Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Серия: История Украины: Русская (РУСЬкая) Правда, их характеристика и значение


"Русская правда" - это наиболее полный кодекс древнерусского феодального права. "Русская Правда" - самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, основной источник познания общественного строя, государства и права Киевской Руси. Имела огромное значение для дальнейшего развития украинского, русского, белорусского, а отчасти и литовского права.

Она является не только обобщением предыдущих правовых кодексов (а именно: первого юридического свода - "Устав и закон русский", который сформировался на основе обычного права, существовавшего у восточных славян еще в догосударственный период, "Устава земляного" - кодекса законов, созданных отцом Ярослава Мудрого - Владимиром), но и в большинстве статей дополнен самым творцем - Ярославом Мудрым. В статьях русской правды говорится об установлении права феодальной властности, не только на землю и угодья, но и на движимое имущество: лошадей, орудий труда и др.

Для скрепления власти в государстве и упорядочение правовых и социальных отношений граждан в княжение Ярослава Мудрого был заключен сборник законов, так называемая Правда Ярослава, составляющий древнейшую часть законов русского (Киевская Русь) права - Русской Правды.

«Русская правда» Ярослава Мудрого - известный нам кодифицированный сборник юридических норм украинского народа (1015-1016 гг.). Из этого видно, как высоко ценилась человеческая честь, осуждались воры и убийцы. Наши предки почитали старших и были милосердными - не вводили смертной казни на Руси. Для всякого преступление существовал штраф, и можно было откупиться деньгами. Самым тяжким из  наказаний было изгнание из родной земли - за кражу лошадей и за поджог. Князь Ярослав собирал библиотеку, где находились правовые и политические документы и пытался распространять образование на Руси.

Первый юридический кодекс «Русская правда» состоит из двух частей:
  • I часть - Правда Ярослава (около 1016), которая, среди прочего, включала и правовые установки дохристианских времен;
  • II часть - Правда Ярославичей, составленная сыновьями князя Ярослава в Вышгороде (1072), или Краткая и Распространенная Правда.
Правда Ярослава состоит из трех частей:
  • I часть - Статьи об убийстве.
  • II часть - Статьи о ранении и обиде.
  • III часть - Статьи о нарушении прав собственности.
Оригинал ее не сохранился, а нормы воспроизведены по более поздним спискам. В этом кодексе отсутствуют некоторые нормы права. Эта «Правда» является неполным источником украинского права начале XI века. Например, отсутствуют нормы о правовом положении прислуги, нормы наследственного права. «Правда» говорит о праве собственности, но не говорит о собственности на землю и о правовом положении зависимого населения. Это объясняется тем, что право, его нормы и формы отставали от эволюции социально-экономической жизни.

«Правда Ярославичей» возникает в условиях уже развития феодальных отношений, обострение классовой борьбы и это ответ на восстание населения 60-70 гг. XI в. В дальнейшем украинские памятники права эпохи Киевской Руси повлияли на дальнейшее развитие украинского права. «Русская правда» в Киевской Руси делила судопроизводство на два ведомства:
  • 1. Светская.
  • 2. Церковное.
Низкой судебной инстанцией были общественные суды, которые состояли из сельских старшин и рассматривали незначительные дела. Сложнее обстояли дела, рассматриваемыми с участием представителей нескольких сел. Решения общественных судов можно было обжаловать в княжеских судах, где заседали сами князья, или посадники или тиуны.

В процессе участвовали «ябедники» - нечто вроде официального обвинителя, «метатели» - писари, «истцы» - следователи. Могли присутствовать «старцы» (которые имели совещательный голос). Холопов судил сам феодал - землевладелец. Решение суда феодала было окончательным и не обжаловалось. Церковные суды - это суд митрополита и владыки. их юрисдикция распространялась на духовенство и церковных людей.

«Русская правда» впервые официально защищала положение:
  • 1. Женщины.
  • 2. Жены.
  • 3. Матери. 
После смерти мужа жена сохраняла свое имущество и становилась главой семьи Отец имел право делить имущество только среди сыновей. Боярин - еще и среди дочерей. «Право» защищало мать, когда дети не хотели ей подчиняться «Детям воли не давать». За убийство женщины было такое же наказание как и за убийство мужа.

Низкой судебной инстанцией были общественные суды, которые состояли из сельских старшин и рассматривали незначительные дела. Сложнее обстояли дела, рассматриваемыми с участием представителей нескольких сел.
«Преступление» - это оскорбление общества. Это понятие делили на следующие виды:
  • 1. Преступление против князя.
  • 2. Преступление против государства.
  • 3. Преступление против личности.
  • 4. Имущественный преступление. 
Наказание по «Русской Правде» довольно мягкие. Отсутствует смертная казнь. Убийство каралось только штрафом - часть князю, часть родственникам убитого. «Вора» можно было казнить на смерть только когда его схватят ночью на месте преступления, или когда он начинал сопротивляться. Если его схватить и связать, а потом убить, то штраф тем, кто его загримировал. За убийство богатого штраф вдвое больше, чем за простого человека.

Существовала специфическая мера наказания: «поток и разграбление». Это был самый тяжелый вид наказания, а именно за поджоги, кража, разбой. Преступника вместе с семьей изгоняли из общины, а дом и имущество уничтожалось, люди причастны к этому, теряли все права и их старались не принимать другие общины.

Термин «гнать след» заключался в розыске преступника по свежему следу. Там, где заканчивался след, и был вор. Если его не находили, то и общество, где «заканчивался след» - село, какая территория, местность, должна была найти вора. А когда вора не находили, то им надо было возместить украденное. Вора находили практически всегда.

«Вор» которого обвиняли мог заявить о «клевете». Для этого нужно было найти обвиняемого и выставить «семи послушников» - свидетелей своей порядочности. Иностранец вправе выставить «двух послушников». Кто не мог найти «послушников», тот шел на «суд Божий». В делах кражи до двух гривен, вор мог очиститься от подозрения в совершении преступления «присягой». К шести гривен только «испытанием водой», когда подозреваемого бросали в воду. Особенность испытания заключалась в том, что испытуемый признавался «невиновным», если он тонул. Когда реки не было рядом применяли «испытание раскаленным железом». Если не осталось следов от ожогов, то человек «невиновен».