В истории мезоамериканских цивилизаций ацтеки занимают важное место. Нам известна большая часть их истории, в основном благодаря их контактам с испанскими конкистадорами. Но мы редко задаемся вопросом – как проходило их повседневное существование? Повседневная жизнь ацтеков, живших в Мезоамерике с 14 по 16 века нашей эры, формировалась их земледельческим обществом, сложной социальной структурой, наследием и богатыми культурными традициями. Их жизнь была упорядоченной и следовала простым правилам сосуществования с природой и окружающим миром. Но оно также было полно тонкостей, свойственных только ацтекам.
☘️ Один день из повседневной жизни древних ацтеков
У ацтеков было глубокое понимание сельскохозяйственного календаря. Они рассчитывали время посадки и сбора урожая в зависимости от времени года и небесных событий. Жрецы и астрономы сыграли решающую роль в определении наиболее благоприятного времени для сельскохозяйственной деятельности. Более того, они разработали методы консервирования продуктов питания, такие как сушка и засолка, для хранения излишков урожая на случай дефицита или для торговли. И эти излишки ацтекского сельского хозяйства часто использовались для торговли. Обширные рынки Теночтитлана и других городов были центрами торговли, где сельскохозяйственная продукция обменивалась на другие товары. Итак, мы видим, что значительная часть повседневной жизни ацтеков была сосредоточена на полевых работах, сохранении продуктов питания и работе на ирригационных системах.
☘️ Сложная социальная иерархия древнего мира
Общество ацтеков было сильно стратифицировано, и их социальная иерархия составляла большую часть их жизни. На вершине находился император, за ним следовали дворяне, священники, воины , а затем простолюдины. Рабство также существовало, и рабами часто были военнопленные или должники. Социальная иерархия ацтеков не была фиксированной, и у людей были возможности подняться по социальной лестнице за счет храбрости в бою, исключительной службы государству или брака с представителями более высокого социального класса. Однако социальная мобильность была относительно ограничена, а иерархическая структура подкреплялась религиозными убеждениями и имперской системой. Сложная организация ацтекского общества и роль каждого класса в нем способствовали общей стабильности и функционированию империи. Интересные факты
о повседневной жизни ацтеков
Большая часть населения ацтеков принадлежала к классу простолюдинов, известному как мачеуальтин . В основном они занимались сельскохозяйственным трудом, ремеслами и различными промыслами. Простолюдины облагались данью и часто предоставляли товары и рабочую силу дворянству и государству. Внутри класса простолюдинов существовали подразделения, называемые кальпулли , которые по сути представляли собой клановые группы. Эти кальпулли часто имели собственные земли и отвечали за организацию различных аспектов общественной жизни, включая сельское хозяйство и местное управление.
Как мы уже говорили, в обществе ацтеков существовало рабство, и рабы были известны как тлакотин . Часто это были пленники войны, преступники или люди, попавшие в долги. Рабы имели ограниченные права и считались собственностью своих хозяев. Однако важно отметить, что рабство ацтеков не было наследственным, и рабы со временем могли заслужить свободу. Многие задачи в повседневной жизни более богатых ацтеков-простолюдинов могли выполнять рабы.
☘️ Образование, основанное на богатом наследии
Образование у ацтеков было преимущественно устным, знания и традиции передавались из поколения в поколение. Элита получила более формальное образование, которое включало обучение искусству, поэзии и истории. Ацтеки использовали графическое письмо, называемое иероглифами, и кодексы для записи информации. Это был сложный метод письма, поэтому он использовался только для памятников и наиболее важных надписей. Важно отметить, что, хотя образование было доступно различным слоям ацтекского общества, доступ к высшему образованию, включая иероглифическое письмо и астрономию, был в основном доступен элитным классам. Тем не менее, ацтеки придавали большое значение сохранению своего культурного и исторического наследия посредством образования, и это сыграло жизненно важную роль в формировании их цивилизации и самобытности.Образование также включало передачу практических знаний, связанных с сельским хозяйством, медициной и повседневной жизнью. Ацтеки имели глубокое понимание фитотерапии, и эти знания передавались из поколения в поколение. Все, что было усвоено веками, нужно было передать новым поколениям, главным образом, через слова и примеры. Значительная часть повседневной жизни ацтеков была посвящена заботе о молодежи и обучению ее всем этим важным вещам.
Священники играли центральную роль в образовании, особенно в религиозных и философских вопросах . Они отвечали за моральное и духовное воспитание элиты, помогая ей понять сложный ацтекский пантеон и важность ритуалов и жертвоприношений. Для простых ацтеков это была жизнь «за кулисами», поскольку они были по большей части оторваны от элит и от сложностей религиозной жизни. Их повседневная жизнь была проще и редко занималась этими делами. Однако в истории ацтеков жрецы сыграли важную роль. Ацтекские жрецы и ученые были опытными астрономами, изучавшими движение небесных тел. Их понимание астрономии было интегрировано в религиозные церемонии и создание ацтекского календаря , который играл центральную роль в их повседневной жизни и ритуалах.
☘️ Художники, спортсмены, мастера и воины
Ремесленники и ремесленники играли значительную роль в ацтекском обществе, а ученичество было основным методом передачи специальных навыков. Молодые люди изучали традиционные методы в таких областях, как гончарное дело, ткачество, работа с перьями (важная декоративная техника ацтеков) и работа с металлом у опытных мастеров. Для молодого ацтека, посвятившего себя изучению профессии, повседневная жизнь была почти полностью занята работой, посредством которой приобретались знания и навыки. Это было непросто.А для юношей, не обучавшихся ремеслу, физкультура была очень важна. Они ходили в тельпочкалли, или «молодежные центры», где физическое воспитание было важным компонентом учебной программы. Молодых людей обучали военным навыкам, включая боевую технику, физическую подготовку и обращение с оружием. Это означало, что они могли постоять за свой народ, если бы война когда-либо угрожала. Учитывая все это, а также работу дома и в поле, мы можем представить, что повседневная жизнь молодых мальчиков и девочек была очень требовательной и формировала из них идеальных членов ацтекского общества.
Кроме того, образование часто включало систему наставничества, когда более опытный человек, например родитель, старейшина или учитель, направлял и обучал более молодого человека различным навыкам и знаниям. Это наставничество выходило за рамки формального школьного обучения и охватывало практические жизненные навыки.
Торговля также велась на дальние расстояния. Богатый ацтекский торговец мог путешествовать в соседние страны и государства в караване и под защитой. Такое путешествие могло занять дни или недели, а также могло быть очень опасным. Но в случае успеха это, безусловно, будет прибыльным. Можно себе представить, что повседневная жизнь купца-дальнобойщика была наполнена опасностями и трудностями путешествия «пешком». То же самое касается посланников и караванов, собиравших дань. Ацтеки собирали дань, известную как «тлакилолли», с подчиненных государств и регионов своей империи. В эту дань входили такие товары, как продукты питания, ткани и другие ценные предметы. Система дани помогала поддерживать экономику империи и была источником богатства ацтекской элиты.
В конечном итоге в своей повседневной жизни ацтеки-простолюдины находили время и для искусства и культуры, которые сыграли большую роль в их истории. Они были искусными ремесленниками и создавали прекрасную керамику, скульптуру и текстиль. Их искусство часто изображало религиозные темы и символы, в том числе богов, животных и геометрические узоры. Искусство и культура ацтеков были глубоко переплетены с их религиозными верованиями и социальной структурой. Они оставили после себя впечатляющие художественные достижения и сложную культурную картину, которая продолжает очаровывать и вдохновлять людей сегодня. Ацтеки также любили спорт и игры, в том числе знаменитую игру с мячом, известную как тлахтли . В этом мезоамериканском виде спорта использовались резиновый мяч и каменные корты. Тлахтли имел как религиозное, так и рекреационное значение. Итак, мы видим, что их повседневная жизнь заключалась не только в работе: ацтеки умели и развлекаться!
Жизнь ацтеков заключалась не только в работе и развлечениях. Эта мезоамериканская игра состояла из резинового мяча и каменных кортов. |
☘️ Фестивали и праздники ацтеков
Конечно, всегда было время для праздников и фестивалей. Ацтеки, народ, глубоко связанный со своими богами и циклами природы, отмечали множество фестивалей в течение года. Эти фестивали служили как религиозным, так и социальным целям, объединяя сообщество и укрепляя его веру.Одним из самых известных и противоречивых аспектов ацтекской культуры была практика человеческих жертвоприношений . Они считали, что принесение человеческих жизней богам необходимо для обеспечения дальнейшего баланса в мире. Эти жертвоприношения совершались во время крупных религиозных праздников, таких как праздник Уицилопочтли и церемония Нового огня. Жертвы, часто военнопленные или добровольцы, одевались в изысканные одежды, символизирующие различные божества, прежде чем их подводили к алтарю. Там первосвященник совершал жертвоприношение, которое могло включать в себя извлечение сердца, обезглавливание или другие методы, в зависимости от конкретного ритуала и почитаемого божества. Однако это не считалось таким ужасным, как сегодня, и смерть была чем-то естественным для ацтеков.
☘️ Цветущая империя внезапно и трагически остановилась
Цивилизация ацтеков процветала примерно с 1300 по 1521 год нашей эры. Это была сложная и многообещающая цивилизация, но ее развитие внезапно остановилось. Испанское завоевание Империи ацтеков под предводительством Эрнана Кортеса оказало глубокое и далеко идущее влияние как на ацтекскую цивилизацию, так и на более широкую историю Америки. В 1521 году, после двухлетней кампании, Кортес и его испанские войска вместе со своими местными союзниками завоевали А', столицу ацтеков. Захват императора Куаутемока ознаменовал конец правления ацтеков в Мезоамерике.Когда Империя ацтеков находилась под контролем Испании, регион стал частью Испанской колониальной империи. Испанцы установили новый административный и социальный порядок, навязав коренным народам свой язык, религию (христианство) и правовую систему.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Aleksa Vučković,
«Daily Life of the Aztecs: A Blend of Agriculture, Hierarchy, and Culture»