Страницы

От митраических тайн к современному веселью: разгадка традиции вечнозеленой рождественской елки

Традиционная рождественская елка

Традиционная рождественская елка


Рождественская елка, вероятно, является одним из самых узнаваемых символов Рождества, ее можно увидеть на поздравительных открытках, рекламе, печенье, упаковочной бумаге и в домах миллионов людей по всему миру. Должен признаться, что до недавнего времени я никогда не задавался вопросом, почему я каждый год стараюсь украшать елку, помимо того факта, что это всегда приносит немного так называемого рождественского настроения.

Хотя празднование Рождества обычно ассоциируется с христианством и рождением Иисуса (хотя многие нехристиане также празднуют Рождество), символике вечнозеленого дерева не было места в раннем христианстве. Фактически, до 1605 года в Германии он вообще не упоминался в связи с Рождеством.

Некоторые предполагают, что немецкий реформатор Мартин Лютер популяризировал использование рождественской елки. Говорят, что Лютер, вдохновленный красотой звезд в ночь сочельника, срезал вечнозеленое растение и поставил на него зажженные свечи , чтобы изобразить звездное небо над конюшней в ночь, когда родился Иисус. К началу 1600-х годов деревья, украшенные конфетами, фруктами и бумажными розами, стали частью праздничных украшений в немецких домах.

Гравюра на стали с изображением рождественской елки

Гравюра на стали с изображением рождественской елки Мартина Лютера из журнала Sartain's Magazine, около 1860 года


🔵 Использование вечнозеленого дерева
в древней истории

Вечнозеленое дерево, обладающее символическим весом, часто связывают с древнеримским богом солнца Митрой, корни которого лежат в персидских или зороастрийских традициях. Будучи ключевой фигурой в мистериях Митры, которые были известны с I по IV века нашей эры, Митра почитался как непокоренное солнце, вызывающее преданность римских солдат и обладающее властью над космическими силами.

Хотя некоторые источники предполагают связь между митраистскими ритуалами и вечнозелеными деревьями, особенно во время праздника Sol Invictus в честь непобедимого солнца, эта связь не имеет надежных документов и широкого научного признания.

Легенда гласит, что украшение вечнозеленых деревьев свечами и украшениями на митраистских праздниках символизировало вечную жизнь, отражая циклическую природу солнца и его обещание обновления. Тем не менее, историческая достоверность этого утверждения остается предметом споров среди ученых. Влияние таких практик на более поздние традиции, включая использование украшенных вечнозеленых деревьев во время зимних праздников, таких как Рождество, является заманчивой гипотезой, ожидающей дальнейшего изучения.

Столетия спустя вечнозеленое дерево также стало символом особого значения в Северной Европе. Растения и деревья, которые оставались зелеными круглый год, всегда играли важную роль для древних народов, живущих в далеких северных регионах, особенно в самый темный день года – день зимнего солнцестояния , который приходится на 21 декабря в Северном полушарии.

Его начали праздновать люди, поклонявшиеся солнцу как богу. Они верили, что солнце за зиму заболело и ослабло и его нужно оживить. В древних европейских культурах это привело к практике развешивания вечнозеленых ветвей внутри и вокруг домов.

Рельефная резьба в Персеполе, церемониальной столице Империи Ахеменидов

Рельефная резьба в Персеполе, церемониальной столице Империи Ахеменидов, изображающая то, что некоторые утверждали, является вечнозеленым деревом и предшественником рождественской елки (но на самом деле это кипарис).


🔵 Чудесные пьесы и райские елки:
происхождение рождественских елок
в средневековых праздниках

Чудо-пьесы, также известные как мистерии, — форма средневековой драмы, зародившаяся в христианской церкви в средние века , преимущественно в X-XVI веках. В этих театральных постановках изображались сцены из Библии, особое внимание уделялось чудесам, библейским историям и жизни святых . Чудо-спектакли ставились преимущественно на местных языках, что делало их доступными для широкой публики.

Эти чудесные пьесы часто включали реконструкцию библейской истории о грехопадении человека, когда Адам и Ева поддались искушению в Эдемском саду. В рамках этого повествования «райское дерево» будет использоваться для обозначения Эдемского сада.

Как рождественские елки перестали быть
просто немецкой фишкой



Райское дерево, обычно ель, украшалось яблоками, символизирующими запретный плод, а также облатками или другими украшениями, символизирующими Евхаристию. Использование вечнозеленых деревьев в этом контексте символизировало вечную жизнь, а яблоки и украшения служили напоминанием о библейских историях.

Было ли это предшественником рождественской елки, или же Лютер был автором этих ритуалов, можно с уверенностью сказать, что к началу 17 века рождественские елки уже были явлением. Исторические записи сообщают, что в 1605 году жители Страсбурга в Германии «установили ели в гостиных… и развесили на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сладости и т. д.».

Хотя позже подобные чудесные пьесы были запрещены церковью, традиция эта получила широкое распространение. Многие утверждают, что эта практика в конечном итоге превратилась в традицию рождественской елки, хотя важно отметить, что прямая связь между этими двумя понятиями не является общепризнанной среди ученых.

Королева Виктория, принц Альберт и их дети, декабрь 1848 года

Королевской рождественской елкой восхищаются королева Виктория,
принц Альберт и их дети, декабрь 1848 года/span>


🔵 Как королева Виктория превратила
рождественскую елку в мировую икону

Хотя использование вечнозеленых рождественских елок на зимних праздниках имеет корни в германской, славянской и скандинавской культурах, в Англии именно королева Виктория популяризировала традицию рождественских елок в Англии в 19 веке. Именно ее немецкий муж, принц Альберт, познакомил британскую королевскую семью с этой традицией.

В 1848 году широко распространенная иллюстрация в «Иллюстрированных лондонских новостях» изображала королеву Викторию вместе с принцем Альбертом и их детьми, собравшимися вокруг украшенной рождественской елки в Виндзорском замке . Немецкие иммигранты привезли в Британию обычай ставить рождественские елки в начале 1800-х годов, но только когда королева Виктория приняла эту традицию, она получила широкое признание среди английского населения.

До одобрения королевы Виктории практика украшения елей на Рождество с трудом прижилась у местного населения. Однако празднование королевой праздника с елками и подарками, вдохновленное немецким наследием Альберта, вызвало культурный сдвиг. Рождественская елка быстро вошла в моду среди мирян, а ее популярность распространилась за пределы Англии.

Традиция продолжала набирать обороты, достигнув Соединенных Штатов в конце 19 века. Первая зарегистрированная рождественская елка в Белом доме была установлена ​​президентом Бенджамином Харрисоном в 1889 году. Впоследствии президент Кэлвин Кулидж инициировал Национальную церемонию зажигания рождественской елки на лужайке Белого дома в 1923 году, закрепив рождественскую елку как неотъемлемую часть американского праздника. праздники. Со временем влияние западной культуры и рост потребительства превратили рождественскую елку в универсальный символ, принятый людьми разных вероисповеданий во всем мире.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Joanna Gillan,
«From Mithraic Mysteries to Modern Mirth: Unraveling the Evergreen Christmas Tree Tradition»