Пирамиды Куша в Мероэ, датируемые примерно 300 г. до н.э. – 350 г. н.э., заметно меньше своих египетских аналогов, но обладают неповторимой элегантностью. Высота этих стройных сооружений варьируется от 6 до 30 метров (от 20 до 100 футов), а ширина основания обычно составляет от 6 до 12 метров (от 20 до 40 футов). Эти стройные сооружения возвышаются под крутым углом почти в 70 градусов. Построенные из блоков песчаника и первоначально увенчанные небольшими пирамидиями, перед каждой пирамидой располагалась скромная погребальная часовня, украшенная рельефами, изображающими усопшего в присутствии богов.
Несмотря на скромные размеры, их чёткие силуэты и огромное количество (более двухсот по всему региону) придают некрополю Мероэ торжественное величие, свидетельствуя о непреходящем наследии кушитских царей и цариц. Хотя эти пирамиды визуально отличаются от своих египетских аналогов (более крутые, как правило, меньше и имеют изящные вершины), они служили схожей цели: подтверждать божественный статус правителя и обеспечивать безопасный проход в загробную жизнь.
👁️⃤ 🌿 Зачем кушитам нужны были пирамиды?
В религиозном отношении кушиты переняли большую часть египетского пантеона. Амон , великое фиванское божество, пользовался особым почитанием, и храм в Гебель-Баркале считался его истинной южной родиной. Поклонялись таким богам, как Осирис, Исида, Гор и Анубис, а верования в загробную жизнь отражали египетскую доктрину, включая суд перед Осирисом и использование погребальных статуэток. Однако наряду с этой преданностью кушиты сохраняли и развивали свою собственную духовную идентичность. В поздний мероитский период мы видим рост уникальных нубийских божеств, в первую очередь Апедемака, львиноголового бога войны, у которого не было египетского эквивалента. Могущественные царицы и царицы-матери (известные как Кандаки) также играли как религиозную, так и политическую роль, намекая на более древние, возможно, матрилинейные традиции. Хотя искусство и ритуальные формы оставались в значительной степени «египетизированными», появление мероитского языка и письменности свидетельствует о цивилизации, все более уверенной в своем собственном голосе.
👁️⃤ 🌿 Для кого были построены пирамиды?
Наше понимание того, кто был похоронен в этих пирамидах, основывается на совокупности надписей, архитектурных особенностей и погребального инвентаря. На многих часовнях имена и титулы, написанные иероглифами или более поздним мероитским письмом, позволяют идентифицировать усопших. Погребальный инвентарь, включая ушебти, жертвенные столы и иногда саркофаги с надписями, также помогает в идентификации. Эти надписи и ритуалы отражают глубокое уважение к египетской религиозной традиции. Заимствование кушитами пирамид, особенно после завоевания ими Египта, было больше, чем архитектурным подражанием, это было политическим и духовным заявлением. Строительство пирамид связывало кушитских монархов с древней концепцией божественного царствования и воскресения. В то же время их уникальный стиль — с подземными гробницами, доступ к которым осуществлялся по лестницам, и внешними часовнями, — придавал сооружениям отчетливо нубийский характер.👁️⃤ 🌿 Хатор кормит кушитскую царицу Нефрукакашту
Позолоченный серебряный амулет изображает кушитскую царицу Нефрукакашту, которую обнимает и кормит богиня, вероятно, Хатхор. Нубийский, период Напаты, правление Пианхи (Пие), ок. 743–712 гг. до н. э. Из Эль-Курру, Ку 52 (гробница царицы Нефрукакашты).Скульптура «Хатор, кормящая грудью царицу Кушитов Нефрукакашту» – захватывающий образец египетского искусства, особенно периода XXV династии (около VIII века до н. э.), когда Египтом правили кушитские цари из Нубии (современный Судан). Этот период иногда называют династией Кушитов, или «чёрными фараонами», из-за африканского происхождения правителей. Отношения между Египтом и Кушем были основаны на взаимном уважении и влиянии, что часто отражается в подобных произведениях искусства.
Богиня носит головной убор в виде коршуна и корону, состоящую из диадемы с бычьими рогами и солнечного диска. Над царицей летает коршун-защитник, опираясь лапой на её королевскую кобру-уреус .
Хатхор часто изображается как богиня-корова, ассоциирующаяся с материнством, музыкой и любовью. В этой сцене Хатхор изображена кормящей и обеспечивающей пропитание царицы, что отражает её заботливые и божественные качества.
Это произведение искусства важно, поскольку оно подчёркивает глубокую связь между египетскими и нубийскими (кушитскими) королевскими семьями в тот период, демонстрируя символический и физический обмен между культурами. Изображение кушитской царицы Нефрукакашты, вероятно, связано с её царским статусом и связью с египетскими божествами, связывая её правление с божественной защитой и плодородием.
Несмотря на своё величие, сохранилось сравнительно мало мумий. Разграбления в древности и с течением времени оставили большинство гробниц потревоженными. В Нури, в пирамиде царя Тахарко, были обнаружены фрагменты его саркофага и религиозные сцены, расписанные на стенах погребальной камеры, но не его тело. Аналогичным образом, гробница царя Аспелты содержала богатый погребальный инвентарь, включая канопы и надписи с его именем, хотя хорошо сохранившейся мумии не было. В нескольких гробницах были найдены фрагменты костей и тканей, что свидетельствует о существовании какой-то формы мумификации, хотя и не всегда столь же развитой, как в Египте.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Еgypt-museum,
«Kushite Pyramids»
👁️⃤ 🌿 По теме: