Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Легенды об Александре в еврейском стиле найдены на серебряной чаше из Тибета

Крупные планы изображений Александра

Крупные планы изображений Александра (две крайние левые фигуры), индийского священника и слуги на серебряной тибетской чаше, изображающей легенды об Александре с еврейским «изюминкой». Источник: Музей Древнего Востока, Токио.


Это не Гомер: евреи на Шелковом пути придумали свой собственный «Роман об Александре», в котором мальчик-король достиг рая, что потребовало определенной хирургической процедуры.


В новой статье, опубликованной в Бюллетене Азиатского института, утверждается, что древняя серебряная чаша, найденная в Лхасе 50 лет назад, изображает рельефные сцены в греческом стиле из еврейской версии легенд об Александре. Этот свод легенд вырос вокруг реальных и вымышленных подвигов македонского завоевателя и был популярен с третьего по XII век нашей эры. До сих пор наиболее общепринятой интерпретацией сцен, изображенных на чаше, была интерпретация 1973 года, приписывающая их «Илиаде» Гомера. Теперь исследование французских исследователей утверждает, что эти сцены на самом деле происходят из ранее неизвестной еврейской традиции легенд об Александре пятого-шестого века, сообщает Haaretz.

По мнению авторов из CNRS, Парижского университета наук и литературы и Колледжа Франции соответственно, на чаше Александр изображен трижды: один раз собирающий плод с Древа Жизни и дважды пьющий из Источника Жизни. Они также утверждают, что чаша является первым известным в восточном мире изображением земного рая.

Чаша из Тибета, вероятно, изготовленная или заказанная еврейским торговцем на Шелковом пути.

Согласно последнему исследованию, крошечная тибетская чаша овеяна легендами об Александре, а Александр Великий изображен на чаше трижды в ярких деталях. (Музей Древнего Востока, Токио)


☘️ Крошечная чаша, покрытая легендами об Александре

Маленькая тибетская чаша имеет высоту всего 6,5 см (2,5 дюйма), диаметр по краю 21 см (8 дюймов), вместимость 120 кубических сантиметров (7,3 кубических дюйма) и вес 250 драхм (от 4,43 до 4,55). грамм).

Чаша на самом деле изготовлена ​​из сплава серебра и меди, и на ее внешней стороне есть изображения, приподнятые на 9 миллиметров (0,3 дюйма) над ее поверхностью, а внутренняя часть гладкая. Помимо трех изображений Александра Македонского , есть еще три мужские фигуры. По словам авторов исследования , из них двое — индийские носители воды жизни , а третий — священник, играющий на дхоле или индийском барабане.

Между каждым из этих троих находится корявое дерево, по которому змея карабкается к гнезду . В каждом гнезде детали разные. В одном — яйца, во втором — птица, кормящая птенцов, а в третьем — пустое гнездо, возможно, показывающее, что змея съела птенцов. Однако между фигурами Александра, собирающего плоды с Древа Жизни и пьющего из Источника Жизни, птицы гнездятся на здоровых деревьях, в которых кажется, что находится вечная весна. Вместе эти детали рассказывают легенды об Александре, но в стиле, который является уникальным по содержанию и стилю.

Древо Жизни со змеей, приближающейся к птице на гнезде

Древо Жизни со змеей, приближающейся к птице на гнезде, с Александром слева и справа от дерева. (Музей Древнего Востока, Токио)


☘️ Что конкретно еврейского в изображениях Чаши?

Итак, на чем же основывают авторы свое утверждение о чаше, изображающей еврейскую версию романа об Александре? На самом деле о нескольких вещах. Самым важным из них является то, что обнаженная фигура, изображенная трижды на чаше и которую они считают Александром Великим, несомненно, обрезана - практика , не известная ни у македонцев, ни у индийцев или иранцев, завоеванных македонцами . Это говорит о том, что человек, изготовивший или заказавший чашу, был евреем. Помните, это произошло за столетия до арабского завоевания Средней Азии, а чаша изначально была найдена в Тибете.

Есть два дошедших до нас текста, в которых упоминаются еврейские легенды об Александре, связанные с его посещением Эдемского сада. Один из них — отрывок из Вавилонского Талмуда, написанный на арамейском языке и датируемый шестым веком нашей эры. В нем говорится об Александре, омывшем лицо Водой Жизни и пришедшем к Вратам Господним, через которые могут пройти праведники.

Второй текст еврейской легенды об Александре — «Сефер Толдот Александрос ха-Макдони» («История Александра Македонского»), входящий в коллекцию еврейских текстов, составленную в 1325 году нашей эры и хранящуюся в рукописи в Оксфордском университете. В нем рассказывается, как врачи обрезали Александра, чтобы он мог войти в Эдемский сад как праведник. Элементы обоих этих текстов, кажется, представлены на тибетской чаше.

Древние греки и евреи
(Александр Великий, 330-е гг. до н.э.)



Помимо этих конкретных упоминаний о посещении Александром Эдемского сада, в древнееврейской литературе изобилуют рассказы и легенды о его жизни и приключениях, свидетельствующие о его глубоком отпечатке в еврейском мире времен Александра.

Александр с горстью ладана

Александр с горстью ладана, и его член явно был обрезан - практика, неизвестная в Средней Азии, когда там была изготовлена чаша. (Музей Древнего Востока, Токио)


☘️ Идентификация Александра

Но что заставляет авторов идентифицировать три фигуры, изображенные на чаше, как Александра? Во многом его фирменная прическа. Фигура молодого человека, Александр умер молодым, в возрасте 32 лет, с короткими и густыми волосами с двумя завитками, завитыми вверх, как грива льва.

«Александр, вероятно, родился, когда Солнце находилось во Льве. Лев был символом королевской власти, и македонские цари охотились на льва, будучи наследниками Геракла, греческого героя, сражавшегося с Немейским львом», — рассказала газете Haaretz ведущий автор исследования, профессор Анка Дан.

Его обнаженность соответствует греческим легендам об Александре. В частности, там, где король, как говорят, посоветовался с Оракулом Солнца и Луны на краю Земли, что потребовало от него быть обнаженным. «У голого Александра есть только царская мантия или шарф, перекинутый через плечо, символ королевской власти в сасанидской культуре Ирана, которая продолжала влиять на Центральную Азию после гуннских вторжений в V веке нашей эры», — добавил Дэн.

Весьма оригинальная интерпретация рельефов тибетской чаши пятого-шестого веков нашей эры, изготовленной в Средней Азии, позволяет предположить, что не только древнегреческие, римские и индоиранские, но и еврейские традиции могли способствовать развитию легенд об Александре.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Sahir Pandey,
«Jewish-styled Alexander Legends Found on Silver Bowl from Tibet»