Страницы

Кровавое обращение химьяритского царства в иудаизм: страсть или уловка?

Деревня и цитадель в Туле

Деревня и цитадель в Туле уходят
своими корнями в химьяритское царство


Царство Химьяритов было основано в 110 г. до н.э. и просуществовало до 570 г. до н.э. Его чаще всего вспоминают в наши дни как «Еврейское царство», благодаря тому, что какое-то время его преобладающей религией был иудаизм. История возвышения и возможного падения химьяритского царства кровава. Это также увлекательный урок влияния религиозных сдвигов на древние империи.

Что такое Химьяритское царство?

Королевство Химьяритов было основано на территории современного Йемена в 110 г. до н.э. Его современники, греки и римляне, называли его гомеритским царством. Столица химьяритского королевства была известна как Зафар и располагалась недалеко от современного города Сана.

Расположение Химьяритского царства и Аксум

Расположение Химьяритского царства и Аксум


Согласно историческим источникам, королевство было названо в честь его основателя Химьяра. История Химьяритского королевства начинается в 110 г. до н.э., когда племя химьяров решило отделиться от королевства Катабан , другого королевства, базирующегося в Йемене. Они быстро приступили к работе, основав свою столицу Зафар и поменяв языки. Чтобы отличаться от своего прошлого, они приняли сабейский язык.

Однажды обосновавшись, химьяриты быстро расширили свои границы. Их первой крупной жертвой стало древнее королевство Саба. Саба был древней электростанцией, контролировавшей всю территорию почти тысячу лет. Однако ни одно царство не длится вечно, и в 25 году до н. э. римляне вторглись в южную Аравию, сильно ослабив Сабу.

Химьяриты увидели свою возможность и вошли, завоевав царство Саба, но им не удалось полностью уничтожить царство. Вскоре стало очевидно, что химьяриты откусили больше, чем смогли прожевать. Старая собака Саба все еще знала несколько трюков, и химьяриты изо всех сил пытались сохранить плацдарм.

Руины Бейт Бауса

Практически заброшенные руины Бейт Бауса,
еврейского поселения периода Химьяр


Около 175 г. н.э. химьяриты завоевали своих бывших хозяев, Королевство Катабан. Примерно за 200 лет они по существу завоевали две большие империи. Впечатляющий.

Однако победная серия химьяритов не могла продолжаться. Им не удалось полностью уничтожить оба королевства, и это имело бы последствия. Первое химьяритское царство распалось в начале 2 века нашей эры, когда снова восстали Саба и Катабан.

Химьяриты не легко смирились с поражением. С 100 г. до 275 г. н.э. королевство химьяритов и королевство Саба находились в почти постоянном состоянии войны. Катабанская победа также была недолгой. Тень самих себя, они вскоре были побеждены Хадрамаутом (еще одной силой в этом районе).

В конце концов химьяриты одержали верх. Они отвоевали королевство Саба около 275 г. до н.э. и завоевали Хадрамаут (включая старое Катабанское королевство) в 4 веке нашей эры.

Битва при Хадрамауте, 570 г. н.э., с персидской миниатюры

Битва при Хадрамауте, 570 г. н.э., с персидской миниатюры

Преобразование химьяритского царства

Королевство Химьяритов теперь было огромным, состоящим из народов, которые когда-то принадлежали к разным царствам. Руководству химьяритов нужен был способ объединить все эти разные народы, каждый со своим языком, религией и обычаями.

Сабейский язык быстро распространился по королевству, и была введена стандартная календарная система. Однако потребовалось почти сто лет, чтобы изменения в религии стали очевидными.

Каждое из более ранних царств, составлявших ныне химьяритское царство, когда-то имело свою религию. Вполне вероятно, что одной из причин принятия иудаизма в качестве государственной религии была попытка объединить эти разрозненные группы под одним религиозным знаменем.

Используя археологические данные, мы можем оценить дату обращения химьяритских царей в иудаизм примерно до 380 г. н.э. Именно в это время старые политеистические храмы были заброшены. Посвящения старым богам были заменены ссылками на новую фигуру по имени Рахманан. Рахманан означает «Владыка Неба» или «Владыка Неба и Земли».

Неясно, кто был первым еврейским царем химьяритского царства, но есть несколько вариантов. Считается, что религиозная реформа первоначально началась при короле Маликикарибе Юхаамине (375-400 гг. н.э.).

Его правление было стабильным, и это часто связывают с его попытками объединить нацию через религию. Именно во время его правления мы начинаем видеть посвящения под именем Рахманан ему и его сыновьям. Также царь Юхаамин построил первый микраб, молитвенный дом.

Похоже, что Юха'амин начал обращение в иудаизм , но завершил его его сын Туба Абу Кариба Асад (390-420). Считается, что Абу-Кариба полностью обратился в христианство после похода в северную Аравию против византийцев.

Размеры все еще обитаемого города Тула, Йемен

Размеры все еще обитаемого города Тула, Йемен


Византийцы надеялись захватить Аравийский полуостров, что дало бы им контроль над прибыльной торговлей пряностями . Их целью было сделать это мирным путем, обратив местных жителей в христианство и установив протекторат, позволяющий им оставаться юридически независимыми, но практически контролируемыми и защищенными ими.

Однако Абу-Кариба не собирался этого допускать. Он двинул свои войска к Ясрибу (важный византийский город, ныне Медина), но не встретил там сопротивления. Увидев легкую победу, он оставил одного из своих сыновей править в качестве губернатора.

К сожалению, у жителей Ятриба были другие планы. Вскоре после отъезда Абу-Карибы они убили его сына. Услышав это, Абу-Кариба вскоре вернулся, чтобы нанести ущерб тем, кто убил его сына. Он начал с вырубки пальм, которые были основным источником дохода города. Затем он устроил кровавую осаду.

Резня еврейской общины Бану Куарайза в Ясрибе, которой, возможно, никогда не было

Резня еврейской общины Бану Куарайза в Ясрибе,
которой, возможно, никогда не было


Ятриб был в основном язычником , но также имел значительное еврейское население . Евреи стояли плечом к плечу с другими гражданами, чтобы сражаться с Абу-Карибой. Это оказалось удачей для Абу-Карибы, так как во время осады он тяжело заболел, а его собственным людям не хватало знаний, необходимых для его лечения. Два еврейских ученых, сведущих в медицине, рисковали жизнью, посетив Абу-Карибу в его лагере. Их лечение оказалось успешным, и вскоре Абу-Кариба пошел на поправку. Угощая короля, двое мужчин умоляли его положить конец ссоре и заключить мир. Абу-Кариба пошел еще дальше. Он снял осаду и тут же обратил себя и всю свою армию в иудаизм. Затем он забрал двух ученых домой, чтобы помочь провести обращение всего своего королевства. Сначала было большое сопротивление; исторически люди часто плохо реагируют на то, что им говорят, во что им верить. Однако по мере распространения новостей о том, что евреи сделали для спасения своего царя, все больше и больше химьяритов добровольно обращались в христианство.

Однако Абу-Кариба не жил долго и счастливо. Его обращение в иудаизм мало способствовало его военным амбициям, и его военные кампании не ослабевали. Возможно, это привело к его смерти. Мы точно не знаем, как погиб Абу-Кариба, но некоторые историки указывают пальцем на его воинов.

Абу-Кариб

Арабская медицина 2-го века не смогла спасти Абу-Карибу, и лечение его еврейскими учеными привело к его обращению, а также к его войскам и королевству

Химьяритские гонения на христиан: война с Аксумом

Хотя история об Абу-Карибе, перешедшем в иудаизм из чувства благодарности, хороша, это еще не все. Скорее всего, имели место политические причины.

Запутанная история химьяритов с христианством восходит к 313 году нашей эры и Миланскому эдикту . Это обеспечило терпимость ко всем религиям (включая христианство) в пределах Римской империи. Вскоре после этого Аксумское королевство , которое с самого начала было еврейским, обратилось в христианство.

Аксум всегда был самым большим конкурентом Химьяритского королевства. Аксумское королевство отказалось от иудаизма в пользу христианства примерно в то же время, когда началось движение в химьяритском королевстве к иудаизму.

Кажется возможным, что химьяритские королевства хотели иметь вескую причину для продолжения своей многолетней вражды с Аксумом , а что может быть лучше, чем межконфессиональная напряженность? Масла в огонь подлили, когда Римская империя пала, а из пепла восстала христианская Восточная империя, основанная в Византии .

У химьяритского царства теперь было два основных христианских соперника. Вторжения этих соперников на земли химьяритов стали причиной рокового похода Абу-Кариба на Ясриб.

Короче говоря, лидеры всех трех королевств использовали свою веру как предлог для расширения своих границ и войн друг с другом. Однако на самом деле они вели экономические и политические войны, в основном из-за того, кто получит контроль над торговлей пряностями с Индией.

Контроль над древней торговлей специями мог повлиять на политические и даже религиозные решения

Контроль над древней торговлей специями мог повлиять
на политические и даже религиозные решения


Вскоре Аксум и Византия начали подрывать влияние химьяритов, отправляя христианских миссионеров в Аравию. К сожалению, это привело к религиозным преследованиям невинных людей, которые просто живут своей жизнью. Первый зарегистрированный случай произошел с Азкиром, христианским миссионером.

Азкир встретил свою судьбу после постройки христианской церкви в Наджране в конце 5 века, во время правления короля Шурихбиила. Это возмутило местных жителей, и его передали странствующим еврейским купцам, находившимся в этом районе. Они отвезли его прямо в Зафар, чтобы предстать перед королем Шурубиилом. Неудивительно, что суд не прошел для него хорошо, и он был приговорен к смертной казни вместе с 38 другими христианами.

Некоторые источники, такие как Martyrium d'Azqir, утверждали, что в процессе участвовали два раввина. Однако местные источники того времени не упоминают о вере Азкира во время суда. Эти местные источники сосредоточены на идее о том, что Азкир распространял византийское влияние через свои учения.

Скорее всего, истина лежит где-то посередине. Мало кто сомневается, что Азкир был казнен за попытку распространения христианской веры в качестве миссионера. Однако причина, по которой возникла эта проблема, имела мало общего с различиями в вере. Казнь Азкира была направлена на сдерживание византийского влияния. Для химьяритского царя эти миссионеры были не лучше, чем шпионы, посланные Византией и Аксумом, чтобы подорвать и дестабилизировать его царство.

Казнь христиан дала Аксумскому королевству прекрасный повод для вторжения. К концу 5 века химьяритское царство владело большей частью Аравийского полуострова, но это длилось недолго. Вскоре они потеряли Аравийский полуостров, когда ворвался Аксум, приведя к власти своих королей и основав церкви в Зафаре.

Между 500-522 годами нашей эры в Химьяре нет еврейских надписей, королевство полностью перешло к христианам. В этот период Химьяр, похоже, стал данником Аксума. Есть даже записи, предполагающие, что в этот период королевство вступило в союз с Византией.

Конец химьяритского царства

Однако королевство Химьярите увидит последнее кровавое возрождение. В 1522 году умер Мадикариб Яфур, один из христианских королей Химьяра. Последовала кровавая бойня, когда Зу Нувас (517-527 гг. н.э.) вскоре захватил власть, одержимый восстановлением иудаизма в королевстве.

Дху Нувас вскоре принялся либо сжигать церкви, либо превращать их в синагоги. Христианское население королевства было насильственно обращено в иудаизм. Те, кто сопротивлялся, были убиты, а сотни христиан погибли в Наджране и Зафаре.

Зу Нувас стремился к тотальной священной войне против христианства. Он планировал создать союз с Персидской империей, а также мобилизовать евреев в Израиле. Он надеялся, что эта коалиция сможет одновременно уничтожить христиан Аксума и Византии.

Неудивительно, что обращение Дху Нуваса со своим христианским населением ужаснуло христианский мир. Возмездие было быстрым и кровавым. Битва у пролива Баб-эль-Мандаб произошла между еврейскими войсками химьяритов и христианами Аксум.

Это была бойня, и силы химьяритов были разбиты. Погибло до 14 000 человек и по крайней мере столько же было взято в плен). Это был конец химьяритского царства. Он оставался под контролем Аксума примерно до 565 г. н.э., когда персы изгнали аксумцев и сделали землю своей.

Бронзовая статуя Дхамара Али Яхбура II, царя Химьяритов

Бронзовая статуя Дхамара Али Яхбура II,
царя Химьяритов, который, вероятно, правил
в конце 3-го или начале 4-го века нашей эры

Вывод

Как и каждое королевство до и после, химьяритское королевство в конце концов потерпело поражение. Это еще одно важное напоминание о том, что не имеет значения, насколько велика или могущественна нация, все они в конце концов падают.

Религию часто обвиняют в войнах, аргументируя это тем, что без религии не было бы войны или что религия была причиной почти каждой войны. На первый взгляд, кровавая история Химьяритского королевства подтверждает эту теорию. Королевство провело большую часть своего существования, воюя со своими христианскими соседями.


Но если мы посмотрим поближе, то увидим, что войны имели очень мало общего с религией. Они касались расширения границ и влияния. Каждое королевство отчаянно пыталось заполучить выгодную торговлю специями с Индией.

Для вождей химьяритов и их соседей религия была лишь инструментом, чем-то, что они могли использовать, чтобы настроить свое население против своих врагов и начать кровавые войны. В конце концов, эта стратегия погубила химьяритское королевство. Священная война Зу Нуваса была также смертным приговором для его королевства.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Robbie Mitchell,
«The Himyarite Kingdom’s Bloody Conversion to Judaism: Passion or Ploy?»