Страницы

1855 год: Крымская война — первый в истории военный конфликт, который снимали фотографы

Капитан Томас Лонгворт Британской Королевской артиллерии

Капитан Томас Лонгворт Британской Королевской артиллерии


Одной из причин возникновения в 1850-х годах Крымской войны стал спор о правах христианских меньшинств в Святой Земле, которую контролировала Османская империя.


В конце концов напряженность вылилась в войну между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой, с центром в важнейших тепловодных портах Крымского полуострова и на Балканах.

Боевые действия в Крыму, которые включали знаменитую «Атаку легкой бригады», в конце концов привели к длительной тупиковой ситуации, когда войска альянса Великобритании, Франции и Турции осаждали удерживаемый Россией порт Севастополь.

Перерывы со снабжением, стратегические ошибки и тяжелые зимние условия несли опасность для союзников, окруживших город.

Для формирования необходимого настроя общественности, которая начала выражать сомнения в правильности ведения войны, британское правительство наняло фотографа Роджера Фентона, чтобы тот поехал в Крым и снял первые в истории военные фотографии. Он приехал под Севастополь в марте 1855 года и оставался там в течение 3,5 месяцев.

Работодатели фотографа хотели, чтобы он передал ощущение стойкости и успехов в военной кампании. Поэтому Фентон не сделал никаких снимков солдат, умерших от зимнего холода или холеры, или тех, кто был искалечен артиллерийским огнем.

С помощью больших и тяжелых камер, для которых требовалась длительная выдержка, Фентон фотографировал солдат, рабочих и генералов, а также снял стройные ряды палаток и обозы, идущие на фоне пейзажа из порта Балаклава на фронт.

Пристань для скота в Балаклавской гавани

Пристань для скота в Балаклавской гавани


Морской снабженец верхом на верблюде в порту Балаклавы

Морской снабженец верхом на верблюде в порту Балаклавы


Балаклава

Балаклава


Вид на Балаклаву и гавань из лагеря гвардейцев на холме

Вид на Балаклаву и гавань из лагеря гвардейцев на холме


Палаточный лагерь союзников на плато перед Севастополем

Палаточный лагерь союзников на плато перед Севастополем


Фотограф Роджер Фентон, одетый, как зуав-пехотинец, снятый Маркусом Спарлингом

Фотограф Роджер Фентон, одетый, как зуав-пехотинец,
снятый Маркусом Спарлингом


Британский генерал-лейтенант сэр Джордж де Лейси Эванс

Британский генерал-лейтенант сэр Джордж де Лейси Эванс


Самой известной и спорной фотографией Фентона был снимок, сделанный 23 апреля 1855 года, на котором показана дорога на Севастополь, усыпанная пушечными ядрами. Из-за частоты, с которой она обстреливалась российскими войсками, солдаты прозвали её «Долина смертной тени». На знаменитом изображении видны пушечные ядра, скопившиеся в канавах и на самой дороге.

Но Фентон сделал также и другой, менее известный снимок этой же сцены, без каких-либо пушечных ядер на верхней части дороги.

Историки предложили много конкурирующих теорий о том, какая из фотографий была сделана первой или почему и кем пушечные ядра были перенесены. Исчерпывающее расследование режиссера Эррола Морриса, основанное на изменении вида нескольких небольших участков горной породы между двумя кадрами, привело к выводу, что изображение с пушечными ядрами на обочине было сделано первым, а затем они были перенесены на дорогу.

Это служит ещё одним напоминанием об опасностях постановочных снимков для использования фотографий в качестве объективных доказательств, даже за 133 года до изобретения Photoshop.


«Долина смертной тени» — дорога на Севастополь.

«Долина смертной тени» — дорога на Севастополь.
Пушечные ядра были перемещены на дорогу с обочины,
скорее всего, фотографом


Передвижная фотолаборатория Роджера Фентона и его помощника Маркуса Спарлинга

Передвижная фотолаборатория Роджера Фентона и его помощника Маркуса Спарлинга. Спарлинг просил сделать эту фотографию в качестве последнего снимка, прежде чем они отправились в опасную зону.


Офицеры 17-го полка

Офицеры 17-го полка


Принц Наполеон Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III

Принц Наполеон Бонапарт,
двоюродный брат императора Наполеона III,
служил в качестве генерала в Крымской войне.


Генерал-майор сэр Джордж Буллер

Генерал-майор сэр Джордж Буллер


Офицеры 71-го горного полка позируют с собакой в британском лагере

Офицеры 71-го горного полка
позируют с собакой в британском лагере


Железнодорожные чиновники в Балаклаве

Железнодорожные чиновники в Балаклаве


Солдаты 4-й гвардейского драгунского полка и женщина отдыхают у дома

Солдаты 4-го гвардейского драгунского полка и женщина
отдыхают у дома


Лейтенант Джон Шервуд Гейнор из 47-го полка

Лейтенант Джон Шервуд Гейнор из 47-го полка


Капитан Чарльз Август Дрейк Хэлфорд из 5-го гвардейского драгунского полка

Капитан Чарльз Август Дрейк Хэлфорд
из 5-го гвардейского драгунского полка


Вид на Балаклаву с холма

Вид на Балаклаву с холма


Два зуава — легких пехотинца французской армии — делятся фляжкой

Два зуава —
легких пехотинца французской армии —
делятся фляжкой


Два сержанта 4-го драгунского полка делятся напитком

Два сержанта 4-го драгунского полка делятся напитком


Французский маршал Пелисье

Французский маршал Пелисье


Два хорвата

Два хорвата


Начальник военной полиции дивизии генерала Боске

Начальник военной полиции дивизии генерала Боске


Венгерский генерал Дьёрдь Kметь, служивший в Османской армии под именем Исмаил-паша, передает трубку слуге

Венгерский генерал Дьёрдь Kметь,
служивший в Османской армии под именем Исмаил-паша,
передает трубку слуге


Британский генерал-лейтенант сэр Колин Кэмпбелл

Британский генерал-лейтенант сэр Колин Кэмпбелл


Уильям Симпсон, военный художник

Уильям Симпсон, военный художник


Лейтенант Вальтер Астон Фокс Стренджвейс

Лейтенант Вальтер Астон Фокс Стренджвейс


Британский командующий Генри Беркли Фицхардинг Макс

Британский командующий Генри Беркли Фицхардинг Макс






По материалам: mashable.com