Страницы

Представление об Аде у разных народов


В какой Ад лично вы планируете попасть после смерти?

Количество религий не поддаётся подсчёту,;и у каждой — своя концепция загробного мира.

В одних грешников после смерти поджаривают на кострах и сажают на колы, в других примерно то же творится с праведниками. Доходит до того, что ад порой выглядит привлекательнее рая.

Почти у каждого народа есть собственное представление об Аде. Конечно, мрачные образы связаны с культурой или религией людей, которые верили, что грешники должны поплатиться за свои деяния.

1. Нифльхейм


В германо-скандинавской мифологии на ад был похож Нифльхейм — мир, где правил холод.

И это земля не огня, а льдов и туманов, на которой правит Хел и которая расположена рядом с Берегом Трупов, где живет Нидхёгг. Нидхёгг представляет собой гигантскую змею, питающуюся мертвыми.


Из девяти миров скандинавско-германской мифологии, Нифльхейм считается самым глубоким и темным из всех, а мифы утверждают, что Земля была создана, когда ледяная земля Нифльхейм и огненная Муспелльсхейм сошлись вместе.


Данное царство является домом для грешных, а также служит в качестве якоря Иггдрасилю – Мировому Древу, которое держит на себе Вселенную.

Хель стала повелительницей мертвых после того, как была изгнана из Асгарда, так как была дочерью Локи. Души, попавшие в Нифльхейм благодаря вестнику Хелы Хермодру, испытывают постоянную боль.


Хель (др.-исл. Hel) — повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), одно из трёх хтонических чудовищ.

Хольда в своей ипостаси Frau Gode – предводительница Дикой охоты, как и Водан. Долгое время мне казалось, что два эти божества тесно связаны. Быть может, когда-то они составляли близнечную пару, подобно Зиу и Зисе.

Хель – это скандинавский аналог Хольды. Однако не исключено, что Хольда – это самая древняя в германской традиции богиня смерти. Мне всегда представлялось, что образ Хель сложился довольно поздно, под влиянием христианских представлений об ужасах, ожидающих грешников в загробной жизни.

Только однажды – в ожидании Бальдра – Хель предстаёт перед нами в чертоге, пол которого устлан цветами, а столы ломятся от яств и напитков.

Специфическая черта Хольды, отличающая её от Хель, заключается в том, что Хольда особо заботится о детях, умерших во младенчестве; позднее, в христианские времена, стали считать, что в её царство попадают младенцы, умершие некрещёными. Я полагаю, что изначально она считалась, в первую очередь, богиней умерших детей.

Скандинавская же Хель – просто богиня смерти. В её мир отправляются после смерти все, кто не был всецело предан кому-либо из прочих богов или богинь и, соответственно, не может попасть в их чертоги.

Согласно описаниям, Хель наполовину красавица, а наполовину – уродливый разлагающийся труп.


Но на основе современных исследований мы можем прийти к новому представлению об этой богине, распознав заключённые в ней доброту и мудрость.

И Хольда, и Хель попали под влияние архетипа безобразной ведьмы, сложившегося в средние века. Хольда также иногда предстаёт юной красавицей, но гораздо чаще она изображается как добрая в душе, но суровая или уродливая старуха с больной ногой (она слишком долго вертела колесо прялки – отсюда и увечье). Впрочем, так повествуют о ней голландские сказки, а фольклоре других народов она может принимать иной облик.

В настоящее время культ этой богини стал возрождаться на юге Англии, прежде всего в Гринвиче. 


Руна Хольды – Хагалаз
Руна Хольды – Хагалаз. Она – покровительница прорицательниц-haegtessen и вёльв, как и Фрейя. В справочнике по скандинавской мифологии утверждается, что Водан/О'дин получил своих воронов в дар от Хольды.

2. Туонела


Туонела — это загробный мир, представленный в финской мифологии. Он находился под землей на далеком севере. Такое же название получила река, отделяющая мир мертвых от мира живых. Она течет в глубоком ущелье, а воды ее — поток мечей и копий. В этот мир можно попасть и благополучно вернуться только переправившись по мосту-нитке и не упав в речной поток.

Дохристианские племена финнов считали, что души умерших прибывали к берегам реки Туони, и затем переносились в Туонелу слугой Смерти, Тутти. В отличие от большинства других подземных миров в этом списке, Tуонела была в значительной степени мрачным продолжением жизни на Земле. Те, кто направлялся в Туонелу, должен был взять с собой какие-либо вещи, чтобы там выжить. Было даже позволено принимать посетителей, которые хотели навестить своих умерших родственников, хотя такая поездка была опасной и часто смертельной. Особенно опасной на пути являлась река Туони, которая была наполнена ядовитыми змеями. Никакого реального наказания не назначалось в Туонеле, если не считать что ваша жизнь становилось вечной.

3. Дом лжи (зороастризм)


Согласно зороастрийской религии, первое, что встречает душа после смерти - мост Чинават, который отделяет мир живых и мертвых. Мост тоньше волоска, но острее лезвия, и охраняется двумя четырехглазыми собаками. Души затем оцениваются на основе поступков в жизни. Если плохих дел сделано больше, чем хороших, мост появляется с одной стороны, забирая душу в преисподнюю.

Альтернативные описания говорят о Визареше – демоне, который появляется из этой преисподни и забирает злую душу в Дом Лжи – зороастрийский вариант ада.

Дом Лжи описывается как место отвратительной мерзости, где людям подают испорченные продукты и постоянно подвергают мукам за их поступки. Демоны Дома Лжи исчисляются сотнями, причем каждый представляет определенный грех. Например, Апаоша является демоном засухи и жажды, в то время как Заирика является демоном, который делает яды. Описания Дома Лжи варьируются в зависимости от перевода древних зороастрийских текстов, но элементы, описанные выше, являются одинаковыми для всех описаний.

4. Дуате (Египет)


В мифологии Древнего Египта загробный мир называли «Дуат». Изначально считалось, что он находится на небе, т.к. души умерших вселялись в звезды. Только в начале Среднего царства у египтян сформировалось представление о том, что Дуат — подземный мир.

Согласно поверию древних египтян, умершему после воскрешения в загробной жизни предстояло пройти через множество препятствий, среди которых были стражи. Сердце каждого человека Анубис взвешивал на Весах истины, чтобы определить, может ли он попасть на Поля Иалу.

В древнеегипетских надгробных текстах Дуат описывается загробная жизнь, руководимая Осирисом, богом мертвых. Надписи содержат также карту с изображением маршрута в Дуат. В них же описывается царство, похожее на Землю, но содержащее мистические элементы, такие как огненное озеро и железные стены.

При приближении к Дуату, души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После прохождения через врата, сердце умерших взвешивали, положив на противоположную чашу весов перо. Если сердце было тяжелее, чем перо, оно было вскоре съедено демоном Аммутом, после чего души грешников представали перед судом в Дуате. Многие были затем вынуждены ходить вверх ногами или их кусали змеи и пожирали демоны.

5. Геенна


Древняя часть Иерусалима. Долина Геенны Огненной

Название "Геенна" изначально относилось к долине неподалеку от Иерусалима, где последователи бога Молоха приносили ему в жертву детей через сожжение. Затем это название стало интерпретацией древнееврейского ада, куда направляли грешников отплачивать за свои грехи.

Геенна
Геенна

Геенна отражает христианскую версию ада более точно, чем большинство других мест в этом списке. Само царство представляло собой из описаний глубокие и пустынные места, где непрерывно горело пламя и шел дождь. Тепло, исходящее от огня, было в 60 раз горячее, чем любое пламя, найденное на Земле. Ядовитые серные газы висели в воздухе, а по рекам тек расплавленный металл. 
 
6. Тартар


Найденный в греческой и римской мифологии, Тартар описывается как глубокое темное подземелье, полное пыток и страданий. В то время как большинство считают царство Гадес адом, на самом деле это место для всех мертвых, а Тартар находился еще глубже и предназначался только для грешников.

Люди отправлялись в Тартар после встречи с судьей Радамантом, который назначал им наказания.

В римской мифологии Тартар окружен тремя стенами и огненной рекой Флегетон. Он охраняется чудовищем с девятью головами известным как гидра, а также Тисифоном, который следит за всеми, и постоянно бьет людей хлыстом со своего поста.

В нижней части Тартара находятся титаны.

Точно также в греческой мифологии Тартар описывается как место, которое сначала было тюрьмой для тех, кто представлял угрозу богам. Позже Тартар начал функционировать как ад для всех грешников.

Грешным душам дают наказание, 
соответствующее их грехам

Например, Тантал был изгнан в Тартар после того, как убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам. За это он был наказан вечным страданием от голода и жажды, стоя в воде, которую не мог пить, и имея возле себя в изобилии фрукты, которые не мог есть.

7. Ад Данте


Многие популярные концепции христианского ада можно проследить в поэзии поэта Возрождения Данте Алигьери. Его Божественная комедия описывает аллегорические путешествия по небу, чистилищу и аду.

Ад начинается с подуровня, где люди обречены на пребывание, так как ничего не сделали в жизни. Они наказаны тем, что вечно гонятся за своими личными интересами, в то время как их преследует рой насекомых и жалят осы.

Река известная как Ахерон, омывает девять кругов ада.

Первый круг является довольно приятным местом называемым Лимбо, который является домом для нехристианских душ, которые не совершали грехов. Остальные круги соответствуют каждому из семи смертных грехов.

На втором круге, похоть наказывается кручением и истязанием урагана.

Третий круг - это дом для обжор и гурманов, которые вынуждены находиться в отвратительной слизи.

На четвертом круге ада содержатся две группы грешников: те, кто копил деньги и те, кто тратил их, и теперь они должны бесконечно сражаться друг с другом.

Те, кто совершал грехи в гневе, остаются на пятом круге, где сражаются друг с другом в реке Стикс, и они уже не в состоянии когда-либо почувствовать счастье.

На шестом уровне, еретики заперты в пылающих огнем раскаленных гробах.

Седьмой круг разделен на подуровни для насильников над ближними, самоубийц и насильников над природой или Богом.

Восьмой круг предназаначен для мошенников и разделен на подуровни, где грешников заковывают в скалы вниз головой, по их ступням струится огонь, их головы повёрнуты на пол-оборота, их хлещут прутами, погружают в кал и в кипящее озеро, и кусают змеи.

Последний круг является домом для тех, кто совершил предательство в отношении родных родственников, друзей и за это они обречены быть заковаными в лед по шею.

В центре ада, сам Сатана, который лично наказывает самых ужасных грешников и предателей, он вечно жует тела Кассия, Брута и Иуды.

8. Нарака


Нарака или Нирайя является понятием ада для некоторых ветвей индуизма, сикхизма , джайнизма и буддизма. И хотя точные описания Нараки отличаются между религиями, это место наказания основывается на карме души.

Нарака - лишь временное место и как только грешники поплатились за свою карму, они возрождаются.

Считается, что его можно разделить на несколько уровней в зависимости от грехов, совершенных в течение жизни. Число уровней в Нарака варьируется от четырех до более 1000 в зависимости от различных описаний.

Например, Махараурава - это место для тех, кто живет за счет других. В Махараурава, плоть грешника съедается демоном Руру. А вот Кумбхипака является домом для грешников, которые едят птиц и животных. В наказание их варят в горячем масле в течение того же времени, сколько волос было на животных, которых они убили .

В индуистской и джайнистской культурах, царством Нарака управляет Лока Яма, Бог Правосудия. Когда человек умирает, его действия в течение жизни проверяются помощником Лока, а затем этот человек направляется либо в Сваргу (рай) или в Нараку.

В отличие от индуизма или джайнизма, буддисты верят, что все души отправляются в Нараку, чтобы очиститься от своих грехов, и не существует единого правителя, который учитывал бы действия людей в их жизни. Независимо от этих культурных различий, считается, что душа может оставаться в Нараке в течение миллиардов лет, и пока ее карма не будет восстановлена, душа не сможет возродиться.

9. Диюй


Диюй представляет из себя версию ада в традиционной китайской культуре, и смутно напоминает Нараку.

Данное царство состоит из нескольких уровней, при этом точное число отличается от четырех до восемнадцати. За каждым уровнем наблюдает судья, а наказания для грешников зависят от их поступков в течение жизни.

Китайская культура считает, что Яма Локи из Нараки призван следить и за Диюй, где он в конечном итоге разделил 96,816 адов на 10 уровней, которые грешники должны были пройти, прежде чем их душа могла возродится.

Во время династии Тан, это описание изменено на 134 ада, с 18 уровнями боли и пыток.

Наиболее распространенные описания уровней включают в себя Комнату Ножниц, Комнату с Зеркалом, Гору Ножей, Холм Льда, Котел с Кипящим маслом, Комнату с Буйволами, Лужу с Кровью, Город Самоубийства, Комнату Расчленения, Гору огня, и Комнату Пилы.

Худший уровень этого ада известен как Авичи, который предназначен для самых больших грешников. Авичи отличается от других уровней царства Диюй тем, что души здесь в конечном итоге остаются навечно, не имея больше надежды возродиться .

10. Шибальба


Шибальба является названием ада у племени Майя и, как полагают, на самом деле существует как физическое место в системе пещер вблизи Белиза. Говорилось, что это место боли, где владыки загробной жизни устраивали различные формы пыток душам, попавшим туда. Владыки работали вместе, чтобы карать посетителей Шибальбы.

Ах-алпух и Ах-алгана заставляли гной сочиться из тел людей. Хамиабак и Хамиахолом вызывали разложение тел умерших на скелеты.

Ах-алмез и Ах-альтокоб и работали почти так же, как и Мэйхэм в рекламе Allstate, вызывая смертельные бедствия в домах людей.

Хик и Патан вызывали смерть людей на дороге, либо заставляя их рвать кровью, либо сжимая так, пока кровь не наполняла их глотки.

Души были вынуждены пройти трудный и унизительный путь только для того, чтобы достигнуть Шибальбы. Их путешествие начиналось на пересечении нескольких рек, наполненных кровью, скорпионами, и гноем. Оттуда пути делились на четыре дороги, предназначенные для развлечения владык, которые унижали и запутывали путешественников. Посетители в дальнейшем проходили проверку, направляясь в один из шести домов смерти: Дом Жары, Дом Ягуара, Дом Летучей Мыши (которым управлял Кама Соц, бог в облике летучей мыши-вампира), Дом Обсидиановых Ножей и Дом Мрака. Последний дом, известный как Дом Холода, был осыпан градом и в нем все время стояла низкая температура.