arte de navegar por debajo del agua («Эссе об искусстве плавания под водой»). В январе 1870 года он закончил рукопись, которую считал своим самым значительным интеллектуальным продуктом. Этот труд фактически стал первым в истории всеобъемлющим научным трактатом по подводной навигации. Однако Монтуриоль так и не дожил до публикации своей работы. В 1878 году он даже написал королю Альфонсо XII письмо с просьбой о помощи, но король не откликнулся, и труд был издан посмертно, в 1891 году.

Чертеж лодки Ictineo II

Чертеж лодки Ictineo II

Мастер на все руки

Монтуриоль отметился как плодовитый изобретатель далеко не только в области подводной навигации. Одним из его изобретений стала машина для печати линованной бумаги и изготовления тетрадей для школьников и студентов. Машина работала, но наладить бизнес-процесс изобретатель так и не смог.

Другим оригинальным изобретением Монтуриоля была машина для производства сигарет. В 1866 году, столкнувшись с финансовыми проблемами из-за расходов, связанных с установкой парового двигателя на подлодку, Монтуриоль запатентовал такую машину, рассчитывая получить источник дополнительного дохода. Третьего марта 1867 года он вместе с друзьями создал компанию для ее производства. Сигаретные машины были впервые представлены широкой публике на выставке в Барселоне в 1871 году.

Нарсис Монтуриоль в последние годы жизни

Нарсис Монтуриоль в последние годы жизни


В начале 1868 года лодка Ictineo II была выставлена на аукцион и впоследствии полностью демонтирована. Грандиозные замыслы Монтуриоля так и остались нереализованными.
В 1871 году табачная администрация Испании официально разрешила использовать одну из таких машин для производства сигарет. Правда, рабочие завода, на котором она была установлена, проявили классовую солидарность и во время «луддистского» бунта 7 июня 1872 года машина была уничтожена. Тем не менее до конца жизни Монтуриоля было построено уже много таких машин, которые использовались на табачных фабриках на Кубе, в Мексике и Португалии. Монтуриоль сумел также создать настольную версию машины, которая могла управляться вручную одним человеком и быстро сворачивала сигареты. (И это было единственное изобретение, которое приносило прибыль семье Монтуриоля уже после его смерти.)

Вскоре после этого Монтуриоль опять отвлекся на политику, принял активное участие в очередной гражданской войне (разумеется, на стороне республиканцев), разразившейся в Испании в 1873 году, и даже стал депутатом Национального конгресса. А одним из его изобретений этого периода времени была полевая пушка с дальностью стрельбы порядка двух километров, предназначавшаяся для использования республиканской пехотой (впрочем, она так и не была доведена до серийного производства).

Кроме того, в период недолгого существования Первой Испанской Республики, в том же 1873 году, Монтуриоль был назначен директором Национальной почтовой фабрики. Республиканское министерство обороны решило в срочном порядке выпустить огромное количество марок, предназначенных для сбора средств на новый военный налог, но возникли серьезные проблемы с нанесением на них клея по традиционной технологии. В сотрудничестве с заводскими инженерами Монтуриоль придумал эффективную систему быстрой сушки клейкой гербовой бумаги, что позволило в итоге выпустить миллион марок в заданные сроки.

Уже после смерти Монтуриоля были обнаружены его многочисленные записи, посвященные различным изобретениям, которые он так и не успел реализовать. В их числе можно, в частности, назвать улучшенную печатную краску, велограф (механическое устройство для копирования букв во время их написания), конический телескоп, жидкий клей для использования столярами и краснодеревщиками, мыло холодного производства, а также средство для длительного хранения продуктов питания.

Таких перспективных прикладных проектов у Монтуриоля было множество, но, увы, его блестящие способности к изобретательству не подкреплялись предпринимательским талантом. И сам Монтуриоль честно признавался в этом:
«Как печатник я не останавливаюсь, пока не напечатаю рулон бумаги; как курильщик — пока не изготовлю сигареты, как человек — пока не создам камеру для Ictinea, способную поддерживать жизнь в неподходящих условиях; как физик я создал подводный и воздушный двигатель и т. д., потому что я чувствую, что у меня есть интеллектуальная мощь для чего угодно… но я совершенно не умею заниматься бизнесом и не умею завоевывать людей, которые могли бы прийти мне на помощь».
Способ нанесения клея на марку тоже был в сфере интересов Нарсиса Монтуриоля

Способ нанесения клея на марку тоже был
в сфере интересов Нарсиса Монтуриоля

Кассир брокера

Последние годы жизни изобретатель вынужден был перебиваться случайными заработками. В 1878 году, чтобы заработать на жизнь, он принял административную должность в газете La Corona («Корона») и в конце 1879 года поступил на работу к биржевому маклеру. В 1880 году он писал своему ближайшему другу Франсеску Рахоле:
«В конце концов, чтобы выжить, мне пришлось согласиться быть кассиром брокера, который является моим родственником. Я провожу весь день, считая деньги и все виды государственных и частных товаров…»
Через год он вошел в состав административного совета организации, созданной компанией для доставки воды реки Тер в Барселону. Летом 1882 года он сменил работу и руководил редактированием корпоративной брошюры Anunciador Financiero («Финансовый вестник»), которая рассылалась клиентам Банка де Матаро, но уже в сентябре 1883 года этот банк был ликвидирован.

Вскоре после этого Нарсис Монтуриоль тяжело заболел и 6 сентября 1885 года скончался. В день его похорон коллеги-республиканцы объявили о проведении специального мероприятия, чтобы отдать ему дань уважения, которое первоначально было запрещено губернатором, но все-таки состоялось спустя неделю.

В родной Каталонии Нарсиса Монтуриоля фактически возвели в ранг национального героя и почитают как одного из главных «местных богов». Но справедливости ради отметим, что в последние годы (быть может, отчасти это было связано и с приближавшимся юбилеем) его имя стало все чаще появляться и на страницах различных интернет-ресурсов «большой Испании».

Так, в недавней статье Хосе Момпина Поблета, почетного президента Ибероамериканской ассоциации журналистов, специализирующихся на научно-технической тематике (AIPET), которая была опубликована на испаноязычном сайте Tecnonews.info, субмарина Монтуриоля заняла почетное третье место в топ-листе 12 наиболее важных испанских изобретений за всю историю (на первой позиции оказался Мануэль Халон Короминас, придумавший в середине 1950-х инновационное приспособление для мытья полов — швабру с отжимом и ведром в придачу).


Alexander Mechanic, Tigran Hovhannisyan
«Stimul»