Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Великая зелёная стена


В нашем понимании Китай чётко ассоциируется с ужасающей экологией. Уничтоженные почвы, загрязнённые реки, отравленный воздух… Смог, накрывающий китайские города, учёные так и вовсе сравнивают с ядерной зимой. Проблемы стали столь серьёзными, что вынудили китайские власти пойти на беспрецедентные шаги. Были приняты экологические программы, по своим масштабам не имеющие аналогов во всём мире. К примеру, на конец прошлого года мощности установленных в КНР ветряных электростанций достигли невероятных 115 гигаватт (для сравнения: вся установленная мощность российских электрических станций составляет 219 ГВт). Идущие по этому показателю на втором месте США имеют в активе мощность в два раза меньше – «лишь» 66 гигаватт. Но куда показательнее другое: в 2005 году ветряных мощностей в Китае был всего 1 ГВт против 9 ГВт у США. Сегодня же мы поговорим о другом, но не менее амбициозном экологическом проекте – Зелёной китайской стене.

«Даже после смерти мы не покинем этих мест», – более 30 лет назад такую клятву, находясь в строительном бараке среди песков пустыни Маоусу, произнесли Ши Гуанъинь, крестьянин из уезда Динбянь в Северо-Западном Китае, и шестеро его лучших друзей. Продав своего мула и овец, Ши Гуанъинь на подрядной основе взял 230 гектаров пустынных земель, чтобы засадить их деревьями. Окружающие не понимали его, считая деревья в пустыне мечтой идиота. Однако спустя несколько лет, когда там и в самом деле появилась первая зелень, к группе Ши Гуанъиня примкнули новые люди – с пустыней решили бороться уже целых 127 семей.

Хотя неудачи следовали одна за другой, и многие деревья погибали, упорство людей дало поразительные результаты. Более чем за 20 лет Ши Гуанъинь и его команда на южной окраине Маоусу сумели создать зелёную полосу протяжённостью свыше 100 км. Там же, среди лесов, сегодня покоится и прах единственного сына Ши Гуанъиня, погибшего в 2008 году в ДТП при перевозке саженцев деревьев.

В ноябре 1978 года правительство Дэн Сяопина, всегда очень чувствительное к инициативам «снизу», принимает решение, которое впоследствии кардинально изменит судьбу миллионов людей в районах «Саньбэй» («Трёх северов» – Северо-Восточного, Северного и Северо-Западного Китая). Разработанная властями программа предполагает создание лесозащитных полос вдоль окраин четырёх крупнейших в Китае песчаных массивов и восьми пустынь. Ситуация в этих районах на тот момент ужасает: ежегодно ветровой эрозией опустынивается 156 тысяч гектаров земель – пески поглощают территорию, равную по площади двум Сингапурам.

В 1989 году «великий архитектор китайских экономических реформ» Сяопин запишет на листке бумаги несколько иероглифов. В переводе на русский они будут означать: «Зелёная Великая китайская стена». Так будущие лесозащитные полосы, протянувшиеся на тысячи километров вдоль трёх районов Китая параллельно Великой Китайской стене, получат своё название. Но если древнее сооружение защищало Китай от северных варваров, то новый проект был призван защитить его от песчаных бурь. Поэтому сами китайцы называют зелёную стену ещё и фигурально – «Укрощением Жёлтого Дракона».

Китай является страной древней земледельческой традиции и до сих пор остаётся крупным производителем сельскохозяйственной продукции, занимая ведущие позиции в производстве зерновых, мяса, хлопка, семян рапса, фруктов, листового табака, чая, шерсти, соевых бобов, сахарного тростника и джута. Современное развитие сельского хозяйства связано с высокой интенсивностью использования почв, что быстро лишает их питательных веществ, нарушает структуру и в конечном итоге снижает устойчивость к эрозии. Поверхностный слой вымывается осадками, высыхает и уносится ветром. Ежегодный ущерб от высушивания почв в Китае оценивается в восемь миллиардов долларов.

Уменьшению растительного покрова способствуют также выпас скота и вырубка лесов. Уже к моменту образования КНР в 1949 году площадь лесов составляла всего 8% от территории страны. Но затем и эта цифра сократилась – при индустриализации возникла потребность в топливе, и проблема была решена за счёт увеличения вырубки лесов. Быстрое развитие промышленности негативно повлияло на экологическую ситуацию, особенно в северных провинциях. Там расположились угле- и нефтедобывающие предприятия, большая часть нефтеперерабатывающих заводов и металлургических баз, предприятия бумажной промышленности. По ряду данных, около 70% металлургических производств вообще не имело очистных сооружений.

Возросшее потребление воды для промышленности, сельского хозяйства и населения ещё больше усугубило процесс опустынивания. Строительство большого количества артезианских скважин и речных плотин привело к снижению водоносности китайских рек и спаду уровня грунтовых вод. А следствием вырубки 85% лесов в бассейне реки Янцзы стало наводнение огромной разрушительной силы в 1998 году. В отчётах Правительства Китая было признано, что способность лесов сохранять и сдерживать воду стоит в три раза дороже, чем доход от вырубленных лесов.

Сейчас пустыни занимают 28% территории Китая, и их наступление продолжается. По оценкам, страна ежегодно теряет около 1200 км2 полезных земель, а последствия опустынивания, так или иначе, ощущают на себе 400 миллионов человек. Средняя температура воздуха в крупных китайских городах повысилась на несколько градусов, воздух перестал быть прозрачным и имеет посторонние запахи. Очень часто китайцы страдают от азиатских пыльных бурь, особенно население территории северного Китая, которая является наиболее плотно заселённой, имеет засушливый климат и прилегает непосредственно к пустыням. От китайских пыльных бурь страдают и соседние страны – Корея и Япония, в которых они приводят к грязевым дождям и засорению рек. Пыльные бури, которые китайцы поэтически называют «жёлтыми драконами», бывают настолько сильны, что пыль из Китая находят даже на западном побережье США. 

Создание Великой зелёной стены и призвано снизить все эти проблемы. Проектом, реализация которого запланирована до 2050 года, предусмотрено насаждение защитного пояса из деревьев, трав и кустарников длиной 4480 км и шириной около 100 км. Деревья будут задерживать движение ветра и песка, а корни – укреплять структуру почвы и препятствовать её эрозии. Запланированная площадь зелёного пояса составляет 350 тыс. км2 – это сопоставимо с площадью всей Германии.

Поскольку среднегодовой уровень осадков в этих регионах составляет менее 200 мм, то при выборе растений приходится руководствоваться такими их характеристиками как быстрый рост и устойчивость к песчаным бурям. Поэтому основу посадок составляют быстрорастущие неприхотливые тополя и тамариски. Однако монокультурный лес отличается повышенной уязвимостью к вредителям и заболеваниям, поэтому в посадки дополнительно вводятся кустарники и другие породы деревьев. Впоследствии для озеленения планируется использовать и генетически модифицированные или клонированные тополя.



За высаженными в Китае деревьями жители тщательно следят. Например, стволы тополей покрывают специальным составом для защиты от вредителей и солнца.


Для посадки применяются две технологии озеленения. Традиционный метод, используемый с самого начала кампании, предполагает срытие песчаных дюн и выравнивание земли экскаваторами и бульдозерами, после чего растения высаживаются вручную. Новый технологичный метод предполагает использование авиации, когда с летящего самолёта сбрасываются семена, находящиеся на первой стадии созревания в шариках из суглинка с добавлением питательных веществ. В ходе проекта «Зелёная стена» этот метод был выведен Китаем на рыночный уровень, и таким способом были озеленены уже более 1000 км2. Помимо лесов Зелёная стена включает и пахотные земли и пастбища с восстановленным травяным покровом. Также в ближайшие годы планируется озеленение горных склонов.

Для скорейшей реализации проекта в Китае принимаются и дополнительные сопутствующие меры. Так, в 1981 году был принят закон, обязывающий всех граждан в возрасте от 11 до 60 лет ежегодно высаживать от трёх до пяти новых деревьев. Если по каким-либо причинам посадка деревьев невозможна, то необходимо выполнять работы по обрезке и культивации деревьев. Нежелающие собственными руками сажать деревья платят соответствующий налог. Кроме того, ежегодно 12 марта, в день Праздника посадки деревьев, в Китае почти треть населения выходит сажать деревья. За 30 лет праздника активисты посадили 50 миллиардов деревьев. Только в 2013 году в добровольной лесопосадке по всей стране приняло участие более 600 миллионов китайцев, в результате чего было высажено более 2,5 миллиардов деревьев на площади в 6 миллионов гектаров. В особенно засушливых районах севера за посадку кустов и деревьев фермерам выплачиваются деньги.



Есть среди китайских лесников-добровольцев и свои рекордсмены, имена которых сегодня известны во всём мире. Один из них – безногий ветеран китайской разведки Ма Саньсяо. Ежегодно в провинции Хэбэй он высаживает более трёхсот деревьев. Благодаря его стараниям за десять лет бывший голый склон холма Тайсин зарос и превратился в настоящий лес из более чем трёх тысяч деревьев. Ма Саньсяо придерживается правила: «Ноги есть не у каждого человека, но цель в жизни должна быть у всех». Прославились своим трудом и двое друзей – Цзя Хаикса и Цзя Вэньци, один из них слепой от рождения, а у другого ампутированы обе руки. Однако, несмотря на это и свой солидный возраст, за 12 лет они вместе посадили более десяти тысяч деревьев. «Кое-что у нас действительно получилось, – говорят они. – Мы твёрдо стоим на своих ногах. Хотя мы и едим одни лишь булочки, в наших сердцах царит мир».

В 2003 году в ходе реформы предприятий лесной промышленности в Китае были приняты законы, согласно которым площади лесных районов могут быть переданы в аренду крестьянам. При этом крестьянин считается собственником тех деревьев, которые он посадил на этой земле. Эти участки крестьяне могут не только обрабатывать, но и передавать своё право пользования другим лицам или фирмам. Эта реформа дала крестьянам стимул вкладывать средства в насаждение лесов. Однако участок не может использоваться по другому назначению кроме заготовки древесины. Также действует закон, полностью запрещающий выпас скота в находящихся под угрозой областях.

На данный момент Зелёная стена располагается на территории тринадцати провинций, занимая площадь более 26,5 миллионов гектаров (265 тысяч м2), что больше площади Великобритании. Если все эти деревья высадить в одну линию с интервалом в 3 метра, то можно опоясать Землю по экватору 2300 раз. Благодаря защитным посадкам в целом нейтрализован процесс опустынивания более чем 20% территории северных регионов, свыше 40% территории, подвергающейся эрозии почвы, взято под контроль. По данным Государственного управления лесного хозяйства, если в конце 1990-х годов площадь опустыненных и страдающих от опустынивания земель увеличивалась ежегодно на 3436 км2, то к 2004 году цифра сократилась до 1300 км2, а к настоящему моменту – до 1200 км2. За 35 лет действия проекта площадь лесов Китая увеличилась почти вдвое и составила свыше 1 750 000 км2.


Исследование учёными из Института географических наук и исследований природных ресурсов Китая спутниковых изображений, индекса качества воздуха и пылевого индекса позволило определить, что песчаные бури в защищённых лесопосадками северных районах страны стали образовываться значительно реже. По подсчётам, уже высаженные леса задерживают около 200 миллионов тонн песка в год. Некоторые области, где раньше жители были вынуждены каждый день очищать дома от песка, сейчас вновь пригодны для жизни, а пыльные бури стали значительно менее губительными. Сокращение площади пустынь также улучшает качество атмосферы в городах Северного Китая. По данным Пекинского управления по делам садово-парковой архитектуры и озеленения, благодаря озеленению в китайской столице в восемь раз снизилось количество песчано-пыльных бурь по сравнению с данными 1950-х годов и существенно улучшилось качество воздуха. А увеличение лесо-травяного покрова в соседних с Пекином и Тяньцзинем районах составило 20% по сравнению с показателем 2004 года.

В настоящее время проект планируется продолжать до 2074 года. При этом к 2020 году по всей стране планируется увеличить площадь лесов на 40 миллионов гектаров, что означает увеличение достигнутого ежегодного объёма высадки деревьев ещё на 1 миллиард. Управление лесного хозяйства КНР планирует для выполнения данной задачи каждый год мобилизовывать около 650 миллионов человек (примерно половина всего населения). Таким образом в ближайшие десять лет будет посажено 26 миллиардов деревьев.



Два таких разных Китая – грязный промышленный и зелёный экологический – на фоне огромного ветропарка.

Взявшийся за свою экологию Китай, по всей видимости, постепенно будет сокращать внутреннее промышленное и сельскохозяйственное производство и осваивать внешние территории. Как когда-то западные компании разворачивали свои предприятия в Китае, так теперь и Китай будет разворачиваться в других странах. Наиболее привлекательными для него в этом плане выглядят страны Африки.

Еrazvitie