Кто
же такие меннониты?
В качестве первых ассоциаций – бородатые люди в
черном с надвинутыми на глаза широкополыми шляпами, передвигающиеся
исключительно на конных повозках. Несколько фильмов, в том числе оскароносный
"Свидетель" с Гаррисоном Фордом в главной роли, принесли славу
общинам, где живут меннониты, сделав их довольно популярным аттракционом в
Северной Америке. Но большинство меннонитов все же не такие.
МЕННОНИТЫ, протестантская деноминация, основанная К. Гребелем (1489–1526) в 1525 в Цюрихе в ходе швейцарской Реформации и официально признанная в Голландии в 1533. Получила название по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1492–1559), присоединившегося к движению в 1536. Первоначально именовались анабаптистами, т.е. перекрещенцами (нем. Wiedertufer), поскольку отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых. В настоящее время их называют в Голландии Doopsgezinde ("сознательно крестящимися"), а в других странах – меннонитами. Во всем мире их численность, включая детей, составляет более 700 тыс. человек.
Технологии прошлых
веков утеряны сегодня. Почему сегодня потеряны технологии прошлых веков - можно
уже не спрашивать! Отмотаем назад примерно 200 лет. Меннониты Украины XVIII-XX
вв. Когда-то рядом с нами жили потомки древних фламандцев. Они ушли. Их некогда
"земной рай" достался нам. Добротные постройки, аккуратные улочки,
великолепные сады, успешные предприятия... Нам досталось все, чем славились
удивительные меннонитские поселки в окрестностях Александровска-Запорожья.
Historical Rehab of Ukraine-Ruthenia
|
Одним из главных
постулатов меннонитов, кроме традиционных для большинства протестантов крещения
по вере, безусловного доверия Библии и символического понимания евхаристии,
является их особая социальная позиция. Меннониты традиционно отрицали судебные
тяжбы, присягу и особенно военную службу, что делало их врагами не только господствующей
церкви, но и государства. Во многом это стало причиной 300-летних скитаний
меннонитов. Многие из них вместе с вождем перебрались в Германию, ставшую для
них второй родиной. Отстаивая идею непротивления злу, меннониты искали землю,
где они могли бы жить, прилежно работать и верить так, как этого хотели.
С восхождением на
российский престол императрица Екатерина II (урожденная немецкая принцесса
Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская) согласно манифестам 1762 и 1763
годов разрешила всем иностранцам "в империю нашу въезжать и селиться, где
только пожелают…" с целью скорейшего освоения «наивыгоднейших к населению
и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно
остающихся», недра которых "скрывают неисчерпаемые богатства разных металлов»,
где много «лесов, рек и озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к
размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность
великая…"
К тому времени
самостоятельность Украины была полностью уничтожена Петром I, а возникшая Новая
Сечь в 1775 году разгромлена Екатериной II. На картах бывших запорожских
вольниц, Причерноморья, Крыма и Волыни стали появляться нехарактерные для
Украины названия: Баден, Блюменфельд, Ватерлоо, Гросс-Либенталь, Клейнендорф,
Либенау, Люксембург, Мюнхен, Найфельд, Рорбах, Страсбург, Фридрихфельд,
Цюрихталь, Эльзас…
Черниговщина стала
первой губернией Украины, принявшей переселенцев из Франкфурта-на-Майне (1767
г.), которые основали пять земледельческих и одну ремесленную колонии. Рядом с
ними поселились меннониты из Нидерландов. В низовьях Днепра возникла шведская
колония (1781 г.). Спустя шесть лет под Елисаветградом поселились немецкие
переселенцы, основавшие колонию Альт-Данцин (1787 г.). В районе Хортицы
возникли меннонитские колонии Кронсвейде, Нейенбург, Нейендорф, Розенталь,
Шенвизе (современная территория Запорожского автомобильного завода), Шенгорст,
Эйнглаге. Вблизи Екатеринослава поселились немецкие лютеране (Йозефсталь) и
католики (Ямбург)…
Хортицкий меннонитский
округ находился на турритории Александровского и Екатеринославского уездов
Екатеринославской губернии и включал в себя в конце 19в. 18 колоний.
Большое плановое
поселение немецких крестьян во времена Екатерины II началась в 1763 и
продолжалась до конца шестидесятых годов 19-го века, то есть около 100 лет.
1789-1840 гг. по приглашению Екатерины II прошла вторая крупная эмиграция
меннониты из Данцига / Пруссии, южной и юго-западной Германии - около 2 тысяч
человек на территорию Хортицы - образовался ряд немецких меннонитских колоний
Хортицкой волости - Кичкас (Эйнлаге), колония Хортица (Chortitza), Розенталь
(Rosenthal 47°51′18″ пн.ш. 35°00′53″ сх.д.), Шенвизе...
Увы, теперь они мало
похожи на те образцовые деревушки колонистов. Но взглянуть на остатки меннонитского
"рая" можно и сегодня. Например, на территории одной из окраин
современного Запорожья – Верхней Хортице. Здесь за каких-то три-четыре часа
можно прогуляться по сразу двум бывшим меннонитским поселкам – Хортица и
Розенталь.
А также размещались
меннониты в непосредственной близости от Одессы, Бессарабии, Крыму и на Южном
Кавказе. В общей сложности 181 сел-материнских колоний были сформированы в этих
областях. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и
непротивленчества — меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются
брать в руки оружие.
1835 год. Украина -
Хортицкий округ (Chortitza), вследствие увеличившегося населения, стал
нуждаться в земле; ему отвели новый участок в 9492 десятины в Александровском
уезде, и в течение 1836-1852 гг 145 молодых семейств устроили 5 новых колоний,
которые в 1852 г. были окончательно отделены от хортицкого окружного управления
и образовали третий меннонитский округ, названный Мариупольским.
Меннониты приезжали на
лошадях, со своими повозками, стадами животных; они привозили с собой мебель,
посуду и другие предметы быта. О материальном положении эмигрантов
свидетельствовал и их внешний вид. Потомки переселенцев вспоминали, что их деды
и прадеды носили шляпы, суконные сюртуки с эффектными пуговицами, короткие
штаны, шолковые чулки и туфли с серебрянными застежками. Бабушки носили платья
из добротной шерсти с буфами на рукавах. Все это было привезено с собой, а
потом много раз перешивалось для детей и внуков.
В 1873 году благодаря проведению железной дороги - город постепенно превратился в важный транспортный узел, где грузы перегружались с железной дороги на речной транспорт, следовавший на Одессу. Мощный толчок для дальнейшего развития промышленности дало городу сооружения в 1902 году железной дороги, которая соединила город с Криворожским и Донецким бассейнами.
Крымские меннониты: в
1915 году было 314 колоний на полуострове. В 1926 - проживало 43 631 человек
немецкого происхождения в Крыму, что соответствовало 6,1% от общей численности
населения. В 1939 году было 1,1 миллиона жителей того времени из которых 60000
немецкого происхождения, что составляет почти 5,5% от общей численности населения.
В период советского сталинизма 1941-1944 происходили массовые депортации из
Крыма этнических немцев, татар, греков, болгар и армян (большая часть из
которых умерла по дороге на Восток России)
В колоннии Хортица было
основано 21 поселение:
Меннонитские колониии были довольно небольшими - в среднем они планировались на 20 - 22 семьи. Лишние семьи, чтобы не делиться с ними предоставленными колонии землями, вынуждены были оставлять старую колонию и основывать новую. Не все наследники имели право получать по наследству родительскую землю - только старший сын. Остальные получали деньги и вынуждены были заниматься своим делом - ремеслом, промыслом или чем-то другим. Таким образом, меннонитские поселения развивались не только как сельскохозяйственные, но и как торгово-промышленные.
Все колонии строились
по образцу традиционных немецких сел: в центре — кирха или церковь, волостное
правление, школа. Молитвенный дом и школа - два кита меннонитского воспитания.
Немцы никогда не экономили на строительстве общественных зданий, в том числе и
богаделен, благотворительных заведений, делая их добротными, каменными, крытыми
черепицей.
Началом настоящей
трагедии стала первая мировая война. Боясь массового шпионажа, их начали
насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет
колонистов, их земли, имущество конфисковывались в пользу государства.
Гражданская война еще больше усилила мрачные прогнозы не только экономического
разорения, но и полного физического уничтожения колонистов…Голод, разруха,
переделы земли, закрытие молитвенных домов вынуждали меннонитов эмигрировать в
США и Канаду. Индустриализация и коллективизация страны также сопровождались
усилением наступления на «враждебные элементы», среди которых оказались и
бывшие колонисты. Тысячи из них были высланы за пределы Украины, тысячи умерли
в годы голодомора…
Продолжением трагедии
меннонитского населения Украины стали годы сталинских чисток и репрессий.
Ежедневно органы государственной безопасности то изобличали, то ликвидировали
фашистские организации, махровых националистов, шпионов, диверсантов,
вредителей, основу которых составляли бывшие немцы-колонисты…Очередной виток
репрессий и депортации немцев, начавшийся в 1935 году, продолжался все годы и
завершился в первые месяцы второй мировой войны… После войны депортированным из
Украины немцам не разрешили возвратиться в Украину…
На сегодня в Украине
действуют три менонитские общины в Запорожской области, а также в Херсоне. В г.
Молочанск Токмацкого района действует благотворительная организация
"Менонитский центр", которая функционируется на общественных началах.
В Запорожской области одна из общин имеет собственное церковное помещение. При
всех общинах действуют воскресные школы.
По теме:
- Латинская Америка. Меннониты. Гвадалахара
- По следам меннонитов. Коллекция фотографий от Ian Willms
- Пропавшая цивилизация: меннониты на Верхней Хортице. Меннониты Украины XVIII-XX вв.
- Жизнь меннонитов в Манитобе
- Как живут меннониты, религиозные фанатики,отрицающие электричество