Страницы

Небесные тела: Культовые сокровища и величественные святые из катакомб

Небесные тела: Культовые сокровища и величественные святые из катакомб

Пол Кудунарис не из тех, кто уклоняется от ужасов. Хотя историк искусства, автор и фотограф из Лос-Анджелеса утверждает, что его увлечение смертью не больше, чем у кого-либо другого, он посвящает свою карьеру исследованию и документированию таких явлений, как церковные оссуарии, склепы и украшенные костями святыни. Вот почему, когда человек из немецкой деревни подошел к нему во время исследовательской поездки в 2008 году и спросил что-то вроде: «Вам интересно увидеть полуразрушенную старую церковь в лесу со скелетом, стоящим там, покрытым драгоценностями и держащим чашку крови в своей левой руке, как будто он предлагает тебе тост? » Кудунарис ответил: «Да, конечно».

Позже Кудунарис вспоминал:
«Это звучало как что-то из страшной сказки братьев Гримм. Но я решил следовать его указаниям, не переставая, конечно, думать, что он сумасшедший или лжец. И конечно, я нашел в лесу этот драгоценный скелет».
Святой Coronatus прибыл в немецкий монастырь Heiligkreuztal в 1676 году.

Святой Coronatus прибыл в немецкий монастырь Heiligkreuztal в 1676 году.


Это была даже не церковь, а скорее маленькая часовня, и действительно - лежавшая в руинах, хотя в ней еще оставались скамьи и алтарь. Кудунарис обнаружил скелет в боковом нефе, причем тот таращился на него из-за досок, которыми была забита его ниша. Когда исследователь снял эти панели, чтобы разглядеть получше, скелет будто наблюдал за ним своими большими красными стеклянными глазами, вставленными в пустые глазницы черепа.

Тело было поставлено вертикально, наряжено в одежды, такие роскошные, будто предназначались для короля, а в руках у него был стеклянный флакон - как позже узнал Кудунарис, будто бы с собственной кровью покойного. Ученый был поражен мрачной красотой молчаливой фигуры, но решил записать ее в свое исследование как "некое удивительное единичное явление, какой-то странный местный обычай".

Святой Coronatus
Святой Coronatus

Святой Coronatus
Святой Coronatus

Но потом это случилось снова.

В другой немецкой церкви в углу склепа он увидел еще два скелета, сплошь осыпанные сияющими камнями. «Именно тогда я понял, что это явление гораздо более широкое и захватывающее», - говорит Кудунарис.

Он никак не мог забыть мерцающие "глаза" святых и сверкающие золотом оскалы. Загадочные скелеты не выходили у него из головы, даже когда он продолжал работу над книгой "Империя Смерти" (Paul Koudounaris. The Empire of Death: A Cultural History of Ossuaries and Charnel Houses), посвященной другой тематике - все об оссуариях, костницах.

Кудунарис выяснил, что все эти скелеты принадлежат т.н. "катакомбным святым", которых весьма почитали немецкоязычные католики 16-17 веков. Некоторые из них сохранились в церквях, другие давно утрачены. Кем были эти люди при жизни, узнать невозможно, скорей всего, настоящими "святыми" из них не был никто.

Его исследование было опубликовано в 2013 году как книга "Священные тела: культовые сокровища и удивительные святые из катакомб" (Heavenly Bodies: Cult Treasures and Spectacular Saints from the Catacombs). Там рассказывается, как эти кости совершили путь из древних римских катакомб до алтарей и склепов северной Европы.

Святой Deodatus в Rheinau (Швейцария)

Святой Deodatus в Rheinau (Швейцария)


31 мая 1578 года рабочие обнаружили пустоты вдоль римской улицы Виа-Салариа, которые привели их к сети подземных катакомб - когда-то тайному убежищу первых христиан, а позже месту массовых захоронению римлян первых веков нового тысячелетия.

Ватикан сразу же узнал о находке (было бы страно, если б нет) и решил, что это прекрасная возможность нести свет веры, ведь наверняка многие из скелетов принадлежали раннехристианским мученикам (ну чисто по статистике, реально!). А проблема со святыми мощами тогда стояла остро.

Потому что Северная Европа, особенно Германия, весьма активно боролась в свое время с католицизмом в приступе острого протестантизма ("Икея" - это вполне себе протестантская этика в вопросе чистоты и лаконизма). И верующие протестанты мощно погромили католические церкви на этих территориях. Ну и пограбили, конечно, уже не по религиозным мотивам, а по финансовым. Это как раз происходило в 1-й половине XVI века. Священные реликвии этих церквей в основной массе были потеряны и уничтожены, а вот новая находка вполне могла бы поспособствовать пополнению состава реликвий и восстановлению морального духа разграбленных приходов.

Безымянные «Катакомбные святые»

Безымянные «Катакомбные святые»


И "катакомбные святые", несмотря на то, что были безымянными, вызвали дикий ажиотаж на "рынке".

Торговля шла со свистом.

Каждая церквушка, какой бы крохотной она ни была, желала получить хотя бы одного, а лучше дюжину. Эти скелеты позволяли храмам заявить о себе, утвердить свою веру. Богатые семьи хотели получить эти скелеты для своих частных часовен, а гильдии и цеха вскладчину покупали "мученика", который стал бы святым покровителем их профессии. Особенно они ценились и были востребованы в Южной Германии, которая в этот период была эпицентром "битвы" с протестантскими верующими (уже не оружием, а словом).

Святой Valentinus

Святой Valentinus был одним из 10 скелетов, украшенных братом Адальбартом Старшим. На святом надета biretta и дьяконское облачение, чтобы подчеркнуть его церковное прошлое. Сегодня мощи находятся в базилика Waldsassen в Германии, вместе еще с 9 другими.


Кудунарис пытался было оценить в долларовом эквиваленте, сколько денег вращалось в этом сегменте рынка, но потом махнул рукой. Известно лишь, что Ватикан продал несколько тысяч реликвий, однако неизвестно, какая доля из них была полными скелетами, а какая - костными фрагментами (череп, десница и т.п.). По крайней мере, в Германию, Австрию и Швейцарию, где исследователь обнаружил самые лучшие образцы, Ватикан отправил по меньшей мере 2 тысячи полных скелета.

Может, в Ватикане кто и сомневался в истинности "святых" (профессионалы же), однако среди приобретателей останков неверующих не было. Кудунарис говорит:
"Приезжает такой пакет с печатями из самого Рима, подпись кардинала стоит, в сопроводительном письме написано, что мощи принадлежат такому-то и такому-то. Никто не ставил под сомнение слова Ватикана".
Безымянные «Катакомбные святые»

Безымянные «Катакомбные святые»


Безымянные «Катакомбные святые»

Безымянные «Катакомбные святые»


Каждый скелет мученика своим роскошным облачением являлся символом великолепия, которое ждало верующих в загробной жизни. Прежде чем быть представленным конгрегации, останки "экипировали" в соотвествии с тем статусом, которые они имели. Обычно монахини, но иногда и монахи (рукоделием разные люди любят заниматься) занимались тем, что подготавливали святых для презентации массовой публике прихожан. Работа могла занимать до трех лет, в зависимости от размера артели украшающих.

Безымянные «Катакомбные святые»

Безымянные «Катакомбные святые»


По мнению ученого, роскошная красота этих осыпанных драгоценностями святых вполне вписывается в парадигму искусства барокко. Но весь этот жанр, конечно, нельзя поместить в какую-то уже существующую подкатегорию декоративно-прикладного искусства. Хотя, как говорит Кудунарис, эти монахи и монахини были превосходными ремесленниками, ювелирами, златошвеями.

"С моей точки зрения историка искусства, намного важнее - кто "сделал" их, чем кем они на самом деле были при жизни", говорит ученый.

Святой Gratian - еще одно произведение брата Адальбарта Старшего в Waldassen

Святой Gratian -
еще одно произведение брата Адальбарта Старшего в Waldassen


Получив полную комплектацию драгоценностями, скелет наконец попадал в ту церковь, для которой был приобретен. Это было временем радости и всплеска веры у всей общины. Эти катакомбные святые становились городскими покровителями и становились чрезвычайно популярными, поскольку были зримым и очень привлекательным мостом к сверхъестественному.

Записи о крещениях в этом приходе - свидетельство этого очарования.

Неизбежно первый ребенок, крещеный после прибытия скелета, получал имя в честь этого святого покровителя. В особо крайних случаях половина детей в этом году оказывались тезками.

Община считала, что этот покровитель защищал их от зла и приписывал его заступничеству любое чудо или позитивное событие, случившееся после его появляения.

В церквях хранились "книги чудес", куда записывались "добрые дела" святого патрона. Например, после прибытия в Гарс-ам-Инн святого Феликса, в городе случился пожар. Но как только пламя приблизилось к рынку и складам, задул сильнейший ветер и потушил огонь.

Конечно, спасибо Феликсу!

Город осыпал святого благодарностями. В буквальном смысле. Даже сегодня на его теле можно насчитать около 100 железных пластинок с картинками и благодарностями за его различные чудеса, например, выздоровление от болезней.




Rachel Nuwer