Страницы

Медицина доколумбовой Америки

Воины атлантов, храм Тлауискальпантекутли, археологические раскопки Тулы, Мексика. Цивилизация тольтеков.

Воины атлантов, храм Тлауискальпантекутли,
археологические раскопки Тулы, Мексика.
Цивилизация тольтеков.


Великие географические открытия распахну-ли перед европейцами необъятные просторы далеких континентов – Америки, Африки, Азии, а позднее и Австралии. К этим древним центрам цивилизации Американский «Новый Свет» прибавился в 1492 г. – открытый для европейцев Христофором Колумбом. Это событие разделило историю коренного населения Американского континента на два периода. Первый, длившийся около 30 тысяч лет, был эпохой самобытной истории аборигенов континента, создавших уникальные и неповторимые культуры Древней Америки. Второй, связанный с открытием материка европейцами и его последующей колонизацией, привел сначала к деформации неповторимых культур аборигенов Америки, а затем и вовсе к разрушению этих культур.


Инки преуспели в лечении ран и укреплении десен, применении кровопусканий и промывании желудка местными слабительными и рвотными средствами, изгнании глистов и очищении диетой, лечении воспалительных заболеваний глаз... Однако мир этих удивительных цивилизаций оказался слишком уязвимым – он рухнул вместе с империей, которой служил...

Согласно современным представлениям, аборигены Америки пришли на континент 30–20 тысяч лет назад из Азии через Берингов пролив, который в те времена был «Берингийской сушей». Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разно-образные по своему уровню культуры.

В эпоху Европейской Древности и Средневековья на Американском континенте процветали великие культуры в трех главных очагах: майя – в южных районах современной Мексики и в Центральной Америке (со ІІ тыс. до н.э.), ацтеков – в центральных районах Мексики (с ХІІ в. н.э.) и инков – на территории современных Перу, Боливии, Эквадора и северной части Чили (с ХІІ в. н.э.).

Площадка для игры tlachtli (долина Оахака, Мексика)

Площадка для игры tlachtli (долина Оахака, Мексика)


Первые города (которых известно более ста) самой древней среди великих цивилизаций континента – майя (исп. Mayas) появились в VI–IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек.

В начале нашей эры появляются не только дома и храмы, но и ступенчатые пирамиды, алтари и даже стадионы для игры в мяч. На основе ольменского письма майя: создали единственную на континенте к началу конкисты письменность, состоявшую из 400 иероглифических знаков; пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию.

Календарь майя, так же как и число π, был значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов.

Ацтеки (исп. Aztecas) в долину Мехико пришли в начале ХІІІ в. из северных районов континента, где располагалась их прародина – г. Астлаи. Империю ацтеков сравнивают с Римом. Могуществу ацтеков способствовали их постоянная военная экспансия, четкая социальная структура, развитые законодательство и судебное дело.

У ацтеков были рабы, которые имели свое имущество, жилище, семью и даже могли владеть собственными рабами. Ацтеки пользовались двадцатеричной системой исчисления, солнечным календарем, знали пиктографию (рисуночную письменность) и самую популярную на континенте медицину.

Инки (inca на языке кечуа – «правитель империи») – коренные жители Южной Америки со столицей империи в городе Куско (что означает «пуп»). Этот народ хотя и не имел письменности, достиг высокого совершенства в строительстве вымощенных дорог, производстве керамики и ткачестве, работах по золоту, меди и бронзе.

Инки вели учет и сохраняли информацию посредством системы кипу – разноцветных шнурков, подвешенных к единой веревке и завязываемых в узелки разной конфигурации. Золото и серебро инки не считали особой ценностью, для них это были лишь красивые металлы.

Возможность изучения древних текстов аборигенов Америки появилась лишь в середине ХХ века, когда ученый Ю.В. Кнорозов расшифровал иероглифическую письменность майя на основании разработанного им метода позиционной статистики. Среди чудом сохранившихся средневековых рукописей Нового Света – «Кодекс Пополь Вух» (Popol Vuh – об эпидемиях), «Кодекс Мальабечи» (Maglia-becchi – о врачевании) и «Кодекс Бадиано», продиктованный ацтекским врачевателем Мартином де ла Крусом.

Женская фигура, культура наска (300–600 гг)

Женская фигура, культура наска (300–600 г.г.)


Женская фигура, культура наска (300–600 гг)

Женская фигура, культура наска (300–600 г.г.)


О болезнях того времени и их врачевании рассказывают археологические находки в виде многочисленных керамических изделий Древнего (средневекового) Перу, на которых изображены аномалии развития («заячья губа», акро-мегалия), недуги (слепота, кожные заболевания, увеличение щитовидной железы), последствия оперативных вмешательств (ампутации конечностей, трепанации черепа), а также процесс родов и оказания медицинской помощи.

Хотя в доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции и у каждого народа вырабатывались свои представления о болезнях и их лечении, свои приемы и средства врачевания, в то же время все они имели общие черты, отражающие особенности развития континента.

К периоду конкисты медицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных достижений медицины развитых рабовладельческих обществ Древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной Древней Греции и Древнего Рима, а в некоторых отношениях даже превосходила современную ей медицину феодальной Европы.

Строение человеческого тела было наиболее изучено ацтеками. В их языке существовало несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела, тогда как в языке майя – около 150, у инков – около 60 анатомических терминов. Большинство исследователей связывают эти познания ацтеков с их традицией ритуальных жертвоприношений, которые приобрели особый размах в правление Монтесумы І (1440–1469).

Согласно идеологической концепции ацтеков почитание верховного божества – Солнца со-провождалось принесением ему в жертву крови пленников.

Интересно, что таким же был главный культ инков, которые совершали похожие обряды, в частности в высокогорном комплексе (ныне называемом Мачу-Пикчу), где численность жриц – «Солнечных дев» десятикратно превосходила мужскую часть населения.

Панорама культового комплекса инков Мачу-Пикчу (XIII–XV вв., Перу)

Панорама культового комплекса инков Мачу-Пикчу (XIII–XV вв., Перу)


Ацтеки же с целью пополнения жертв постоянно вели «войны цветов» для добычи пленников, которые содержались в хороших условиях, но не имели собственности. Пленникам, приносимым в жертву богам, вынимали сердце.

В 1519 г. пирамида черепов в столице ацтеков Теночтитлане состояла из 62 тысяч черепов.

Языческие религии майя, ацтеков, инков были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пышным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших. Инки знали химические методы сохранения трупов, использовавшиеся при мумификации умерших правителей и знатных людей.

Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось бальзамом толу, состав которого был определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, таннии, многие другие местные природные вещества.

В мифологии инков даже был особый бог-покровитель трупов – Тотем Вари. Во время праздников мумии правителей выносили из высокогорных пещер, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов, на главную площадь и украшали. Вынос трупов иногда сопровождался распространением продуктов гниения, что влекло за собой массовые заболевания.

Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из определенных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов нефритом, обсидианом, яшмой и золотом; изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений).

Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие. В связи с этим сразу же после рождения голову ребенка закрепляли между двумя досками, а на лоб между глаз вешали заметную бусину.

Причинами болезней считались особенности календарного года, дурные поступки, отклонения от принятых норм этического, религиозного и сексуального поведения, несовершение жертвоприношений, а также внеземные и магические силы, не зависящие от человека.

У каждого народа были свои боги, за которыми признавалось управление здоровьем: одни посылали болезни; другие, наоборот, охраняли от них. Так, майя поклонялись богине деторождения Иксчель и богу смерти Ах-Пуч, а болезни (лихорадку, желтуху, кровавую рвоту, геморрой и др.) связывали с младшими божества-ми – обезьянами. Главным божеством инков был Инти – бог Золотого Солнца. Его сын – бог Имайяну «указывал» травы, пригодные для лечения, а бог Мамакоча почитался как покровитель здоровья и защитник от болезней.

Нефритовая посмертная маска царя, культура майя (V–IX вв.)

Нефритовая посмертная маска царя, культура майя (V–IX вв.)


Однако самый многочисленный на континенте пантеон божеств, связанных с врачеванием, был у ацтеков: матерью всех богов почиталась Тетеоинан – покровительница медицины и врачевателей; Цапотлатена была богиней лекарств; Хипетотек «распоряжался» кожными заболеваниями и болезнями глаз; богиня любви Хочикецаль «насылала» бубоны и кожные сыпи; бог дождя Тлалок – болезни ног, язвы и простуды.

В то же время, у всех народов признавались и вполне естественные причины заболеваний, связанные с природой и жизнью самого больного. В «Кодексах», дошедших до нашего времени, приведены описания массовых заразных болезней, сопровождавшихся кровавой рвотой и поносом. Предполагают также, что на конти-ненте издавна существовала болезнь, которая впоследствии получила название малярии (лат. malaria, от исп. mal aires – плохой воздух).

Для обозначения разных болезней и болезненных состояний (симптомов) существовало множество названий: у инков – около 70, у майя – более 200, что значительно превышало число аналогичных терминов, имевшихся к тому времени в Западной Европе. В языке майя были слова для обозначения болезней зубов, глотки, состояний несварения пищи и разной кислотности желудка, запора и поноса (кровавого, сходного с дизентерийным, холерным), пульсирующей боли в кишечнике, кишечной и почечной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, воспаления носоглотки, дифтерии, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, кровотечений разных видов, болезненного мочеиспус-кания и гематурии. Майя различали несколько видов лихорадочных состояний, эндемические лихорадки и кожные заболевания. Инки определяли признаки сифилиса – первичный шанкр, бубон и пять видов кожных проявлений.

Особое значение придавалось лечению «нервных» и душевных болезней и состояний, для обозначения которых имелись специальные термины, соответствующие современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря сознания, эпилепсия, бред, галлюцинации, меланхолия, помешательство. До конкисты на континенте не было натуральной оспы, кори, коклюша, дифтерии, гриппа.

Эти болезни были завезены колонизаторами. А первая крупная эпидемия оспы на континенте была отмечена в 1520 г.

Лечением болезней занимались народные врачеватели – знахари (исп. curandero). Назывались они по-разному: у карибов – пиаче (piache), у алгонкинцев – буоин (buoin), в империи инков – кайя уайя (caya huaya – врачеватели-травники) и макса (macsa – заклинатели). Врачеватели майя – ах-мен (ah-men) принадлежали к жреческому сословию и сохраняли тайну своего искусства внутри рода.

В государстве ацтеков, наоборот, существовала врачебная специализация: тисиотль (ticiotl) и тепатиани (tepatiani) были врачевателями-травниками, тетеки (tete-qui) оперировали, науали (nahuali) составляли гороскопы и предсказывали судьбу, тезок (tezok) делали кровопускание, а тламатки (tlamatqui) принимали роды.

Родовспоможение в доколумбовой Америке было предметом особого культа. В этой области ацтекская медицина не уступала современной ей европейской. Принимали роды женщины, которые уже рожали. Они пользовались особым всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности.

В то же время, аборигены Америки знали специальные растения, которые использовались в качестве абортивных средств. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов женщину мыли в бане, давали ей лекарство sasauaktli для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболиванию и стимуляции родов.

Рожали женщины на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Именно в таком положении ацтеки изображали Тласолтеотль – богиню деторождения.

Тласолтеотль – богиня деторождения ацтеков (около 1300–1520 гг.)

Тласолтеотль – богиня деторождения ацтеков (около 1300–1520 гг.)


Лекарственное врачевание на континенте основывалось на многовековом эмпирическом опыте и, в тоже время, было тесно связано с магическими ритуалами и верованиями.

Врачеватели доколумбовой Америки располагали богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения, подавляющее большинство которых не было известно в Восточном полушарии. Среди них особое место занимали кактусы.

В современной Мексике произрастает более 55 видов и 550 разновидностей кактусов, многие из которых издавна используются при лечении болезней. Главный среди них – нопаль, огромный, похожий на дерево (изображен на мексиканском гербе). Он широко используется в пищу в сыром, вареном, жареном, маринованном и соленом виде, а также для понижения уровня артериального давления и уровня глюкозы в крови; его мясистые листья прикладывают к ранам как противовоспалительное средство.

Другое лекарственное средство – американская агава, или магея, используется и доныне при лечении туберкулеза, болезней суставов и почек.

По мнению ученых, ацтекские врачеватели знали около 3000 целебных растений. Созданные ими сады лекарственных растений еще очень долго поражали захвативших их впоследствии испанских завоевателей. Ведь в те времена Западная Европа еще даже не знала аптекарских садов и огородов.

В Кодексе Бадиано, записанном со слов ацтекского тисиотля Мартина де ла Круса, описано 285 лечебных растений, из них 185 изображений представлены в цвете. Все они расположены в строгом порядке с указанием правил сбора трав, приготовления лекарств и их использования при всевозможных болезнях. А некоторые из целебных растений доколумбовой медицины изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки...

Кстати, именно при помощи листьев этого растения местные жители адаптировались к условиям высокогорья, от которого так ужасно страдали конкистадоры. Первое описание горной болезни ярко представлено в своеобразном литературном памятнике – в книге «История государства инков», оставленной будущим поколениям в 1590 г. монахом-иезуитом Хосе де Акос та:
«В Перу есть очень высокий горный хребет Пари-акака. Я слышал о болезни, которая приключает-ся в горах, и поэтому подготовился к переходу, следуя наставлениям тех, кого здесь называют гидами или следопытами. Несмотря на все мои приготовления, когда я взошел на перевал Эскалерас – самую высокую часть хребта Париакака, я почти мгновенно почувствовал такую ужасную боль, что был готов свалиться с коня на землю.

Нас было много, и каждый бросился бежать, не дожидаясь компаньонов, лишь бы поскорее исчезнуть из этого дьявольского места. Я остался один с индейцем, которого уговорил помочь мне удержаться в седле. Немедленно началась тошнота и такая рвота, что я думал, душа покинет меня, ибо меня рвало тем, что я съел, слизью, желчью, опять желчью желтой и зеленой и, наконец, кровью при жутких спазмах желудка.

Должен сказать, если бы это продолжалось дольше, я бы наверняка умер, но это длилось не более трех или четырех часов, пока мы не спустились туда, где воздух был более приятным... Потом мне говорили, что некоторые умерли после этого перехода».
В течение столетий инки знали средство профилактики острой горной болезни, или как они ее называли «soro-che», – листья коки, которые они жевали, поднимаясь в горы. Это растение ценилось очень высоко:
«Тот, кто жует его листья, не чувствует ни холода, ни голода, ни жажды».
Однако кока давала лишь временный эффект, приглушая про-явления этой болезни: головную боль, тошноту, рвоту, потерю аппетита, бессонницу и усталость. Более того, ее длительное употребление часто было причиной злокачественных новообразо-ваний на губах и в ротовой полости.

Преуспели инки в лечении ран и укреплении десен, применении кровопусканий и промывании желудка местными слабительными и рвотными средствами, изгнании глистов и очищении, лечении воспалительных заболеваний глаз...

Однако все же мир этих удивительных цивилизаций оказался слишком уязвимым – он рухнул вместе с империей, которой служил.

Чилийский поэт Пабло Неруда писал об этих местах как о «пути к спокойствию души, к вечному слиянию с космосом, при котором особенно остро ощущаешь собственную малость. Это одно из величайших чудес – хрупкая бабочка в сердцевине великого круговорота жизни».

Литература:
  • Guerra F. La Medicina Precolombina. – Madrid, 1990. – P. 164, 182, 200.
  • Viesca C. Ticiotl: I. Conceptos medicos de los antiquos mexicanos. – Mexico: UNAM, 1997. – P. 162.

E V Soleiko,
L P Soleiko