Страницы

Зарождение биополитики Мишеля Фуко

Мишель Фуко (1926-1984)

Мишель Фуко (1926-1984) – один из ярчайших французских мыслителей XX в. Историк, социолог, политолог, философ, он занимался широким спектром вопросов: историей безумия, историей пенитенциарных учреждений, археологией знания. Но какими бы разносторонними не казались его интересы, главный мотив его работ – взаимодействие субъекта и общества. К вопросам оптимального и рационального управления и власти приходит Фуко в поздний период своей научной деятельности и представляет свою концепцию «биополитики».

Работы Мишеля Фуко поражают своим разнообразием и, кажется, неожиданностью выбора тематик. Конечно, как мыслителя Фуко прежде всего интересуют философские вопросы развития и работы мысли, законы, существующие в науке и мышлении, история развития человеческого разума в поисках истин. Этим задачам отвечают его книги «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969). Однако и некоторые биографические особенности обусловливают его следующий выбор в исследовательском поиске. Особенно его интересуют вопросы «нестандартного», «ненормального» поведения, не укладывающегося в рамки, признанные в обществе. Здесь речь идет обо всех видах «игр разума и воли», которые делают обладателя такого разума изгоем.

Психические патологии, медицинские отклонения, преступное поведения и способы ответа на них общества – наказания, изолирования, осуждение, — вот темы, которые интересуют Фуко. Медицинские, юридические, философские, моральные методы разрешения этих вопросов пристально изучаются философом. Как историк Фуко изучает происхождение этих явлений и их развитие в разные периоды. Так появились его работы «История безумия» (1961), «Рождение клиники» (1963), «История сексуальности» (1976-1984), «Надзирать и наказывать» (1975).

Занимаясь исследованиями девиаций разума на уровне отдельных индивидов и реакции на это общества, философ выходит на глобальный уровень вопроса. Его стала интересовать общая логика регулирования таких отклонений, которая тоже подчиняется общему системному разуму. Так происходит его исследовательский шаг от субъекта к обществу. В 1977 году, говоря о цели своей работы за последние двадцать лет, Фуко заявляет: 
 «Общую тему моих исследований составляет субъект, но не власть.  Правда, я был вынужден заинтересоваться и вопросом власти» (1). 
Чуть позже уже констатирует:
Каким-то бессознательным образом все люди моего поколения пытались, в конечном счете, постичь … феномен власти, и я был только одним из них. И теперь я оглядываюсь назад, на работу, которую я проделал, исходя, в сущности, из этого вопроса (2).
И «История безумия», и «Рождение клиники» и «Слова и вещи» выполняют одну общую «задачу установления различных механизмов власти, существующих внутри самого научного дискурса: какому правилу в определенную эпоху люди обязаны подчиняться, когда желают развивать научный дискурс о жизни, о естественной истории, о политической экономии? 

Чему необходимо подчиняться, какому принуждению повиноваться и каким образом, переходя от одного дискурса к другому, от образца к образцу, производятся различные воздействия власти? Но в таком случае вся эта связь знания и власти, коль скоро механизмы власти играют главную роль, на самом деле и составляла сущность того, что я хотел сделать» (3). И отвечая на замечание интервьюера: «Стало быть, начиная с вашей первой книги «Истории безумия», для Вас главный вопрос — это всегда вопрос о власти…», Фуко подтверждает: «Именно так». (4)


Интервью, которое провёл в 1971 году голландский философ Фонс Элдерс в рамках подготовки к публичной дискуссии между Мишелем Фуко и Ноамом Хомским (титры на англ.яз.)

Источник:

 1. Субъект и власть. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 162.
2. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.2. М., 2002. С. 281;
3. Там же. С.282;
4. Там же. С.282.

☘️🌱☘️

ЧИТАТЬ ЦИКЛ «БИОПОЛИТИКА ФУКО»: