Страницы

Фараон Эхнатон предлагает подсказки к поиску утерянного Ковчега Завета

Ковчег Завета

Составное изображение ныне утерянного Ковчега Завета с Атоном, установленным над Престолом Милосердия. При Моисее Яхве сохранил многие ключевые черты Атона, такие как свет, лучи и сияющая сила, и часто описывается как «сияющий», «восходящий» или «заря». Источник: предоставлен автором.


Ковчег Завета, пожалуй, самая известная археологическая реликвия в истории. Я был очарован этим с тех пор, как посмотрел фильм «В поисках утраченного ковчега», который положил начало карьере многих археологов. Это квинтэссенция пропавшего сокровища — артефакт предполагаемой великой силы и ужаса, связанный со сверхъестественным миром, созданный из чистого золота, и ощутимая связь с древней религией, которой три тысячи лет.

Его обнаружение может означать подтверждение историй о происхождении Израиля, описанных в Ветхом Завете, а также существование Моисея. Это также может означать обрушение на мир нового бедствия, поскольку Ковчег всегда ассоциировался с ужасающей разрушительной силой Бога, как мы все помним из «Рейдеров». Например, в 1 Царств 6:19 говорится: «Но Бог поразил некоторых из жителей Вефсамиса, предав смерти семьдесят из них за то, что они заглянули в ковчег Господень». По мнению многих иудейских и христианских теологов, его повторное открытие может быть даже предвестником конца света.

Оригинальный реквизит Ковчега Завета из фильма «В поисках утраченного ковчега»

Оригинальный реквизит Ковчега Завета из фильма «В поисках утраченного ковчега» на выставке в Эдмонтоне, Альберта, Канада.

Происхождение утерянного ковчега завета

Построенный Моисеем после Исхода из Египта, где-то в 13 веке до нашей эры, Ковчег Завета был самой ранней ощутимой связью между ранними израильтянами и их богом Яхве , божеством без культовой статуи — полной новинкой в ту эпоху. Первое упоминание о знаменитом золотом сундуке появляется в начале Ветхого Завета, в обширном видении золота и величия от Бога к Моисею:

10 Пусть сделают ковчег из дерева ситтим длиною в два локтя с половиной, шириной в полтора локтя и высотой в полтора локтя. 11 Обложи его чистым золотом внутри и снаружи и сделай вокруг него золотой венец… 17 сделай из чистого золота крышку для искупления… и сделай двух херувимов из чеканного золота на концах крышки… 20 херувимы должны их крылья расправлены вверх, затмевая ими покров. Херувимы должны стоять лицом друг к другу, глядя в сторону крышки. 21 Положи крышку на ковчег и положи в ковчег скрижали закона завета, которые Я дам тебе. 22 Там, над крышкой между двумя херувимами, которые над ковчегом закона завета, я встречусь с тобой и дам тебе все мои повеления для израильтян».
(Исход 25:10-22)

Когда он не руководил израильтянами как символ присутствия Яхве, он хранился в Святом Святых в Скинии Моисея. Он был связан с чудесами и оракулами в первые века существования Израиля и, наконец, был установлен в роскошном храме, построенном Соломоном в Иерусалиме . Столетия спустя он был захвачен хаосом и разрушениями Вавилонского вторжения между 597 и 586 годами до нашей эры, и именно в этот момент Ковчег ускользнул прямо в трещины истории. С тех пор он был утерян, вызывая тайну, удивление и очарование.

Обнаружение ковчега было бы одним из величайших открытий в археологии, но сначала нам нужно правильно его понять. Почему он был сделан из дерева, покрытого чистым золотом? Почему на ней две золотые статуи «херувимов» — странных существ с крыльями? Почему его несли на двух шестах? Мы знаем, что Моисей первым увидел это в святом видении от Бога, но кем был Моисей? Я считаю, что только связав Моисея с фараоном-еретиком Эхнатоном, мы можем внезапно понять происхождение и функции потерянного Ковчега и даже начать понимать, где он мог быть спрятан.

Реплика музейного уровня святилища Анубиса из гробницы Тутанхамона

Реплика музейного уровня святилища
Анубиса из гробницы Тутанхамона

Иди как египтянин - со священной Ладьёй

В своей статье 2015 года, озаглавленной «Египетское происхождение Ковчега Завета», Скотт Б. Ногель указывает на древний Египет эпохи поздней бронзы (~ 1550–1200 гг. до н. э.) как на источник вдохновения для утерянного Ковчега Завета. особенно священный барк. Например, из гробницы Тутанхамона происходит аналогичный ковчег, сделанный из дерева и полностью покрытый чеканной золотой фольгой. Этот ящик поддерживался деревянными шестами от основания и был увенчан Анубисом, богом мертвых с телом шакала. Физические размеры двух сундуков также очень похожи.

На протяжении всей египетской истории лодка или барка считалась основным средством передвижения, в том числе и для богов. В мифологии Ра плыл по небу на своей солнечной барке и через подземный мир на своей ладье длиной в миллионы лет. Во время праздников статуи различных богов ставились на троны внутри золотых алтарей за завесами и выносились над толпой на двух шестах чисто омытыми жрецами. Часто эти барки содержали по бокам защитных существ, таких как крылатые богини или сфинксы, похожие на « херувимов » Ковчега.

Прекрасными примерами священной барки являются трон Амона, изображенный на погребальном храме Сети I в Луксоре, а также ладья Гора в храме Эдфу. Есть также многочисленные свидетельства из Луксора и Карнака об этих шествиях верховного бога Амона-Ра, чья золотая статуя переносилась в божественных золотых носилках на двух шестах, очень похожих на Ковчег. Эти барки распространяли оракулы почти так же, как Ковчег. поступили с Самуилом, Давидом, Соломоном и даже с Моисеем: « Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, он услышал голос, говоривший с ним из среды двух херувимов… Так говорил с ним Господь». (Числа 7:89).

В 1 Царств 4:4 ковчег уподобляется престолу Бога в очень царственном смысле: «…и возвратили ковчег завета Господа Вседержителя, сидящего между херувимами». Это действительно было обычным явлением в эпоху бронзы и раннего железа не только в Египте, но и на Ближнем Востоке — троны херувимов всегда были местами богов и царей. Хорошим примером является саркофаг финикийского царя Ахирама (9 век до н.э.), на котором царь изображен на троне-херувиме . Крылатые сфинксы были найдены на протяжении всего этого периода времени, в том числе красивые скульптуры из слоновой кости из Мегиддо и Самарии, и они, как правило, происходят от более старых египетских прототипов.

Еще одной функцией священных кораблей было хранилище соглашений завета, как в случае с Рамзесом II : «Написание завета, который я заключил с Великим царем и который царь Хатту заключил со мной, лежит под ноги бога Ра. Великие боги тому свидетели». Это одна из главных функций Ковчега – быть хранилищем Закона Завета между Яхве и Израилем: «И положите в ковчег скрижали закона завета, которые Я дам вам» (Исход 25:16). Мы сможем лучше понять, как Моисей поместил свой новый завет между Яхве и Израилем в Ковчег, если представим его как священную ладью Яхве, к «ногам» которой Моисей положил «писание закона завета».

Очищенные жрецы несут священную ладью Хатор на настенном рельефе из Гипостального зала в храме Эдфу

Очищенные жрецы несут священную ладью Хатор на настенном рельефе из Гипостального зала в храме Эдфу. Фараон идет рядом с ними.

Скиния Моисея как Амарна 2.0

Эхнатон правил с 1373 по 1337 год до нашей эры, и его называли египетским царем-еретиком, потому что он изменил почти все традиционные аспекты египетской жизни. Он установил новое монотеистическое божество по имени Атон, который изображался в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися животоносными руками, а не в виде человека или животного, как все остальные египетские божества. В конечном итоге король запретил и преследовал почти всех традиционных богов, а после его смерти большая часть его города и храмов была целенаправленно и с ненавистью разрушена. Вы до сих пор можете посетить руины его города в Среднем Египте – когда-то обширный мегаполис «Ахет-Атон», известный сегодня как Амарна .

Гуру Амарны Барри Кемп отмечает, что в египетских храмах во времена Эхнатона было много культовых предметов, самые важные из которых были сделаны либо из цельного металла (золота, серебра или бронзы), либо из дерева, покрытого сусальным золотом. Это идентично Скинии Моисея, которая содержала как металлические предметы, так и деревянные, покрытые сусальным золотом, такие как утерянный Ковчег Завета. Лучшими сохранившимися образцами этого периода являются позолоченные предметы из гробницы Тутанхамона, в том числе святилище Анубиса. Когда Скинию Моисея и ее оборудование сравнивают с сокровищами Тутанхамона и Великим храмом Атона Эхнатона , мы находим много общего.

Цветная литография с изображением скинии Моисея.

Цветная литография с изображением скинии Моисея


Оба они представляют собой удлиненные структуры с тремя областями возрастающей святости. В обоих есть позолоченные деревянные столы с двенадцатью отдельными плоскими круглыми буханками хлеба, горящие благовония на золотых подставках, умывальники, бойни и алтари и даже шатры. У обоих также есть относительно небольшие святилища в центре их соответствующих структур. Интересно, что в то время как мы видим аналоги между этими зданиями почти во всех аспектах, единственным объектом, который, как ни странно, не имеет параллели, остается сам Ковчег, самый священный из всех объектов. Если Моисей намеревался заново изобрести свою прежнюю религию, что послужило прообразом ковчега? Я считаю, что ответ лежит в Королевском Помете Эхнатона.

Это сверкающее золотое транспортное средство изображено на реконструированных сценах из Карнака , а также из Амарны. Его несли на двух шестах, и два крылатых сфинкса окружали короля и королеву, как херувимы. У нас есть множество свидетельств любви его семьи к изображениям сфинксов. Именно его дед, Тутмос IV, восстановил Великого Сфинкса Гизы после того, как увидел во сне гигантскую статую, а он и его сын Аменхотеп III были изображены в виде крылатых сфинксов на тронах. Между тем, его мать, королева Тия, была найдена изображенной в виде крылатого сфинкса на красивом амулете из сардоникса, а также в виде крылатого сфинкса с крылатой коброй позади нее на троне. Могли ли эти крылатые сфинксы быть настолько важными для Эхнатона, что послужили моделью херувимов?

Птаха, Шедсунефертема, изображающая две крылатые фигуры Маат, богини истины
Сцена из стелы верховного жреца Птаха, Шедсунефертема, изображающая две крылатые фигуры Маат, богини истины, защищающей Ра, в образе ребенка. Это очень похоже на то, как описывается Ковчег. Сейчас в Кливлендском художественном музее. (Кливлендский художественный музей)

Эхнатон, в частности, рассматривал свое божество, солнечный диск Атона , как царское божество, в отличие от любого другого египетского бога, который был божественным, а не царским. Казалось бы, это предполагает, что у Атона мог быть свой собственный королевский помет, но у нас нет никаких записей об этом. Однако, если бы Эхнатон былЧтобы создать царские носилки для «царского» божества Атона, я полагаю, что они были бы очень похожи на Ковчег: сиденье, окруженное защищающими существами, без спинки стула и только место для божества. Интересно, что большинство изображений ковчега в истории показывают, что он почти идентичен этому теоретическому царскому носилкам Атона: с солнечным диском, гордо сияющим сверху или внутри херувимов. Это подтверждается, в частности, стихом из Псалтири 80:1: «Услышь нас, Пастырь Израиля, ты, ведущий Иосифа, как стадо. Ты, восседающий на троне между херувимами, воссияй!»

В заключение о мотивах, лежащих в основе Ковчега, мы должны упомянуть новый акцент Эхнатона на древней концепции Маат . По-разному определяемый как истина, справедливость, закон, порядок и праведность, Маат изображался как крылатая человеческая женщина со страусиным пером на голове. Эхнатон ассоциировал себя с Маат больше, чем любой другой фараон, упоминая ее во всех своих надписях. Так вот, сама концепция Моисеева закона касается баланса и справедливости, точно так же, как Маат. Я считаю, что Ковчег Завета был первичным физическим символом этого: обитель Закона, покрытая пернатыми, защищающими крыльями истины.

«херувимы» на вершине ковчега

Моисей обращается к Яхве, богу израильтян, чье
присутствие находится между и над
двумя «херувимами» на вершине ковчега.

«Мы продолжаем искать золотой ковчег»

Вот уже две тысячи лет одно из предполагаемых местоположений пропавшего Ковчега находится под горой Нево в Иордании. Гора Нево была горой, на которую Моисей поднялся, чтобы увидеть всю Святую Землю, а также на которой он позже умер. Более семи столетий спустя, когда вавилонские армии приблизились к Иерусалиму, пророк Иеремия предположительно спрятал ковчег на горе Нево:

«Он (Иеремия) пошел на гору, на которую взошел Моисей, и увидел наследие Божие. 5 Пришел Иеремия и нашел жилище в пещере, и принес туда шатер, и ковчег, и жертвенник курения; затем он запечатал вход. 6 Некоторые из тех, кто последовал за ним, подошли, намереваясь указать путь, но не смогли найти его. 7 Когда Иеремия узнал об этом, он упрекнул их и заявил: «Это место останется неизвестным, пока Бог снова не соберет Свой народ и не проявит Свою милость. 8 Тогда Господь откроет это, и явятся слава Господня и облако, как они были показаны в случае с Моисеем…».
(2 Маккавейская, 2:4-8)

Есть ли научное обоснование ковчега завета?


Я считаю, что между Эхнатоном и горой Нево существует множество тайных связей. Хотя было высказано предположение, что Небо происходит от еврейских слов наби («пророк»), набах («выдающийся») или даже от Набу, вавилонского божества мудрости и письма, я считаю, что настоящий секрет его этимологии заключается в еще более раннее слово: небу , египетское слово для обозначения золота. Это была любимица Эхнатона, поэтому гора Небо также могла переводиться как «Золотая гора».

По иронии судьбы, это само имя Ра , бога , столь почитаемого Эхнатоном: «Золотая гора» (Атон был физическим присутствием Ра). Как увлекательно, что Моисей умер и был похоронен в Горе «Золота» — металле, который египтяне считали нерушимым и вечным и который ассоциировался с горными гробницами, смертью и воскресением. Золото занимало центральное место в свящ

Картина Джеймса Тиссо с изображением ныне утерянного ковчега под названием «Ковчег проходит через Иордан»

Картина Джеймса Тиссо с изображением ныне утерянного ковчега
под названием «Ковчег проходит через Иордан»


Вторая особенность касается расположения горы Нево по отношению к Израилю: строго на восток. Первоначально Эхнатон приказал раскопать свою царскую гробницу в «восточной горе Ахет-Атон», что свидетельствует о его желании быть погребенным к востоку от своего города в священной горе (хотя его гробница была найдена пустой и неиспользованной). Это была уникальная черта Эхнатона — его предполагаемое захоронение к востоку от его общины, чтобы первым увидеть восход солнца. Это контрастировало с повсеместно распространенной египетской практикой захоронения на западе. Таким образом, гора Нево, гора прямо к востоку от Земли Обетованной, — это именно то место, где Эхнатон хотел бы быть погребенным, чтобы он первым увидел восход солнца, навсегда.

Был ли Иеремия просто спрятан потерянный ковчег на горе Нево, чтобы воссоединить его с его создателем, пророком Моисеем? Или он подозревал, что жизнь Моисея таит в себе тайный египетский аспект, отчетливо царственный аспект, и что только на так называемой «Золотой горе», где все еще лежит их великий пророк и тайный царь Моисей, ковчег будет по-настоящему в безопасности до будущего времени восстановления? Например, в « Трактате о сосудах» (самая старая из сохранившихся копий, из книги 1648 года под названием « Эмек Галаха » была переведена на английский язык лишь недавно, в 2014 году) мы читаем, что Ковчег: « не будет явлен до дня пришествие Мессии, сына Давидова…»

Подводя итог, я считаю, что Эхнатон синтезировал множество мотивов для создания утерянного Ковчега Завета, подобно светильнику Меноры . Он объединил сложные темы и мотивы святого реликвария, божественного престола, истины и справедливости и соединил их с Законом и Заветом зарождающегося израильского народа. Лучше всего представить Ковчег Завета как сложный реликт старых черт, объединенных в прекрасный новый символ. Как Менора, он служил памятником времени Моисея в Египте, а также связью с будущим. На один день, когда Бог «снова соберет Свой народ и проявит Свою милость», тайное место, где Иеремия так давно спрятал золотой сундук, наконец откроется, и мы все будем смотреть и восхищаться потерянным Ковчегом Эхнатона.

«Восстань, Господи, и иди в место упокоения Твоего, ты и ковчег могущества Твоего».
(Псалтирь 132:8)




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jonathon A. Perrin*,
«King Akhenaten Offers Clues to Finding the Lost Ark of the Covenant»



* Джонатон Перрин — геолог, занимавшийся разведкой месторождений нефти и газа, редкоземельных элементов и золота в Канаде. У него также есть степень по археологии, и он провел пять лет на раскопках доисторических стоянок коренных народов в Канаде. Его последнее увлечение — писать о древних тайнах и раскрывать извращенные истины истории. Его первая книга «Восстановленный Моисей» в настоящее время находится на Amazon, и он опубликовал несколько статей в журнале «Atlantis Rising» под редакцией Дж. Дугласа Кеньона. Его новая книга «Откровение Моисея». (Примеч. Louiza Smith)



<