Страницы

Кембрийский мир, часть 14: Динокариды против трилобитов

Кембрийский мир

Кембрийский мир


Динокариды в кембрийский период (541-485 миллионов лет назад) являлись самыми успешными хищниками и истинным «лицом» эпохи. Находясь на вершине пищевой пирамиды и достигая, пусть и в духе своего времени скромных, но всё же исчисляемых десятками сантиметров размеров, они воплощали наиболее удачные из доступных на тот момент решений Тем не менее «Визитной карточкой» раннего палеозоя справедливо считаются трилобиты, образовывавшие в то время огромную биомассу.

О динокаридах речь уже заходила, но ещё раз заострить внимание на важнейших чертах данной группы всё равно стоит. Это были странные существа, скорее близкие к членистоногим, чем относящиеся к этому типу. И главная проблема заключается не в эффектных щупальцевидных придатках, видимых на заглавной картине, по совпадению (случайному, там должен быть общий вид кембрийского моря, но подходящие картинки у меня кончились) изображающей аномалокариса. Такие встречались и у древних членистоногих. Проблема в плоских гребных конечностях вдоль тела. Это не изменённые ноги. Нет оснований полагать, что ноги у динокарид вообще когда-либо были. А членистоногие же и название получили благодаря ногам.

К успеху «ужасных креветок» привело сочетание хорошей приспособленности к плаванию с наличием обеспечивающего защиту и вооружение твёрдого панциря. В некий очень ранний момент — ещё в венде — их предки отказались от передвижения по дну в пользу господства в толще воды. Хордовые обладали аналогичными задатками, но не располагали ещё каким-либо оружием. Плавание, причём по меркам кембрия быстрое, открывало для хищников массу ценных возможностей. Развив зрение, динокариды обрели способность прочёсывать обширную площадь в поисках подходящей добычи.

Ортозанкл. Кембрийский мир

Ортозанкл. Кембрийский мир


Ортозанкл — небольшое, менее сантиметра в длину, животное, условно относимое к типу моллюсков, но, скорее, ведущее род ещё от общих предков моллюсков и кольчатых червей. Его покрытый иглами панцирь не был минерализован, что характерно для членистоногих. Тело, как у кольчатых, имело признаки метамерии, — деления на сегменты. Однако, двигался и крепился к субстрату ортозанкл с помощью обычной для улиток мускулистой ноги, хотя признаки радулы не обнаружены. Поглощать, видимо, это животное могло лишь жидкую пищу — бактериальную плёнку. Любопытно также, что иглы являлись полыми и едва ли достаточно жёсткими для полноценного выполнения защитных функций. Не был прочным и панцирь. Нельзя исключить, что на случай нападения это малоподвижное существо располагало некими скрытыми резервами. Вроде яда.

Памбделурион. Кембрийский мир

Памбделурион. Кембрийский мир


Памбделурион — достаточно крупная (30 сантиметров) динокарида, выделяющаяся среди прочих представителей этого класса не столько внешностью, сколько образом жизни. Её покрытые длинной щетиной хватательные придатки работали, как сеть, выцеживающая мелких плавающих животных. То есть, памбделурион охотился в толще воды, что для кембрийской эпохи само по себе не было характерным. Во времена, когда фотосинтез осуществлялся на дне, там же оказывалась сосредоточена и львиная доля пищевых ресурсов. Однако, присутствовал уже и зоопланктон, основу которого составляли питающиеся бактериями мелкие членистоногие и разносимые течениями личинки. Памбделурион, впрочем, питался не самим микроскопическим планктоном, а мелкими его потребителями. На добычу более пары сантиметров в длину это существо едва ли реагировало. Рот данной динокариды был довольно велик по отношению к её размеру, но не оборудован режущими пластинами. То есть, памбделурион хватал лишь тех, кого мог проглотить целиком.

Парадоксоид. Кембрийский мир

Парадоксоид. Кембрийский мир


Парадоксоид — кембрийский трилобит, интересный в двух отношениях. Во-первых, он был крупным (до 30 сантиметров) существом. Во-вторых, он хищничал. Как минимум, это касалось взрослых парадоксоидов. Поиск добычи, которой являлись преимущественно мелкие трилобиты, но при случае и вообще любое не слишком шустрое и не располагающее твёрдым минерализованным панцирем донное существо, вёлся ощупью, с помощью усиков. Хотя и зрением парадоксоид обладал неплохим. Однако, на дне, где каждое движение поднимало муть, пользы от глаз на охоте было немного… Трилобиты не располагали клешнями, которыми жертву можно было бы схватить и притянуть к челюстям. Парадоксоиду приходилось надвигать свою плоскую голову на потенциальную, активно пытающуюся сбежать пищу. А под головой трилобитов располагались видоизменённые, приспособленные для выполнения работы челюстей передние конечности. Инструмент, кстати, отнюдь неплохой, если сравнивать его с внутренними, расположенными во рту плоскими «зубами» динокарид. Таким образом, испытывая серьёзные затруднения с самим процессом охоты, парадоксоид навёрстывал упущенное, применяя прогрессивную технику поедания. Трилобит мог кусать жертву, независимо от её размера, отрывая и измельчая наружными челюстями отдельные её части.




Igor Krai (Игорь Край)


Кембрийский мир:

Часть-1 Часть-11
Часть-2 Часть-12
Часть-3 Часть-13
Часть-4 Часть-14
Часть-5 Часть-15
Часть-6 Часть-16
Часть-7 Часть-17
Часть-8 Часть-18
Часть-9 Часть-19
Часть-10