Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Биополитика: противоядие Фуко


Мишель Фуко и Жан-Поль Сартр

Фуко, великий мыслитель, показал нам, как осваивали европейские страны все «приемы» полицейского государства и как им удалось почти незаметно внедрить биополитику в нашу жизнь. 

Каждый день мы убеждаемся, как искусно государство применяет и сегодня практики рационального управления. 

Но есть ли выход из этой ситуации? Будем ли мы слепо следовать предложенным современным государством правилам игры и заранее обрекать себя на поражение? Или у нас есть шанс отыграться? 

 Посмотрим, что приготовил для нас Мишель Фуко.

Итак, государственный разум по-прежнему использует рациональные методики управления, а отдельный индивид в обществе – это ресурс и средство укрепления государства. И никто не застрахован от доведения этого рационализма до абсурда, что приводит к плачевным результатам. Как же совладать с этими «играми разума»? Где границы разума и какую роль он может играть в современности? Вновь вечный вопрос, поставленный Кантом.

Со времен Просвещения практика рационального управления прочно вошла в политическую действительность. Это не значит, что она плоха и ее следует искоренить. Но это значит, что ее следует контролировать, чтобы не допустить повторения печальных уроков истории.

«Власть не есть зло. Власть – это стратегические игры» — говорит Фуко и добавляет:
Проблема не в том, чтобы попытаться растворить эти игры в совершенно прозрачной коммуникации, но в том, чтобы задать себе правовые правила, технологию управления. А также мораль, этос, практику самости, которые позволят играть в игры власти с минимальным по возможности элементом господства и принуждения.
Что же выступает или может выступить элементом контроля?

Ответ Фуко – либерализм.

На самом деле либерализм – это единственный антипод рациональному полицейскому государству. При этом под либерализмом Фуко понимает не теорию, не идеологию, а практику, способ действия.

Либерализм необходимо анализировать как принцип и метод рационализации управленческой деятельности (то есть провести «рационализацию рационализации»). Но при этом рационализация либерализмом предполагает «напоминание» о том, что управление не может быть самоцелью.

Максимизация управления не должна быть его регулятивным принципом. Если в Polizeiwissenschaft главным является принцип государственного интереса, то в либерализме принцип звучит по-другому: «управляют слишком много» (1).

Только критика может помочь избежать риска чрезмерного управления. Именно либеральная рефлексия задает вопрос, насколько необходимо рациональное управление и какую пользу оно приносит. В этом смысле либерализм – инструмент критики прежнего государственного управления. Именно этой его особенностью обусловлена его повторяемость в истории. Его роль – реформировать существующее государственное управление, стремясь ограничить его злоупотребления. Именно поэтому либерализм обнаруживается порой в различных, иногда – просто радикальных, формах.

Важными инструментами либерализма служат экономика и право. Здесь имеется в виду апелляция к классическому антиподу Polizeistaat – Rechtsstaat, правовому государству. Однако мы не имеем возможности детального разбора этого классического противопоставления в данной работе..

Экономика дала важную аргументацию либеральной критике: рынок – в практическом смысле, политическая экономика – в теории. Через Таблицы физиократов Речь идет об «Экономической таблице» (1758) Франсуа Кенэ (1694-1774), получившей дополнительную интерпретацию также в работе Жака Тюрго «(1727-1781) «Размышления о создании и распределении богатств» (1766). и «невидимую руку» Адама Смита Имеется в виду классическая экономическая работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). экономика показала несовместимость между оптимизацией экономического развития и максимизацией управленческих процедур.

Итак, либерализм является тем самым противоядием для отравленной пилюли чрезмерного рационального управления. Как инструмент корректировки действующей государственной политики он неизбежно должен критически оценивать все ее чрезмерные проявления и нещадно их искоренять. В этом Фуко видит долг современного интеллектуала и гражданина – осведомляться о деятельности государства, анализировать полученную информацию и указывать на недостатки. Корректировать и совершенствовать реальность. Это и есть основная задача современности, к которой должен стремиться каждый философ и любой интеллектуал:

Человек – мыслящее существо. Способ, каким он мыслит, связан с обществом, политикой, экономикой и историей. Моя роль (хотя это чрезмерно помпезный термин) состоит в том, чтобы показать людям, что они гораздо свободнее, нежели сами об этом думают; что они считают истинными и очевидными определенные темы, которые сами придумали в какой-то конкретный момент истории, и что такую мнимую очевидность можно критиковать и отменять. Кое-что изменить в сознании людей – вот в чем роль интеллектуала (2).

Именно это считал Фуко своим призванием.

Все мы – живые и мыслящие существа. И реагирую я именно на существующий разрыв между социальной историей и историей идей. Считается, будто историки обществ описывают, как люди действуют без мысли, а историки идей — как люди мыслят без действий. Но ведь все мыслят и действуют одновременно (3).

Одновременно историей действий, разума и систем мысли занимался Фуко — интеллектуальной историей. Но идеи и сюжеты, которые рисует нам интеллектуальная история человечества, всегда актуальны. Реалии сегодняшнего дня предлагают богатую пищу для размышлений современным интеллектуалам, мыслителям, читателям, обывателям…

В следующей публикации мы подведем итоги темы биополитики Фуко и предложим собственное рассуждение о развитии этого концепта в современных декорациях.

Источник:
  1. Рождение биополитики. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 153.
  2. Истина, власть и самость. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 287-288.
  3. Истина, власть и самость. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.3. М., 2006. С. 293.


Читайте предыдущие статьи из цикла: