Страницы

Первый человек, которого Библия называет Мессией

Даниил и царь Кир у идола Ваала

Даниил и царь Кир у идола Ваала
Музей Дж. Пола Гетти – Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606 Лейден - 1669 Амстердам)


ПОМАЗАННИК

Кир — Персидский царь-нееврей был первым, кого в Библии назвали Мессией, и те, кто желает увидеть его наследие, могут посетить его могилу в Пасаргадах, Иран, или зайти в Британский музей.


Взятия персидским правителем Киром Великим города Вавилона произошло в 539 г. до н. э. Это было знаменательное событие не только для персов, ставших де-факто завоевателями мира, но и для евреев. Кир, в отличие от вавилонских правителей, имел более великодушный и умелый стиль руководства. Его завоевание Вавилона привело к возвращению изгнанных евреев на родину, восстановлению Храма в Иерусалиме и даже к сбору древних текстов в Тору — первые пять книг Библии. Евреи были благодарны за его щедрость — настолько благодарны, что один библейский автор называет Кира Мессией и представляет его как спасителя, данного Богом. Так кем же был иностранный царь, провозглашенный в Библии Мессией?

Согласно легенде, рассказанной греческим историком Геродотом, дедушка Кира по материнской линии, Астиаг, царь Мидии (северо-западный Иран), перед рождением Кира видел несколько снов, которые он интерпретировал как знаки того, что его будущий внук вытеснит его. Призвав к себе беременную дочь, Астиаг попытался убить Кира. Он поручил эту задачу придворному и генералу по имени Гарпарг, приказав ему выставить ребенка на склоне холма. Но Гарпарг, в свою очередь, поручил детоубийство местному пастуху. Примерно в то же время жена пастуха родила мертворожденного ребенка, и пастух поменял двух мальчиков и воспитал юного принца как своего собственного. Примерно в десять лет путаница была обнаружена, и Сайруса отправили жить к семье отца.

Астиаг наказал Гарпарга за невыполнение приказа, взяв собственного сына Гарпарга и скормив его себе во время банкета. В доказательство злодеяния он жестоко преподнес Гарпагу голову его казненного сына. Видимо, Гарпарг не отреагировал: он спокойно собрал куски своего зарезанного ребенка и закопал их. Затем он приступил к работе с Киром, чтобы настроить лидеров Мидии против Астиага. Когда он почувствовал, что знать находится на пороге восстания, он отправил Киру секретное послание, спрятанное в заячьем желудке, уверяя его, что армия поднимет мятеж, если только Кир нападет.

Гробница Кира Великого, Пасаргад

Гробница Кира Великого, Пасаргад


Большая часть этой истории является легендой, но исторический документ, известный как «Хроника Набонида», подтверждает, что Гарпарг и несколько других полководцев дезертировали во время войны между Персией и Мидией (553–550 гг.). Кир вышел победителем. В последующие десятилетия Кир завоевал Лидию (часть современной Турции), а в 539 году и сам Вавилон. Как при завоевании Мидии, так и при завоевании Лидии он был известен своим великодушием: согласно некоторым источникам, он сохранил жизни как своему деду, так и Крезу (царю Лидии и персонажу поговорки «богатый, как Крез»).

В то время Вавилон был столицей прославленной Нововавилонской империи. Это был центр литературы, астрономии, науки и культуры, который правил другими завоеванными территориями, включая Сирию и Иудею (то, что мы сейчас знаем как Израиль). За поколение до прибытия Кира вавилоняне успешно завоевали Иерусалим, столицу южного Иудейского царства. Они разрушили Храм, построенный Соломоном, и увели членов ведущих семей в плен в Вавилон.

Сразу после завоевания Вавилона Кир Великий провозгласил себя «царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех сторон света». В то время его империя, несомненно, была самой крупной из всех, которые знали древние жители Ближнего Востока, простираясь от западного побережья Турции до реки Инд на востоке.

Правление Кира на завоеванных территориях опиралось как на личную пропаганду, так и на военную мощь. Он поместил в храм Мардука (бога города Вавилона) декларацию, известную как Цилиндр Кира, в которой заявил, что является избранником Мардука. По словам Кира, вавилонский царь был нечестивцем, и победы Кира желал сам Мардук. Это был впечатляющий образец религиозно-политической пропаганды, изображавший Кира освободителем, восстановившим храмы и репатриировавшим изгнанные народы.

В Цилиндре Кира евреи напрямую не упоминаются, но он подтверждает общую идею о том, что Кир был ответственен за отправку евреев домой из Вавилонии. Репатриация завоеванных народов была одной из стратегий Кира, и, согласно библейской книге Ездры, именно Кир Великий закончил изгнание в 538 году до нашей эры, через год после завоевания Вавилона.

Руины дворцов в Пасаргадах, первой столице Ахеменидов.

Пасаргады – древний исчезнувший город Ирана.
Руины дворцов в Пасаргадах, первой столице Ахеменидов


Самое впечатляющее то, как Киру удалось использовать религиозную пропаганду, чтобы представить себя освободителем, а не завоевателем. Эта стратегия сработала настолько хорошо, что побежденные религиозные лидеры переняли его точку зрения на себя. Судя по всему, это сработало и с евреями. В пространной пророческой книге, приписываемой пророку Исайе, автор прямо заявляет, что Кир — помазанник Божий:
«Так говорит Господь Помазаннику Своему (Мессии), Киру, которого Я взял за правую руку Его» (Исаия 45:1).
Подавляющее большинство ученых считают, что изысканная поэзия, составляющая 40—55 главы Исайи, была написана примерно во время возвращения из изгнания и в последующие годы. Ряд разделов этого труда, названного современными учеными «Песнями Кира», похоже, восхваляет победы Кира и описывает роль Бога в содействии его завоеваниям.

Этот раздел Исайи, известный в научных кругах как «Второй Исаия» (чтобы отличить его от писаний более раннего пророка Исайи, писавшего в восьмом веке до нашей эры и чьи слова можно найти в Исаии 1–39), особенно важен для христиан. потому что оно содержит многие из центральных пророчеств, используемых в качестве предсказаний Мессии. Авторы Нового Завета и христиане, конечно, понимают эти пророчества как пророчества об Иисусе. Но в Исаии 45:1 совершенно ясно сказано, что «помазанником» Божьим на самом деле является Кир, персидский царь-нееврей. Например, в статье Лисбет Фрид в Harvard Theological Review утверждается, что Второй Исайя представлял Кира как царя Давида и делал богословские заявления об отношениях между Богом Израиля и персидским царем. «Вместо царя Давида, — пишет она, — теперь Кир ради [Бога] подчиняет царей». Таким образом, Вторая Книга Исайи была частью персидской пропагандистской машины и была призвана «содействовать местному признанию иностранного правителя».

В начале библейской книги Ездры Кир заявляет, что «Господь, Бог небесный, дал мне все царства земли и поручил мне построить храм в Иерусалиме в Иудее» (Ездра 1). :2). Некоторые ученые, вслед за Ездрой, полагают, что Кир, его представители и преемники на самом деле спонсировали восстановление Храма, а также собрание Торы. С точки зрения персов, их целью была поддержка теократического местного правительства, которое оставалось бы верным поддерживаемым Богом персидским монархам. Эта система работала со жрецами Мардука в Вавилоне, так почему бы не со жрецами Бога Авраама? Если эта теория верна, это будет означать, что Кир был не только Мессией, провозглашенным Вторым Исайей, но и, в практическом плане, ключевой фигурой в восстановлении Храма.

Те, кто хочет отдать дань уважения Сайрусу, могут посетить новаторский Цилиндр Сайруса, выставленный в Британском музее. Самые смелые могут пойти по стопам Александра Македонского и посетить его могилу в Пасаргадах, Иран. Судя по всему, в древности в гробнице находился золотой гроб, золотая кровать и стол. Сегодня на могиле не сохранилось никакой надписи, но один источник сообщает, что первоначально она гласила:

«О человек, кем бы ты ни был, откуда бы ты ни пришел, ибо я знаю, что ты придешь, я Кир, основавший Персидскую империю. Поэтому не обижай меня на эту маленькую землю, которая покрывает мое тело».
Сайрус, кажется, нас ждет.