Крупные планы изображений Александра (две крайние левые фигуры), индийского священника и слуги на серебряной тибетской чаше, изображающей легенды об Александре с еврейским «изюминкой». Источник: Музей Древнего Востока, Токио. |
Это не Гомер: евреи на Шелковом пути придумали свой собственный «Роман об Александре», в котором мальчик-король достиг рая, что потребовало определенной хирургической процедуры.
По мнению авторов из CNRS, Парижского университета наук и литературы и Колледжа Франции соответственно, на чаше Александр изображен трижды: один раз собирающий плод с Древа Жизни и дважды пьющий из Источника Жизни. Они также утверждают, что чаша является первым известным в восточном мире изображением земного рая.
Согласно последнему исследованию, крошечная тибетская чаша овеяна легендами об Александре, а Александр Великий изображен на чаше трижды в ярких деталях. (Музей Древнего Востока, Токио) |
☘️ Крошечная чаша, покрытая легендами об Александре
Маленькая тибетская чаша имеет высоту всего 6,5 см (2,5 дюйма), диаметр по краю 21 см (8 дюймов), вместимость 120 кубических сантиметров (7,3 кубических дюйма) и вес 250 драхм (от 4,43 до 4,55). грамм).Чаша на самом деле изготовлена из сплава серебра и меди, и на ее внешней стороне есть изображения, приподнятые на 9 миллиметров (0,3 дюйма) над ее поверхностью, а внутренняя часть гладкая. Помимо трех изображений Александра Македонского , есть еще три мужские фигуры. По словам авторов исследования , из них двое — индийские носители воды жизни , а третий — священник, играющий на дхоле или индийском барабане.
Между каждым из этих троих находится корявое дерево, по которому змея карабкается к гнезду . В каждом гнезде детали разные. В одном — яйца, во втором — птица, кормящая птенцов, а в третьем — пустое гнездо, возможно, показывающее, что змея съела птенцов. Однако между фигурами Александра, собирающего плоды с Древа Жизни и пьющего из Источника Жизни, птицы гнездятся на здоровых деревьях, в которых кажется, что находится вечная весна. Вместе эти детали рассказывают легенды об Александре, но в стиле, который является уникальным по содержанию и стилю.
Древо Жизни со змеей, приближающейся к птице на гнезде, с Александром слева и справа от дерева. (Музей Древнего Востока, Токио) |
☘️ Что конкретно еврейского в изображениях Чаши?
Итак, на чем же основывают авторы свое утверждение о чаше, изображающей еврейскую версию романа об Александре? На самом деле о нескольких вещах. Самым важным из них является то, что обнаженная фигура, изображенная трижды на чаше и которую они считают Александром Великим, несомненно, обрезана - практика , не известная ни у македонцев, ни у индийцев или иранцев, завоеванных македонцами . Это говорит о том, что человек, изготовивший или заказавший чашу, был евреем. Помните, это произошло за столетия до арабского завоевания Средней Азии, а чаша изначально была найдена в Тибете.Есть два дошедших до нас текста, в которых упоминаются еврейские легенды об Александре, связанные с его посещением Эдемского сада. Один из них — отрывок из Вавилонского Талмуда, написанный на арамейском языке и датируемый шестым веком нашей эры. В нем говорится об Александре, омывшем лицо Водой Жизни и пришедшем к Вратам Господним, через которые могут пройти праведники.
Второй текст еврейской легенды об Александре — «Сефер Толдот Александрос ха-Макдони» («История Александра Македонского»), входящий в коллекцию еврейских текстов, составленную в 1325 году нашей эры и хранящуюся в рукописи в Оксфордском университете. В нем рассказывается, как врачи обрезали Александра, чтобы он мог войти в Эдемский сад как праведник. Элементы обоих этих текстов, кажется, представлены на тибетской чаше.
Древние греки и евреи
(Александр Великий, 330-е гг. до н.э.)
Помимо этих конкретных упоминаний о посещении Александром Эдемского сада, в древнееврейской литературе изобилуют рассказы и легенды о его жизни и приключениях, свидетельствующие о его глубоком отпечатке в еврейском мире времен Александра.
Александр с горстью ладана, и его член явно был обрезан - практика, неизвестная в Средней Азии, когда там была изготовлена чаша. (Музей Древнего Востока, Токио) |
☘️ Идентификация Александра
Но что заставляет авторов идентифицировать три фигуры, изображенные на чаше, как Александра? Во многом его фирменная прическа. Фигура молодого человека, Александр умер молодым, в возрасте 32 лет, с короткими и густыми волосами с двумя завитками, завитыми вверх, как грива льва.«Александр, вероятно, родился, когда Солнце находилось во Льве. Лев был символом королевской власти, и македонские цари охотились на льва, будучи наследниками Геракла, греческого героя, сражавшегося с Немейским львом», — рассказала газете Haaretz ведущий автор исследования, профессор Анка Дан.
Его обнаженность соответствует греческим легендам об Александре. В частности, там, где король, как говорят, посоветовался с Оракулом Солнца и Луны на краю Земли, что потребовало от него быть обнаженным. «У голого Александра есть только царская мантия или шарф, перекинутый через плечо, символ королевской власти в сасанидской культуре Ирана, которая продолжала влиять на Центральную Азию после гуннских вторжений в V веке нашей эры», — добавил Дэн.
Весьма оригинальная интерпретация рельефов тибетской чаши пятого-шестого веков нашей эры, изготовленной в Средней Азии, позволяет предположить, что не только древнегреческие, римские и индоиранские, но и еврейские традиции могли способствовать развитию легенд об Александре.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Sahir Pandey,
«Jewish-styled Alexander Legends Found on Silver Bowl from Tibet»