Страницы

Как два еврейских раввина уважали и защищали Каабу ислама

Кааба в Мекке

Кааба в Мекке была спасена двумя еврейскими раввинами:
история, демонстрирующая религиозную терпимость и мудрость.


Прежде чем я смогу объяснить рассказ Ибн Касира о двух раввинах, охранявших Каабу, я должен рассказать кое-что о евреях в Аравии за пять столетий до рождения Пророка Мухаммеда.

В 2014 году французско-саудовская экспедиция изучала наскальные надписи вокруг Бир-Химы — места примерно в 100 км к северу от города Наджран на юге Саудовской Аравии; обнаружил то, что могло быть древнейшими текстами, написанными арабским алфавитом.

По крайней мере, на двух из обнаруженных ранних арабских петроглифов указаны даты в древнем календаре. Опытные эпиграфисты быстро рассчитали самый старый из них до 469 или 470 года нашей эры по западному календарю.

Ассирийский военный корабль 700-692 гг. до н.э

Ассирийский военный корабль 700-692 гг. до н.э.,
когда Саудовская Аравия была еще доисламской.

От доисламской Аравии к еврейскому царству и Каабе

Общая картина этого периода в доисламской Аравии представляет собой картину межплеменных междоусобиц и анархии, где господствует джахилия – невежество – беззаконие, неграмотность и языческие культы. За несколько поколений до « хиджры » Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. н.э. общества и централизованные государства в Европе и на Ближнем Востоке были ослаблены непрекращающейся войной между христианской Византийской и зороастрийской Персидской империями.

Одним из ключевых, но часто забываемых игроков в Аравии в то время было королевство Химьяр . Химьяр был основан примерно во 2 веке нашей эры и к 4 веку стал региональной державой. Базируясь на территории современного Йемена, Химьяр завоевал соседние государства, в том числе древнее царство Шеба (чья царица встретилась с Соломоном).

В недавней статье под названием «Какой иудаизм в Аравии?» Кристиан Робин, французский эпиграфист и историк, который также руководил экспедицией в Бир-Хима, говорит, что большинство ученых теперь согласны с тем, что около 380 г. н.э. элита королевства Химьяр обратилась в иудаизм.

Правители-химьяриты, возможно, видели в иудаизме потенциальную объединяющую силу для своей новой, разнообразной в культурном отношении империи, а также способность сплотить сопротивление ползучему вторжению византийских и эфиопских христиан, а также зороастрийской империи Персии.

Сабейская надпись еврейским письмом

Сабейская надпись еврейским письмом:
«Писание Иуды, помнимое навсегда, аминь».

Обращение в иудаизм в химьяритской столице Зафаре

Неясно, какая часть населения обратилась, возможно, 10–20%, возможно, 30–40%. Что несомненно, так это то, что в химьяритской столице Зафаре (к югу от Саны) упоминания о языческих богах в значительной степени исчезли из царских надписей и текстов на общественных зданиях и были заменены надписями, относящимися к одному божеству.

Используя в основном местный сабейский язык (и в некоторых редких случаях иврит), этот Бог альтернативно описывается как Рахманан — Милосердный — «Господь Неба и Земли», «Бог Израиля» и «Господь евреев». Молитвы взывают к Божьим благословениям для «народа Израиля», и эти призывы часто заканчиваются словами «шалом» и «аминь».

В течение следующих полутора столетий еврейское химьяритское царство расширило свое влияние на Центральную Аравию, район Персидского залива и Хиджаз (район Мекки и Медины), о чем свидетельствуют царские надписи его царей, которые были найдены не только в Бир-Хима, к северу от Йемена , но также недалеко от того, что сегодня является столицей Саудовской Аравии Эр-Риядом.

Но растущее внешнее давление в конечном итоге сказалось на еврейско-арабском руководстве Химьяра. Где-то около 500 года он пал перед христианскими захватчиками из Эфиопского царства Аксум. В последней борьбе за независимость в 522 году еврейский лидер химьяритов Юсуф Асар Ясар восстал против марионеточного христианского правителя, возведенного на престол эфиопским негусом, и уничтожил аксумский гарнизон. Затем он осадил Наджран , который отказался предоставить ему войска, и в отместку вырезал часть его христианского населения.

Рельеф из Зафара

Рельеф из Зафара, на котором изображен мужчина
в короне в эпоху, когда этот район был христианским

Обнаружение надписи Юсуфа и Каабы

В 2014 году французско-саудовская экспедиция в Бир-Химе обнаружила надпись, в которой записано, как Юсуф прошел туда после резни в Наджране, когда он двинулся на север с 12 000 человек в Аравийскую пустыню, чтобы вернуть себе остальную часть своего королевства. Христианские летописцы зафиксировали, что около 525 г. н.э. эфиопы победили лидера повстанцев.

В течение следующего столетия Химьяр был христианским королевством, которое продолжало доминировать над Аравией. В середине шестого века один из ее правителей, Абраха, прошел через Бир-Хима, оставив на камнях, датированные 552 г. н.э., записи о многих завоеванных им местах, включая Ятриб, пустынный оазис, который даже спустя годы все еще назывался Ятриб. , Город евреев, и который всего через 70 лет станет известен как Мадинат ан-Наби (Город Пророка), или, проще говоря, Медина.

Какой вид иудаизма исповедовали евреи Химьяра? Соблюдали ли они субботу ? Или правила кашрута? Робен, французский эпиграфист, пишет в своей статье, что официальную религию Химьяра можно охарактеризовать как «иудео-монотеизм», «разновидность иудаизма», которая следовала многим основным принципам, ритуалам и запретам иудаизма (ежедневные молитвы, обрезание, половая чистота, паломничество, благотворительность, субботы и праздники, запрет на религиозные изображения и употребление в пищу свинины). Но, как и современный реформистский иудаизм, химьярские евреи не следовали большинству ограничений, которые ортодоксальные раввины добавили в Тору Моисея.

На этом фоне мы можем лучше понять рассказ Ибн Касира о двух раввинах, защитивших Каабу от разрушения.

Панорамный вид на Мекку

Панорамный вид на Мекку, где Кааба была построена и
в конечном итоге «спасена» двумя еврейскими раввинами.

Два раввина, которые боролись против разрушения Каабы

Тафсир Ибн Касира (родился в 1302 году нашей эры) является одним из наиболее широко используемых толкований Корана в современном арабском мире. Недавно, изучая Коран с Тафсиром ибн Касира, я узнал об удивительном событии, в котором участвовали два раввина и Святая Кааба. Объясняя стих Корана (44:37), ибн Касир рассказывает о следующих событиях:

«Один из тубба` (правителей) покинул Йемен и отправился в завоевательный путь, пока не достиг Самарканда, расширив свое царство и владения. Он тот, кто основал Аль-Хира. Принято считать, что он прошел через Медину во времена джахилии. Он сражался с его жителями, но они сопротивлялись ему; они дрались с ним днем и снабжали его пищей ночью, так что он стыдился их и воздерживался от вреда им.

«Когда (по возвращении) он проходил мимо Мекки, он хотел разрушить Каабу, но раввины сказали ему не делать этого. Они рассказали ему о значении этого Дома, о том, что он был построен Ибрагимом аль-Халилом, мир ему, и что он приобретет большое значение благодаря тому Пророку, который будет послан к концу времен.

«Поэтому он почтил его, совершил таваф вокруг него и покрыл его тонкой тканью. Затем он вернулся в Йемен и пригласил его жителей следовать вместе с ним религии руководства. В то время религия (иудаизм) Мусы, мир ему, была религией, которой следовали те, кто был наставлен, до прихода Мессии (Иисуса), мир ему. Итак, народ Йемена принял религию руководства (иудаизм) вместе с ним».

Хотя я уже более 60 лет изучаю Коран и читаю другие исламские книги, я никогда не слышал об этих удивительных событиях.

Как раввин-реформатор я считаю, что еврейские духовные лидеры должны изменять еврейскую традицию по мере изменения и развития социальных и исторических обстоятельств. Я также считаю, что мы не должны усложнять людям практику религии, добавляя все больше ограничений к заповедям, которые мы получили на горе Синай.


то уроки, которые пророк Мухаммед преподал за 12 столетий до подъема реформистского иудаизма в Германии в начале 19 века. Хотя большинство евреев сегодня уже не православные, если бы евреи времен Мухаммеда следовали этим учениям пророка Мухаммеда, реформистский иудаизм начался бы 1400 лет назад.

Старый рисунок Каабы в Мекке. (Библиотека Дворца мира

Старый рисунок Каабы в Мекке. (Библиотека Дворца мира)

Два раввина еврейского царства Тубба защищали Каабу

Даст Бог, рассказ Ибн Касира (44:37) о том, как два раввина из еврейского царства Тубба в Йемене защитили Каабу от разрушения, станет хорошим примером для арабских и еврейских лидеров сегодня; и вдохновить их искать примирения вместо мести.

Это приблизило бы исполнение 2500-летнего чудесного видения еврейского пророка Исайи: «В тот день будет большая дорога из Египта в Ассирию. Ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне в Ассирию. Египтяне и ассирийцы будут поклоняться вместе. В тот день Израиль присоединится к трехстороннему союзу с Египтом и Ассирией, благословение на сердце. Господь Саваоф благословит их, говоря: «Благословен народ Мой – Египет, дело рук Моих – Ассирия, и наследие Мое – Израиль»… (Исайя 19:23-5)



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Rabbi Allen S. Maller*,
Уилмингтон, Северная Каролина, США
«How Two Jewish Rabbis Respected and Protected the Ka'bah of Islam»



* Аллен С. Маллер — рукоположенный раввин-реформатор, который вышел на пенсию в 2006 году, проработав 39 лет раввином храма Акиба в Калвер-Сити, Калифорния (примеч. Louiza Smith)