Страницы

Уильям Хаскиссон, первая жертва железной дороги

Поезд герцога Веллингтона готовится к отправлению из Ливерпуля в Манчестер, 15 сентября 1830 года.

Поезд герцога Веллингтона готовится к отправлению
из Ливерпуля в Манчестер, 15 сентября 1830 года.


Уильям Хаскиссон был британским государственным деятелем, финансистом и членом парламента. Ведущий сторонник свободной торговли, Хаскиссон был очень влиятельной фигурой в создании Британской империи, но его всегда будут помнить как первого широко известного человека в истории, получившего смертельную травму в железнодорожной катастрофе.

Трагический инцидент произошел во время открытия Ливерпульско-Манчестерской железной дороги 15 сентября 1830 года. Ливерпульско-Манчестерская железная дорога была первой междугородней железной дорогой в мире, соединявшей промышленный город Манчестер с ближайшим глубоководным портом  Ливерпуль,  длиной 35 миль. Хотя конные железные дороги уже существовали в других местах, Ливерпульско-Манчестерская железная дорога была первой железной дорогой, которая полагалась исключительно на локомотивы, и первой, которая обеспечивала регулярные пассажирские перевозки. L/M также был первым, кто был полностью двухпутным по всей своей длине, первым, у кого была сигнальная система, первым, полностью работающий по расписанию, и первым, на котором можно было перевозить почту.

День открытия Ливерпульско-Манчестерской железной дороги был крупным общественным событием, и огромные толпы людей выстроились вдоль путей в Ливерпуле, чтобы посмотреть, как поезда отправляются в Манчестер. Артур Уэлсли, герцог Веллингтонский и премьер-министр, ехал в одном из восьми первых поездов, как и многие другие высокопоставленные лица и известные деятели того времени. Среди них был Уильям Хаскиссон.

В возрасте шестидесяти лет Хаскиссон  был известен своей неуклюжестью и пережил длинный список проблем из-за своих регулярных поездок и падений. Он дважды ломал руку и так и не восстановил ее. Прежде всего, у него диагностировали странгурию, болезненное воспаление почек, и недавно он перенес операцию. Его врач посоветовал ему полный покой и отменить все предстоящие встречи, включая открытие Ливерпульско-Манчестерской железной дороги. Но Хаскиссон предпочел проигнорировать этот совет, полагая, что открытие турнира слишком важно, чтобы его отменить. Хаскиссон поссорился с премьер-министром по вопросу о парламентской реформе и ушел из кабинета. Он чувствовал, что открытие железной дороги было хорошей возможностью встретиться с герцогом и примириться с ним.

Уильям Хаскиссон

Уильям Хаскиссон


Было решено, что на открытие высокопоставленные лица и гости соберутся в Ливерпуле, а восемь локомотивов доставят их специальными поездами на железнодорожную станцию ​​Liverpool Road. Для герцога Веллингтона и его товарищей краснодеревщику Джеймсу Эдмондсону было поручено спроектировать пару роскошных карет, описанных Эгертоном Смитом:

Пол — 32 фута в длину и 8 футов в ширину, поддерживаемый восемью колесами, частично скрытый подвалом, украшенный смелыми золотыми лепными украшениями и лавровыми венками на фоне малиновой ткани. Высокий балдахин из малинового сукна, 24 фута в длину, опирался на восемь резных и позолоченных столбов, карниз украшен золотыми украшениями и подвесными кистями, сукно рифленое в двух центрах, увенчанное двумя герцогскими коронами. Орнаментальная позолоченная балюстрада огибала каждый конец кареты и соединялась с одной из колонн, поддерживавших крышу. Красивые свитки заполнили следующие отсеки по обеим сторонам дверного проема, который находился в центре.
Поезд, на котором ехал герцог Веллингтон и его высокопоставленные лица, тянул локомотив «Нортумбрийский», которым управлял сам его конструктор Джордж Стефенсон. Поезд герцога был единственным, который ходил по южному пути. Остальные семь поездов шли процессией по северному пути. Это должно было гарантировать, что герцог не задержится, если какой-либо из других поездов столкнется с проблемами.

Маршрут Ливерпульско-Манчестерской железной дороги

Маршрут Ливерпульско-Манчестерской железной дороги


«Нортумбрийский» поезд периодически замедлялся, чтобы позволить семи поездам северного пути пройти мимо него, но обычно бежал впереди других поездов. На железнодорожной станции Парксайд, недалеко от середины линии, поезд герцога сделал запланированную остановку, чтобы заправиться топливом и водой. Пассажиров предупредили, чтобы они оставались в поездах, пока это происходит, но многие высокопоставленные лица проигнорировали предупреждение и вышли, чтобы размять ноги. Хаскиссон прошел по рельсам к передней части вагона, где сидел герцог Веллингтон, и протянул руку через открытое окно. Герцог ответил взаимностью и потянулся из кареты, чтобы пожать Хаскиссону руку.

Пока Хаскиссон и герцог Веллингтон обменивались приветствиями, по другой линии подошел еще один поезд, который тянула «Ракета». «Ракетой» управлял Джозеф Локк, помощник Джорджа Стефенсона и будущий выдающийся инженер. Толпа увидела приближающийся поезд, и кто-то крикнул стоящим на путях: «Приближается паровоз, берегитесь, господа».

Некоторые пассажиры перешагнули северную линию и полностью ушли с дороги. Другие стояли, прижавшись спиной к вагонам стоявшего поезда. Расстояние между рельсами составляло 4 фута 8 дюймов, а вагоны нависали над внешними рельсами на 2 фута. В результате между поездами оставался зазор всего в 8 дюймов, которого было достаточно, чтобы человек мог встать, прижавшись к бортам, и спастись без травм. Хаскиссон предпринял две попытки перебежать через рельсы в безопасное место, но каждый раз менял свое решение и возвращался к борту вагона.

— Ради бога, мистер Хаскиссон, будьте тверды! — крикнул один из пассажиров. Но Хаскиссон запаниковал. Он попытался забраться обратно в карету герцога, схватившись за дверь кареты. Дверь была не заперта, и под тяжестью Хаскиссона она открылась.

Железнодорожная станция Парксайд, где произошла авария. Акварель Томаса Талбота Бери (1809–1877).

Железнодорожная станция Парксайд, где произошла авария.
Акварель Томаса Талбота Бери (1809–1877).


Когда Джозеф Локк, машинист локомотива «Ракета», увидел, что впереди на линии есть люди, он включил заднюю передачу, - процесс, на включение которого ушло десять секунд. Было слишком поздно. «Ракета» врезалась в качающуюся дверь, и удар отбросил Хаскиссона на рельсы перед поездом. «Ракета» проехалась по его ноге, раздробив ее самым ужасным образом.

Некоторые из пассажиров сорвали с петель дверь ближайшей кладовки, чтобы она служила импровизированными носилками, и Хаскиссона перенесли на них, погрузив в плоскодонный вагон поезда герцога. Остальные три вагона поезда герцога были отсоединены, и доставили Хаскиссона в Манчестер. Поезд, теперь не загруженный, достиг скорости почти 40 миль в час, ненадолго установив мировой рекорд скорости. Толпы, выстроившиеся вдоль маршрута, не подозревая о том, что произошло, приветствовали и махали руками проносившемуся мимо  «Нортумбрийскому» поезду.

По пути было решено сойти в Экклсе, в четырех милях от Манчестера, и Хаскиссона доставили в дом священника Томаса Блэкберна, где его осмотрели врачи. По ходу вечера состояние Хаскиссона ухудшалось, но ему все же удавалось собраться с силами, чтобы продиктовать свое завещание и подписать его трясущейся рукой. Хаскиссон умер позже той же ночью.

Локомотив, убивший Уильяма Хаскиссона, «Ракета» в Музее науки в Лондоне.

Локомотив, убивший Уильяма Хаскиссона,
«Ракета» в Музее науки в Лондоне.
Фото


Через две недели после смерти Хаскиссона хирург из Ливерпуля по имени Томас Уэзерилл обвинил врачей, посещавших жертву в доме священника Эклза, в том, что они недостаточно старались остановить кровотечение. По словам Уэзерилла, ампутация остановила бы потерю крови и спасла бы жизнь Хаскиссона. Хирург из Манчестера Уильям Уоттон, руководивший командой врачей в Экклсе, заявил в защиту, что ампутация невозможна, поскольку пульс пациента не стабилизировался, на что Уэзерилл возразил, что, если  Хаскиссон был достаточно здоров, чтобы диктовать завещание, он вполне мог бы быть достаточно здоров, чтобы выдержать операцию.

О смерти Хаскиссона при открытии Ливерпульско-Манчестерской железной дороги широко сообщалось, и это значительно повысило осведомленность общественности о потенциале скоростного транспорта, а также о его опасностях. Хотя Уильяма Хаскиссона часто называют первым погибшим на железной дороге, это неправда. По меньшей мере два человека погибли на Ливерпульско-Манчестерской железной дороге до ее открытия для публики.

Хаскиссон был похоронен на кладбище Сент-Джеймс в Ливерпуле. Мраморная статуя Хаскиссона находилась в мавзолее на кладбище до 1968 года, затем  она была передана Художественной галерее Уокера в Ливерпуле. Жена Хаскиссона Эмили также заказала вторую мраморную статую, изображающую Хаскиссона в римской одежде, для таможни в Ливерпуле. Эта статуя сейчас стоит в Садах Пимлико в Лондоне. Еще одна его статуя стоит в Чичестерском соборе.

Мемориал Хаскиссона на кладбище Сент-Джеймс в Ливерпуле

Мемориал Хаскиссона
на кладбище Сент-Джеймс в Ливерпуле


Статуя Уильяма Хаскиссона работы Джона Гибсона в садах Пимлико в Лондоне

Статуя Уильяма Хаскиссона работы Джона Гибсона
в садах Пимлико в Лондоне





(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Kaushik Patowary
«William Huskisson, Railway's First Victim»