Страницы

Жемчужины Киевской Руси: Софийский собор и Киево-Печерская Лавра

Киев, Софийский собор
Киев, Софийский собор

Столица Украины Киев известен своими многочисленными памятниками архитектуры XI–XX вв., многие из которых имеют всемирное значение. К числу наиболее выдающихся из них принадлежат Софийский собор и Киево-Печерская лавра, входящие в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Начало их истории восходит к далеким временам крещения Руси

Софийский собор, колокольня

Софийский собор, колокольня

Софийский собор, главный храм Киева

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже Руси. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Святая София в Киеве

Святая София в Киеве


Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.

Софийский собор, крыша

Софийский собор, крыша


В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый РУСЬкий митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: 
«Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век


Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век


Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане...

Макет - реконструкция первоначального облика собора

Макет - реконструкция первоначального облика собора


Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век


Как пишет «Повесть временных лет»*, в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: 
«Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными...» 
Эта древнейшая руськая библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая  школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).
_______________

* «Повесть временных лет» - летописный свод, составленный в Киеве в XI - начале XII века Нестором и другими летописцами, который лёг в основу всего последующего  летописания. Одна из древнейших литературных памятников в истории Украины, древнейшая большая летописная достопримечательность украинского языка.

 «Повесть временных лет» - первый в Киевской Руси памятник, в котором история государства показана на широком фоне мировых событий. Освещает историю восточных славян и княжеской власти, утверждение христианства на Руси, содержит рассказы о возникновении славянской письменности, отражает настроения различных слоев общества.
_______________

Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе

Саркофаг Ярослава Мудрого,
покоящегося в киевском Софийском соборе


Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе

Саркофаг Ярослава Мудрого,
покоящегося в киевском Софийском соборе


За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и князья.московии (московиты).  Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

Святая София, вид сверху

Святая София, вид сверху


В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила*, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини. 
_______________

* Петр Могила (рум. Petru Movilă; 31 декабря 1596 (10 января 1597) - 1 (11) января 1647) - украинский политический, церковный и образовательный деятель. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1633 - 1647), экзарх Константинопольского патриарха. Архимандрит Киево-Печерского монастыря (с 1627). Представитель молдавского боярского рода Могил. Родился в Сучаве, Молдавия. Сын молдавского господаря Симеона Могилы.

Принимал участие в политической жизни Речи Посполитой. Участник Хотинской войны (1620 - 1621). Провел коренную реформу православной церкви и образования в Украине за католическими, иезуитскими образцами. Отец руськой (украинской) теологии. Автор «Требника» (1646), соавтор катехизиса «Православное исповедание веры» (1640). Умер в Киеве, Речь Посполитая. Похоронен в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Местный святой. Канонизирован Украинской православной церковью Киевского патриархата (1996).

Петр Могила

Петр Могила

_____________

Киевский Софийский собор на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)

Киевский Софийский собор на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)


Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны.

Киев. Софийский собор. Гравюра 1740-х гг.

Киев. Софийский собор. Гравюра 1740-х гг.


В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники.

Киев. Софийская площадь. Рисунок К. Мазера. 1851

Киев. Софийская площадь. Рисунок К. Мазера. 1851


Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Дальние углы собора тонут в полумраке

Дальние углы собора тонут в полумраке



В Киеве перед византийскими мастерами была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: им предстояло возвести огромный храм, призванный стать архитектурным символом не только княжеской столицы, но и всего обширного государства, сложившегося на землях Восточной Европы под скипетром киевских князей. Храм должен был служить для торжественных церемоний с участием княжеского и епископского дворов и вмещать большое количество людей. Работы подобного размаха нельзя было осуществить силами одних только приезжих мастеров, а это позволяет думать, что к делу были привлечены и местные строители.

Софийский собор, интерьер

Софийский собор, интерьер


Софийский собор, фреска купола

Софийский собор, фреска купола


Греческие мастера привезли с собой многочисленные канители, карнизы и другие мраморные детали – ведь на украинских землях не было мрамора. Но везти стволы крупных колонн было слишком сложно, и поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн пришлось ставить кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера. Карнизы, парапеты, хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, изготовили из местного сланца (красного шифера), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Кроме шиферных плит, для убранства полов использовались поливные керамические плитки.

Софийский собор, фреска Богоматери

Софийский собор, фреска Богоматери


Влево от главного входа в лавру находится Больничный монастырь с маленькой церковью Св. Николая (конец XVII в.). Этот белоснежный храм завершен синим куполом грушевидной формы с золотыми звездами и изящной маковкой. К северу от Успенского собора высится стройный силуэт пятикупольной церкви Всех Святых на Экономических воротах (1696–1698 гг.). Нижний ее ярус занимает проезд, а верхний – собственно храм. Церковь Всех Святых на Экономических воротах является одним из наиболее ярких образцов украинского барокко.

Ажурная решетка с изображением святых, Царские врата, была изготовлена киевскими мастерами в 1750 году. В Советские времена Царские врата были отправлены на переплавку. Удалось сохранить только несколько фрагментов старинного иконостаса. По рисункам получилось восстановить святыню. На восстановление иконостаса ушло 104 кг серебра. В 2008 году иконостас вернули в Софию Киевскую.

Ажурная решетка с изображением святых, Царские врата, была изготовлена киевскими мастерами в 1750 году. В Советские времена Царские врата были отправлены на переплавку. Удалось сохранить только несколько фрагментов старинного иконостаса. По рисункам получилось восстановить святыню. На восстановление иконостаса ушло 104 кг серебра. В 2008 году иконостас вернули в Софию Киевскую.


Киево-Печерская Лавра, Успенский собор, фрески потолка

Киево-Печерская Лавра, Успенский собор, фрески потолка


Киево-Печерская Лавра, вид сверху

Киево-Печерская Лавра, вид сверху



Киево-Печерская Лавра, дальние пещеры

Киево-Печерская Лавра, дальние пещеры


Ансамбль Ближних пещер, раскинувшийся у подножия холма Верхней лавры, в окружении садов и густых зарослей деревьев и кустарников, является одним из самых живописных уголков Киево-Печерской лавры. Комплекс Ближних пещер также складывался на протяжении веков. Уже в 1-й пол. XI в. тут существовали подземные церкви Св. Антония, Св. Варлаама, Введения во храм, кельи и крипты с захоронениями. Здесь, в частности, погребены Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», художники Алимпий и Григорий, врачеватели Агапит и Дамиан, церковный писатель 1-й пол. XIII в. Поликарп, епископ Владимирский и Суздальский Симон.

Киево-Печерская Лавра, мощи

Киево-Печерская Лавра, мощи


Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета.

Схема расположения сооружений Софийского монастыря. Цифрами обозначены: 1. Софийский собор. 2. Колокольня собора. 3. Дом митрополита. 4. Трапезная (теплая София). 5. Бурса. 6. Брама Заборовского. 7. Южная башня. 8. Братский корпус. 9. Стены. 10. Пекарня. 11. Пристенный корпус.

Схема расположения сооружений Софийского монастыря. Цифрами обозначены: 1. Софийский собор. 2. Колокольня собора. 3. Дом митрополита. 4. Трапезная (теплая София). 5. Бурса. 6. Брама Заборовского. 7. Южная башня. 8. Братский корпус. 9. Стены. 10. Пекарня. 11. Пристенный корпус.