Страницы

Жан Мелье и его «Завещание»

Жан Мелье́ — французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, католический священник

Жан Мелье́ —
французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист,
католический священник


Среди французских мыслителей XVIII в. выделяется яркая и самобытная фигура Жана Мелье. Скромный деревенский священник, выходец из народа, он стал ярым атеистом, противником всякой религии и церкви и отразил чаяния угнетенных масс Франции.

О жизни Мелье мы знаем очень мало. Родился он в 1664 г. и провел свое детство в деревне, в Шампани. По окончании духовного училища Мелье получил место деревенского священника в тех же краях и почти безвыездно жил там до конца своих дней. Он добросовестно нес свои обязанности: справлял церковные службы, читал проповеди. Как священник Мелье должен был учить народ покорности сеньорам и королю, внушать своим прихожанам веру в бога, в загробную жизнь. В тайне же от людей Мелье писал книгу, где дал выход своим подлинным убеждениям. Он назвал ее «Завещание».

Во вступлении к «Завещанию» Мелье признает, что профессию священника он избрал не по собственному желанию. Он говорит об угрызениях совести, которые испытывал, проповедуя религиозную ложь. Много раз хотел он публично покаяться перед прихожанами, но страх, превышающий его силы, удерживал его и вынуждал молчать: за такие взгляды ему грозили жесточайшие кары. Только готовясь к уходу из жизни, он почувствовал себя в силах сделать то, на что не мог решиться раньше: открыто высказать давно и глубоко продуманную им правду о человеческих отношениях, о религии, о государстве, об общественном строе. Предполагают, что Мелье покончил с собой, не желая более нести противоречащие его убеждениям обязанности священника.

Рукопись «Завещания» была найдена после смерти Мелье среди его бумаг. Вскоре стали распространяться копии этой рукописи. Одна из копий попала в руки Вольтера, который вел ожесточенную борьбу с католической церковью. В лице Мелье Вольтер нашел союзника. Но устрашенный революционными и коммунистическими взглядами Мелье, Вольтер решил напечатать лишь выдержки из «Завещания». Только в 1864 г., спустя свыше ста лет после смерти Мелье, «Завещание» было напечатано полностью.

О чем же писал Мелье в своем «Завещании»? В какой обстановке сложились его взгляды?

Начало XVIII в. — один из самых тяжелых периодов в жизни французского крестьянства феодальных времен. Бремя феодальных повинностей стало невыносимым. Правительство Людовика XIV высасывало из деревни все, что в ней оставалось после удовлетворения требований светских и духовных феодалов. В деревне неизбежно должны были нарастать стихийные революционные настроения. Подавляемые в одних местах, крестьянские восстания вспыхивали в других, и их ликвидация зачастую требовала от феодального правительства немалых усилий.

Восставший американский народ свергает статую английского короля Георга III. Художник А. А. Лурье

Восставший американский народ
свергает статую английского короля Георга III.
Художник А. А. Лурье


Нищета и страдания угнетенной деревни — таковы были основные впечатления Мелье. В его «Завещании» отразились те революционные настроения и чаяния, которые зарождались в сознании деревенской бедноты. Страницы книги Мелье пропитаны гневом и ненавистью к угнетателям.

Все люди равны по природе, утверждает Мелье. Все имеют равное право жить, пользоваться своей свободой и некоторой частью земных благ. Зависимость между людьми, которая одних чересчур возвышает, а других унижает, одним дает слишком много, а другим — ничего, несправедлива и ненавистна. Мелье беспощадно критикует феодальные порядки во французской деревне. Крестьяне — рабы знатных. Нет человека более жалкого и несчастного, чем французский крестьянин. Он работает на знатных; напрягая все свои силы, он едва зарабатывает на пропитание себе самому. Самый маленький дворянчик заставляет крестьян трепетать перед собой и старается урвать у них что только сможет. Бедные люди были бы счастливы, если бы их не терзали эти злые гады; бедные люди будут вечно несчастны, если не отделаются от господ.

Зло состоит в том, что за счет народа живет множество людей, совершенно для него бесполезных. К числу таких тунеядцев Мелье относит и духовенство. Все эти аббаты, каноники, монахи и монахини — какую пользу приносят они миру, какие услуги оказывают обществу? Какое безумие содержать их за счет чужого труда!

Большой раздел «Завещания» Мелье посвящает критике абсолютизма — неограниченной королевской власти. Все властители, все короли и князья — тираны; таково основное положение Мелье. Все зло единовластия можно видеть на примере Франции. Французские короли — как бы маленькие боги. Они считают, что им принадлежит неограниченная власть над жизнью и имуществом подданных. И они не жалеют ни этой жизни, ни этого имущества. Чтобы заполучить золото и серебро своих подданных, короли облагают народ все новыми налогами. Если народ не в состоянии их платить, в деревни посылаются солдаты, которые выколачивают из крестьян подати, причем народ должен еще содержать этих насильников. Напрасно ссылаться на бедность — жалоб не выслушивают. Под страхом конфискации имущества и тюремного заключения бедные отдают королю свои последние гроши. Не народы созданы для правителей, а правители — для народов, утверждает Мелье.

В своем протесте против угнетения человека человеком Мелье поднимается до критики частной собственности вообще. Люди, пишет он, ведут жестокую борьбу за богатство. Самые сильные, хитрые, ловкие, часто самые злые, недостойные побеждают в этой борьбе и захватывают в свои руки все жизненные блага. Возникает вопиющее неравенство: одни обжираются и опиваются, тогда как другие умирают от голода; одни ничего не делают, а другие изнемогают от труда, не имеют отдыха ни днем, ни ночью. Частная собственность служит источником неисчислимых зол и страданий.

Запись добровольцев в революционную армию Франции. Художник Н. И. Гришин

Запись добровольцев в революционную армию Франции.
Художник Н. И. Гришин


Но каким же образом меньшинство ухитряется властвовать над большинством и эксплуатировать его? Почему угнетенные терпят и повинуются?

Сильные мира, конечно, пользуются прямым насилием для поддержания выгодного им порядка. Но главное — народы добровольно подставляют свои шеи под ярмо, одураченные хитрой ложью. Эта ложь — религия.

«О дорогие друзья, — говорит Мелье, — если бы вы знали, какой лжи вас учат под видом религии!» Христианская религия советует людям терпеливо сносить голод и холод, угнетение и унижение. Священники, спасая людей от воображаемого, несуществующего ада, обрекают их в этой жизни на муки действительного ада. Но хуже всего повеление любить своих врагов и делать им добро. Это правило, противоречащее здравому смыслу и справедливости, явно на пользу злым и содействует угнетению добрых. Лишь освободившись от христианской и других религий, угнетенные поймут, что они имеют право бороться за свое земное счастье. А без борьбы с угнетателями народ не может восстановить справедливость.

Первое условие успешности этой борьбы — единодушие, солидарность.
«Объединяйтесь же, народы! — восклицает Мелье. — Помогайте друг другу: дело идет о том, что одинаково важно для всех народов. Вас губит то, что вы сражаетесь друг против друга, вместо того чтобы сражаться в одних рядах за общее дело… Все зависит от народа, все держится на нем; стоит вам захотеть, и тирания падет…»
Мелье рисует картину «справедливого и разумного» общества, в котором уничтожена частная собственность. В этом обществе люди будут «владеть благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими также сообща и равномерно». Все люди обязаны принимать участие в труде. Жители каждого города или прихода составят как бы одну семью. Они должны любить друг друга, как братья и сестры, должны жить вместе, пользоваться одинаковой пищей, иметь одинаково хорошую одежду. Так исчезнет бедность и нищета. Руководство такими общинами должно принадлежать наиболее опытным и мудрым. Не будет краж, грабежей и убийств, никому не придется надрываться на чрезмерной работе…

«Завещание» Мелье — произведение, замечательное по своей цельности и последовательности. Оно пронизано единой идеей — идеей борьбы против всех видов угнетения. Частная собственность порождает неравенство и эксплуатацию бедных богатыми; монархия охраняет порядок, основанный на неравенстве, и сама принимает участие в эксплуатации; религия своими нелепыми сказками усыпляет угнетенных, освящает существующее зло; учение о боге и бессмертии души, о будущей жизни служит средством держать бедных в покорности. Сделав эти выводы, Мелье с неуклонной последовательностью отвергает частную собственность, монархию, христианскую религию и приходит к революционным и коммунистическим взглядам.

Конечно, представления Мелье о «разумном и справедливом» обществе примитивны и утопически наивны. Мелье жил задолго до того, как созрели условия для коммунистического общества. Во времена Мелье еще не было пролетариата — основной силы, способной разрушить эксплуататорский строй и построить коммунизм.

В XVIII в. во Франции выступали и другие мыслители, мечтавшие об обществе без частной собственности. Но только у Мелье эти идеи сочетаются с призывом к объединению угнетенных для борьбы с угнетателями. Среди французских мыслителей XVIII в. было немало противников христианской церкви и религии. Но только Мелье разоблачил религию как средство эксплуатации трудящихся масс.

Этот деревенский священник — несомненный предшественник коммунистов-утопистов времени буржуазной революции, Бабефа и его соратников, поднявших в 1796 г. знамя восстания во имя всеобщего равенства и социальной справедливости.