«Русская правда» Ярослава Мудрого - известный нам кодифицированный сборник юридических норм украинского народа (1015-1016 гг.). Из этого видно, как высоко ценилась человеческая честь, осуждались воры и убийцы. Наши предки почитали старших и были милосердными - не вводили смертной казни на Руси. Для всякого преступление существовал штраф, и можно было откупиться деньгами. Самым тяжким из наказаний было изгнание из родной земли - за кражу лошадей и за поджог. Князь Ярослав собирал библиотеку, где находились правовые и политические документы и пытался распространять образование на Руси.
Первый юридический
кодекс «Русская правда» состоит из двух частей:
- I часть - Правда Ярослава (около 1016), которая, среди прочего, включала и правовые установки дохристианских времен;
- II часть - Правда Ярославичей, составленная сыновьями князя Ярослава в Вышгороде (1072), или Краткая и Распространенная Правда.
Правда Ярослава состоит
из трех частей:
- I часть - Статьи об убийстве.
- II часть - Статьи о ранении и обиде.
- III часть - Статьи о нарушении прав собственности.
Оригинал ее не
сохранился, а нормы воспроизведены по более поздним спискам. В этом кодексе
отсутствуют некоторые нормы права. Эта «Правда» является неполным источником
украинского права начале XI века. Например, отсутствуют нормы о правовом
положении прислуги, нормы наследственного права. «Правда» говорит о праве
собственности, но не говорит о собственности на землю и о правовом положении
зависимого населения. Это объясняется тем, что право, его нормы и формы
отставали от эволюции социально-экономической жизни.
«Правда Ярославичей»
возникает в условиях уже развития феодальных отношений, обострение классовой
борьбы и это ответ на восстание населения 60-70 гг. XI в. В дальнейшем
украинские памятники права эпохи Киевской Руси повлияли на дальнейшее развитие
украинского права. «Русская правда» в Киевской Руси делила судопроизводство на
два ведомства:
- 1. Светская.
- 2. Церковное.
Низкой судебной
инстанцией были общественные суды, которые состояли из сельских старшин и
рассматривали незначительные дела. Сложнее обстояли дела, рассматриваемыми с
участием представителей нескольких сел. Решения общественных судов можно было обжаловать в княжеских судах, где заседали сами князья, или посадники или
тиуны.
В процессе участвовали
«ябедники» - нечто вроде официального обвинителя, «метатели» - писари, «истцы» -
следователи. Могли присутствовать «старцы» (которые имели совещательный голос).
Холопов судил сам феодал - землевладелец. Решение суда феодала было
окончательным и не обжаловалось. Церковные суды - это суд митрополита и
владыки. их юрисдикция распространялась на духовенство и церковных людей.
«Русская правда»
впервые официально защищала положение:
- 1. Женщины.
- 2. Жены.
- 3. Матери.
После смерти мужа жена
сохраняла свое имущество и становилась главой семьи Отец имел право делить
имущество только среди сыновей. Боярин - еще и среди дочерей. «Право» защищало
мать, когда дети не хотели ей подчиняться «Детям воли не давать». За убийство
женщины было такое же наказание как и за убийство мужа.
«Преступление» - это оскорбление общества. Это понятие делили на следующие виды:
«Преступление» - это оскорбление общества. Это понятие делили на следующие виды:
- 1. Преступление против князя.
- 2. Преступление против государства.
- 3. Преступление против личности.
- 4. Имущественный преступление.
Наказание по «Русской
Правде» довольно мягкие. Отсутствует смертная казнь. Убийство каралось только
штрафом - часть князю, часть родственникам убитого. «Вора» можно было казнить
на смерть только когда его схватят ночью на месте преступления, или когда он
начинал сопротивляться. Если его схватить и связать, а потом убить, то штраф
тем, кто его загримировал. За убийство богатого штраф вдвое больше, чем за
простого человека.
Существовала специфическая
мера наказания: «поток и разграбление». Это был самый тяжелый вид наказания, а
именно за поджоги, кража, разбой. Преступника вместе с семьей изгоняли из
общины, а дом и имущество уничтожалось, люди причастны к этому, теряли все
права и их старались не принимать другие общины.
Термин «гнать след»
заключался в розыске преступника по свежему следу. Там, где заканчивался
след, и был вор. Если его не находили, то и общество, где «заканчивался
след» - село, какая территория, местность, должна была найти вора. А когда вора
не находили, то им надо было возместить украденное. Вора находили практически
всегда.
«Вор» которого обвиняли
мог заявить о «клевете». Для этого нужно было найти обвиняемого и выставить
«семи послушников» - свидетелей своей порядочности. Иностранец вправе выставить
«двух послушников». Кто не мог найти «послушников», тот шел на «суд Божий». В
делах кражи до двух гривен, вор мог очиститься от подозрения в совершении
преступления «присягой». К шести гривен только «испытанием водой», когда подозреваемого
бросали в воду. Особенность испытания заключалась в том, что испытуемый
признавался «невиновным», если он тонул. Когда реки не было рядом применяли
«испытание раскаленным железом». Если не осталось следов от ожогов, то человек
«невиновен».