Страницы

Апокалиптические апокрифы: что было удалено из Библии и почему?

Пуриэль

Пуриэль — ангел, который появляется в апокрифическом произведении «Завет Авраама», апокалиптической истории II века нашей эры о путешествии Авраама на небеса. Пуриэль описывается как «пламенный и безжалостный» и является одним из двух ангелов (наряду с Докиэлем), которым поручено исследовать душу каждого человека, попадающего на небеса после смерти.


«Библейские апокрифы» звучат как что-то из самых мрачных снов теоретика заговора. Книги, которые были спрятаны от нас. Книги, содержащие секретную информацию о происхождении христианства. Как это часто бывает, это не совсем так. История апокрифов не так туманна, как уверяют нас некоторые авторы. Тем не менее, апокрифы предлагают нам захватывающий взгляд на ранние истоки христианства и силу, которой обладала горстка богословов, умерших столетия назад.

Что такое библейские апокрифы?

Проще говоря, библейские апокрифы — это тексты, не входящие в библейский канон. Некоторые христианские секты полностью исключают их, в то время как другие могут включать их в свои Библии, но ясно дают понять, что они неканоничны.

Библейский канон — это набор текстов, которые определенная еврейская или христианская община считает частью Библии. Существует множество различных христианских и иудейских сект с разными библейскими канонами. Например, одним из больших различий между католицизмом и протестантизмом являются их библейские каноны. В то время как католики, как правило, включают апокрифы в свой Ветхий Завет, канонизируя их, современные протестантские Библии, как правило, вообще исключают апокрифы.

Протоканонический и второканонический тексты.

Ярким примером различий в библейском каноне являются протоканонический и второканонический тексты. Протоканонические книги — это книги Ветхого Завета, которые также включены в Еврейскую Библию (Танах). Это книги, которые самые ранние христиане (которые были предшественниками православных христиан ) считали каноническими.

С другой стороны, второканонические тексты являются «вторым каноном». Католическая церковь, Восточная православная церковь, Восточная православная церковь и некоторые другие считают их каноническими представлениями Ветхого Завета. Однако протестанты не согласны, считая эти тексты апокрифами.

Мартин Лютер, опубликовавший свои 95 тезисов в 1517 году

Мартин Лютер, опубликовавший свои 95 тезисов в 1517 году, считается отправной точкой протестантской Реформации. Картина Фердинанда Пауэлса, 1872 г.

Другая Библия; Разные апокрифы

Это только царапает поверхность различий в библейском каноне. На протяжении всей истории по мере того, как издавались разные версии Библии, проблема только становилась все более запутанной. Каждая Библия решает проблему апокрифов по-разному.

В Библии Гутенберга 1455 года нет раздела для апокрифов. Вместо этого его Ветхий Завет просто включал тексты, которые многие считали недостоверными. Папа Климент VIII позже переместит их в указатель с изданием Вульгаты Клементины 1592 года.

Для сравнения, когда Мартин Лютер выпустил свой немецкий перевод, Лютеранскую Библию , в 1534 году, он включил в нее целый раздел, посвященный апокрифам. Кроме того, у него были сомнения в достоверности четырех книг Нового Завета, и поэтому он переместил их в конец Библии. Библия короля Якова 1611 года пошла по стопам Лютера, добавив раздел апокрифов. Сегодня, когда мы говорим об апокрифах, обычно мы имеем в виду книги, перечисленные в разделе «Апокрифы» версии короля Якова.

Библия Лютера, 1534 г.

Библия Лютера, 1534 г.


Библия Гутенберга, Лютеранская Библия и Библия короля Иакова — самые известные версии «Библии», но, конечно, их намного больше. Некоторые включают все книги апокрифов, другие — только некоторые, и каждый упорядочивает их по-своему. Чаще всего в большинстве современных изданий Библии это вообще отсутствует, но мы обсудим это позже.

В лютеранских Библиях апокрифы были отделены в конце

В лютеранских Библиях апокрифы были отделены в конце.

Апокрифы против псевдоэпиграфов

Чтобы добавить путаницы в отношении того, что считается библейским каноном, у нас также есть псевдоэпиграфы , с которыми нужно бороться. Как уже упоминалось, апокрифы — это книги, не входящие в канон. Обычно это были книги, которые не были включены, когда Новый Завет стал официальным после того, как Константин I Римский обратился в христианство.

Псевдоэпиграфа переводится как «ложное письмо». По большей части это были подделки, написанные в библейском стиле. Их часто писали от имени известных людей прошлого, чтобы придать им достоверность.

Иногда псевдоэпиграфы пытались ответить на вопросы, которые ранние христиане могли иметь о Библии. Например, каким был Иисус в детстве? Другие просто стремились развлечь первых христиан, используя персонажей, с которыми они уже были знакомы. Это приводило к странным сочетаниям, вроде романтических библейских историй.

Канон или апокриф: кто решил?

Сегодня решить, какие истории являются апокрифами, должно быть относительно просто. Появляется ли оно в разделе Библии, посвященном апокрифам, особенно в Библии короля Иакова? Тогда это Апокриф. Все остальное более чем вероятно псевдоэпиграф.

Но кто решил, что было каноном, а что нет? Задавая эти вопросы как историки, мы должны быть осторожны, чтобы не обидеть. Если рассматривать Библию как исторический текст, простой факт заключается в том, что многое из того, что, по утверждениям ее авторов, имело место, невозможно проверить.

Библия может упоминать некоторых людей из разных эпох, но она имеет привычку приукрашивать истину. Возьмем , к примеру, царя Ирода : мы знаем, что он был на 100% реальным, и вполне вероятно, что трое его сыновей были казнены. Однако, кроме Библии, нет никаких других свидетельств того, что он казнил всех малолетних сыновей. Итак, кто решил, что войдет в Библию? Как они решили, что «эта чудесная история случилась, а другая — нет»? Именно здесь раннехристианские богословы сыграли важную роль.

Эти богословы в значительной степени ответственны за формирование раннего христианства. Неудивительно, что они приспособили религию к своим собственным убеждениям. Например, если ранний библейский рассказ имел сильное языческое влияние, он становился еретическим и, следовательно, псевдоэпиграфом. Был ли он больше ориентирован на развлечение, а не на преподнесение важного урока? Опять же, его обычно называли еретическим и / или псевдоэпиграфом.

Люди, написавшие Библию, были людьми со своими предубеждениями, мотивами и планами. Например, как Мартин Лютер выбирал, какие тексты вошли в апокрифы? Как он мог быть уверен, какие библейские истории были «правдой», а какие нет? Он использовал свою веру. Лютер был недоволен многими учениями католической церкви, поэтому он создал свою форму христианства, лютеранство, которое во многом привело к протестантской Реформации .

Когда Лютер создавал свои апокрифы, он взял части католического Ветхого Завета, которые не полностью поддерживали его новую религию, и поместил их в апокрифы. Он интерпретировал Библию таким образом, чтобы поддерживать свои убеждения, а затем убедился, что его лютеранская Библия отражает эти убеждения.

Библия короля Иакова сделала нечто подобное. Хотя в целом она похожа на лютеранскую Библию, ее апокрифы немного отличаются. Почему? Потому что король Джеймс, лидер со своими целями, приказал перевести Библию таким образом, чтобы она отражала учение англиканской церкви. Церковь, которую он как монарх возглавлял.

Евангелие от Фомы:
в младенчестве другой Иисус

Возможно, лучший пример того, почему библейский рассказ может быть назван псевдоэпиграфом, — это Евангелие от Фомы в младенчестве. Ранние христиане хотели узнать больше о ранней жизни Иисуса. Канонические истории переходят от рождения Иисуса к его жизни в молодости.

Младенчество очень похоже на историю происхождения супергероев или суперзлодеев. В нем Иисус выглядит избалованным психопатом. Он злоупотребляет своими способностями в личных целях, мучает своего наставника и даже убивает другого мальчика, который ему не нравится. К концу истории Иисус научился контролировать свои силы и до некоторой степени напоминает канонического Иисуса, но это трудный путь.

Иисус в младенчестве Евангелие от Фомы напоминает богов старых языческих мифов. Избалованный, опрометчивый и мало заботящийся о жизнях смертных. Легко понять, почему ранние богословы смотрели на это изображение своего мученика и считали его еретическим. Это не соответствовало религиозному нарративу, который они пытались продать.

Одна из «плиток Тринга», около 1330 года, изображающая выходки Иисуса-подростка

Одна из «плиток Тринга», около 1330 года,
изображающая выходки Иисуса-подростка

Почему исчезли апокрифы и псевдоэпиграфы?

Теоретики заговора любят указывать на апокрифы и псевдоэпиграфы как на доказательство масштабных заговоров. Они любят задаваться вопросом, почему так много людей из преимущественно христианских стран никогда не слышали о многих из этих библейских сказок. Несомненно, это доказательство того, что иллюминаты, или рыцари-тамплиеры , или кто-то еще контролирует то, во что мы верим. Что они не хотят, чтобы мы знали?!?

Как это часто бывает, реальность не столь захватывающая. Зато интересно! Первое «исчезновение» апокрифов произошло в революционной Британии в 1600-х годах. Пуритане были догматичны и следовали стандарту Sola Scriptura (Только Писание). Это означает, что они заботились и интересовались только библейским каноном. Все в апокрифах было для них хуже, чем бесполезно; это было на грани наступления. Вестминстерское исповедание веры исключило апокрифы из канона, и поэтому большинство британских издателей прекратили их печатать в этот период.

В конце концов, Апокрифы были запрещены теми, кого они оскорбили. На этот раз он действительно прижился и, вероятно, был причиной того, что так много людей сегодня незнакомы с апокрифами и склонны делать из них сенсации.

В 1826 году Британское и иностранное библейское общество (BFBS) объявило, что больше нигде не будет финансировать печать апокрифов. Национальное библейское общество Шотландии обратилось к ним с петицией по этому поводу, и BFBS согласилась. Этот запрет действовал до 1964 года в США и 1966 года в Великобритании. В результате в большинстве современных Библий, включая репринты Короля Иакова и некатолические репринты Вульгаты Клементины, апокрифы отсутствуют. Даже переиздания еще более старых и малоизвестных Библий пропускают апокрифы.

Почему апокрифы, казалось бы, были скрыты от миллионов христиан? Простая экономика. Чем больше страниц вы печатаете, тем дороже обходится производство и транспортировка книги. К этому моменту большинство христиан (кроме католиков) считали апокрифы неканоническими. Так зачем тратить деньги на печать?

Чем больше дешевых и легкодоступных Библий распространяли христиане, тем больше умов могла достичь Библия. Надеюсь, это означает, что больше христиан. Это был простой анализ затрат и результатов.

Вот он: никакого большого секрета. Единственная причина, по которой апокалиптические апокрифы, казалось, исчезли на такой долгий период времени, заключается в том, что их печать не считалась финансово благоразумной. Однако псевдоэпиграфы — это немного другая история.

Можно привести аргумент, что были предприняты попытки скрыть псевдоэпиграфы от ранних христиан. Ранние религиозные лидеры считали большинство псевдоэпиграфических историй еретическими. Эти люди пытались сформировать молодую религию, поэтому они просто запрещали все, что противоречило их учениям.

Многие псевдоэпиграфы исчезли и были в значительной степени потеряны для истории. Это не редкость; любой, кто знаком с древней историей, привык к утерянным источникам. К сожалению, это привело к огромным пробелам в нашем понимании греческой, римской и египетской религии, потому что многие источники не сохранились.

В более современные времена археологи и историки начали заново открывать псевдоэпиграфы, которые считались утерянными со временем. Они часто дают нам захватывающее представление о самых ранних днях как христианства, так и иудаизма . Их никто не скрывает; быстрый поиск в Google выдаст множество примеров.

Вынимать части Библии, чтобы сэкономить деньги? Простая экономика

Вынимать части Библии, чтобы сэкономить деньги?
Простая экономика

Апокалиптические апокрифы и псевдоэпиграфы

В последние годы общество стало немного одержимо апокалипсисом. Все, что связано с апокалипсисом, хорошо продается. Многие также немного зациклены на теориях заговора. Неудивительно, что это означает, что в последние годы идея «сокрытия» апокрифов шла рука об руку с теориями заговора относительно апокалипсиса. Итак, насколько апокалиптичны апокрифы?

По правде говоря, только один из текстов, обычно приписываемых апокрифам, вообще касается апокалипсиса: 2 Ездры. В нем Эзра, писец, имеет четыре видения, относящиеся к апокалипсису. Ничего особенно зажигательного в нем нет.

В Книге Ездры описывается трехглавый орел

В Книге Ездры описывается трехглавый орел


Однако псевдоэпиграфы больше касаются апокалипсисов. Апокалипсис Авраама, Апокалипсис Моисея , Апокалипсис Павла и Апокалипсис Петра предлагают более сенсационные версии апокалипсиса, чем то, что включено в Библию. В частности, Апокалипсис Петра сохранился во многих древних рукописях. Это дает нам немного более подробное описание того, на что похожа жизнь на небесах.

Ни в одном из этих текстов нет ничего, что заставило бы думать, что есть причина, по которой они были спрятаны. Вместо этого тексты просто не соответствуют канону, изложенному более ранними библеистами. Любой, кто надеется на откровения на уровне Кода Да Винчи, читая их, будет жестоко разочарован.

Большинство изображений Армагеддона и Апокалипсиса на самом деле хранятся в Библии

Большинство изображений Армагеддона и Апокалипсиса на самом деле хранятся в Библии

Вывод

Изучение апокрифов может быть неудовлетворительным для тех, кто ожидает грандиозного откровения, которое перевернет существующую церковь с ног на голову. Это просто набор «лишних» историй, которые не попали в канон, а затем были полностью вырезаны из-за финансовых ограничений.

На самом деле, большая часть апокрифов появляется в Ветхом Завете католических Библий, так что они не очень хорошо спрятаны. Псевдоэпиграфы, пожалуй, более интересны. Они предлагают непристойные, сенсационные версии персонажей, уже существующих в Библии. Психо-Иисус, который убивает маленьких мальчиков и мучает людей? Эта история будет продаваться. И легко понять, почему люди могут задаваться вопросом, что еще было от них скрыто.

Однако на самом деле псевдоэпиграфы — это не более чем фанфики: истории, написанные для развлечения людей, чья жизнь в значительной степени вращалась вокруг их религии, заполняя при этом пробелы в установленном каноне.


Однако это не означает, что изучение этих текстов скучно или неважно. Изучение как апокрифов, так и псевдоэпиграфов показывает нам влияние определенных людей на развитие современного христианства и его религиозного текста. Это напоминает нам, что Библия — очень древний текст, который переводили бесчисленное количество раз, и что, как и любой другой текст, он очень открыт для толкования.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Robbie Mitchell,
«Apocalyptic Apocrypha: What was Removed from the Bible - and Why?»