Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Кембрийский мир, часть 10: Гребневики, иглокожие, черви

Кембрийский мир

Кембрийский мир


Типичной, обязательной частью обитателей дна морей в кембрийский период (541-485 миллионов лет назад) являлись представители типа иглокожих. Иглокожие — это стабильность. Однажды заняв своё место в биосфере они уже не уступали его никому, но и на чужие владения не претендовали. На продолжение всего фанерозоя распространённость и роль этих животных практически не менялись.

Иглокожие — существа необычные. Очень далёкие по строению от прочих обитателей планеты. Только для них характерна (но не обязательна) пятилучевая симметрия тела и амбулакральная система — гидравлический привод органов движения, использующий в качестве рабочей жидкости забортную воду. Панцирь иглокожих сильно минерализованный, как у моллюсков, но не цельный, а состоящий из отдельных пластинок. Тонких, и по-этому часто усиленных иглами и даже хитро устроенными гидравлическими манипуляторами с крошечными клешнями.

Проявились — как достаточно многочисленные и узнаваемые обладатели вышеперечисленных особенностей — иглокожие, впрочем, не сразу, а лишь к середине кембрия. Возникновение же этой ветви методом молекулярных часов датируется промежутком времени между (по разным данным) 900 и 550 миллионами лет назад. Тогда происходит разделение линий полухордовых и иглокожих. То есть, позвоночным и человеку морские звёзды приходятся, пусть дальней, но роднёй. Когда-то вторичноротые червеобразные твари не смогли договориться и расползлись в разные стороны: часть обзавелась хоботком с упругой основой — нотохордом, другая же… желала чего-то странного. Настолько странного, что спустя бездну времени приобрела черты иглокожих. Находки, позволяющие пролить свет на процесс формирования данного типа животных, к сожалению, пока отсутствуют.

Ксаниоаск. Кембрийский мир

Ксаниоаск. Кембрийский мир


Ксаниоаск — представитель типа гребневиков, известного со среднего кембрия и процветающего ныне. Родственные связи гребневиков долго оставались загадкой, и лишь молекулярные исследования доказали… отсутствие таковых. То есть, гребневики не имеют с остальными животными общего многоклеточного предка. А значит, появились они, скорее всего, даже не в эдиакарии, а раньше… По сути же, это просто «параллельные» медузы, плавающие не за счёт сокращений купола, а благодаря работе ресничного эпителия расположенного на выступающих гребнях. Подобный способ плавания был характерен в далёком прошлом для некоторых ещё не имеющих обособленной мышечной ткани вендобионтов, а в наше время, помимо гребневиков, лишь для существ микроскопических. Современные гребневики, как и их кембрийские предки — хищники, заглатывающие планктон в толще воды. Сами же они практически не имеют врагов. Вооружение в виде стрекательных клеток у этих животных отсутствует. Гребневики, просто, не являются привлекательной добычей, так как, с точки зрения прочей фауны, их студенистая плоть питательных веществ почти не содержит. Слишком уж чуждая для животных с обычным метаболизмом это форма жизни.

Ктеноимбриката. Кембрийский мир

Ктеноимбриката. Кембрийский мир


Ктеноимбриката — довольно странное кембрийский предствитель иглокожих. Странный, потому что примитивный. Близкий ещё к общим червеобразным предкам иглокожих и хордовых. Симметрия ктеноимбрикаты двухсторонняя, а не радиальная, как принято в наше время. Тем не менее, это животное уже имело остальные признаки типа: было покрыто чешуйчатым известковым панцирем, усиленным иглами, и двигалось по дну с помощью покрывающих нижнюю его поверхность амбулакральных ножек. По мерками кембрия, оно должно было считаться растительноядным, так как питалось верхним слоем ила, в котором плодились цианеи. Как следствие, торопиться иглокожему было некуда. Работа амбулакральной системы позволяла переместиться на несколько метров в день (да, это плохой способ передвижения), но в реальности ктеноимбриката едва ли когда-то развивала столь высокую скорость. Ведь, бактериальная плёнка имелась практически везде, и прежде чем двигаться дальше, всю её предстояло слопать.

Кутенайсколекс. Кембрийский мир

Кутенайсколекс. Кембрийский мир


Кутенайсколекс — кольчатый, многощетинковый червь, попавший в список в связи с эффектной наружностью (эффект, впрочем, несколько смазывается, если знать, что длина существа составляла 3 сантиметра). А также дабы подчеркнуть важность червей в кембрийской фауне. Кольчатые черви не бедствуют и сейчас, но в то время они не были ещё устаревшим типом, — выше них, но не на много выше, стояли лишь членистоногие, хордовые и моллюски. Кутенайсколекс, судя по строению тела, был активным ползающим существом, ведущим, скорее всего, ночной образ жизни. То есть, покидающим укрытия для питания (питался он детритом) в период, когда зрение бесполезно. Ночью в кембрийском море наступало частичное перемирие. Членистоногие, находившиеся тогда на вершине пищевой пирамиды, не даром обзавелись сложными и совершенными глазами. Добычу они обнаруживали визуально, — по движению. Наличествовали, конечно, и хищники других типов, полагавшиеся на осязание, но их-то кутенайсколекс надеялся переиграть. Длинные усы обеспечивали ему отличный обзор, и ползать он мог в случае необходимости достаточно быстро.




Igor Krai (Игорь Край)


Кембрийский мир:

Часть-1 Часть-11
Часть-2 Часть-12
Часть-3 Часть-13
Часть-4 Часть-14
Часть-5 Часть-15
Часть-6 Часть-16
Часть-7 Часть-17
Часть-8 Часть-18
Часть-9 Часть-19
Часть-10