Страницы

О скандинавской мифологии и скандинавской религии (часть-2)

О скандинавской мифологии и скандинавской религии

🔷 4. Почему Тор был таким важным персонажем в скандинавской мифологии?

В скандинавских мифах Тор является защитником как богов, так и людей. Снорри представляет его в « Эдде» так:
Тор — самый выдающийся из [асов]; он известен как Аса-Тор [«Тор асов»] или Оку-Тор [«водящий Тор», потому что он водит колесницу, запряженную козами]. Он сильнейший из всех богов и людей.
Тор (Исландия, 18 век)

Тор (Исландия, 18 век)


Утверждение Снорри, что Тор — сильнейший бог, подтверждается многими именами, связанными с Громовержцем. Его детей зовут Магни («сильный»), Моди («сердитый») и Труд («сила»). Его резиденция в Асгарде называется Трудхейм («дом силы»). Он носит пояс под названием megingjörd («силовой пояс»), который, по словам Снорри, удваивает его божественную силу, когда он его пристегивает. Все это очень ясно показывает, что Тор — сильный парень.

Почему нам нужен Тор, чтобы защитить нас? Ответ прост: гиганты хотят нас достать. В поэме Hárbarðsljóð («Песнь о Седобородом») Тор неоднократно хвастается убийством великанов. В какой-то момент он говорит Седобородому (на самом деле замаскированному Одину):
Я был на востоке и сражался с великанами,
злыми женщинами, которые бродили по горам;
Велика была бы раса великанов, если бы все они жили,
человечество было бы как ничто на земле.
Если бы Тор не был там, чтобы дать отпор гигантам, их число стало бы достаточно большим, чтобы угрожать самому существованию человечества. Что может быть более важной ролью бога, чем борьба с силами, которые уничтожат нас всех?

Ранее я цитировал описание Адамом Бременским 11-го века языческого поклонения в Швеции. Возможно, вы помните, что он называет Тора «самым могущественным» из богов. В том же тексте он также описывает роль Тора в этом конкретном месте и времени:
Тор, говорят они, правит воздухом, который управляет громом и молнией, ветрами и дождями, хорошей погодой и урожаем…
Для всех их богов назначены жрецы, чтобы приносить жертвы за людей. Если угрожают чума и голод, идолу Тору возливают возлияние. Здесь мы видим связь между мифами и религией, которая помогает объяснить и то, и другое. Если вы читаете только мифы, у вас может сложиться впечатление, что Тор действительно супергерой, как в комиксах и фильмах Marvel. Однако остановитесь и подумайте об этой последней цитате Адама.

Статуя Тора в Стокгольме, Швеция

Статуя Тора в Стокгольме, Швеция


Тор похож на бога войны? Его сила исходит от насилия? Нет, его сила в том, что он обеспечивает ветры и дожди, которые помогают фермерам выращивать пищу для своего народа. С кем сражается Тор? Чума и голод – силы, угрожающие человеческому сообществу. Все это начинает обретать смысл?

Тор на самом деле не «бог грома». Гром и молния — всего лишь проявления или признаки его силы — силы вызывать дождь, необходимый фермерам. С точки зрения религии, враги, от которых нас защищает Тор, — это то, что угрожает обществу: чума и голод, а также другие ужасающие природные силы, такие как лавины, наводнения и лесные пожары — силы, которые в мифах олицетворяются в виде гигантов.

Теперь вы можете начать понимать, как персонажи мифов представляют могущественные силы вокруг нас. На самом деле одним из древнескандинавских терминов для обозначения богов было regin , что означало «силы».

Хотя их можно читать просто как захватывающие истории, мифы также символически представляют религиозные верования общины, которая изначально их рассказывала. Если у нас есть хоть какая-то надежда понять, что это были за верования, мы должны сверить мифы с другими источниками, включая письменные описания, подобные описанию Адама, археологические находки и художественные изображения.

Кстати, не напоминает ли вам описание Тора, данное Адамом, описанию Фрея, данное Снорри? Как я уже говорил, роли каждого бога не являются простыми вещами, которые можно обобщить формулой «X — бог Y». Между их доменами есть довольно много совпадений.

🔷 5. Были ли гиганты друзьями богов?

Я бы не назвал их друзьями , но есть несколько великанов, которые связаны с богами и богинями. Мы уже встречались с Герд, которая выходит замуж за бога Фрея. Великанша Скади выходит замуж за бога Ньерда, несмотря на то, что асы убили ее отца (долгая история). Браки богов и/или дети с великаншами не были редкостью.

Не связывайтесь с разгневанной великаншей.

Не связывайтесь с разгневанной великаншей.


Вы можете быть удивлены, узнав, что некоторые из богов на самом деле наполовину великаны. В мире мифов именно отцовская линия определяет статус ребенка. Если у вас есть бог для отца, вы бог; если твой отец великан, ты великан.

Есть много случаев сочетания бога/отца и великанши/матери, но я не могу вспомнить ни одного случая великана/отца и богини/матери. Хотя многие великаны пытаются завоевать себе в жены богиню, им это никогда не удается. Возможно, их ухаживания были бы более успешными, если бы они попытались поговорить, а не похищать!

Отец Одина — Бурр, а его дед — Бури, парень, которого волшебная корова вылизала из соленого льда в начале мифологического времени. Мать Одина, однако, великанша по имени Бестла (возможно, означает «кора»), чьим отцом был великан Бёльтхорн («шип несчастья»). Обратите внимание, что оба имени связывают гигантов с миром природы. Тор — сын Одина и великанши Йорд («земля») — еще одно воплощение природы. Так, у двух самых главных богов матери из числа великанов. Из-за этого вечная вражда между богами и великанами кажется семейным спором между родственниками!

Печально известный Локи — великан, который (по словам Снорри) «причисляется к асам». Один стих в поэме Локасенна(«Ссора Локи») может объяснить, как хитрый парень стал частью компании богов. Локи говорит:
Ты помнишь, Один, когда в былые дни
мы смешали нашу кровь?
Ты сказал, что никогда не будешь пить эль,
если его не принесут нам обоим.
Это говорит о том, что Локи и Один поклялись в кровном братстве, что было очень серьезно и означало, что они обязаны друг другу верностью истинных братьев. Обратите внимание, что Локи не приемный сын Одина — это концепция из комиксов Marvel, а не из скандинавской мифологии.

Однако сказка под названием Sörla Þáttr (что в основном означает «История Сёрли») предполагает иные отношения между Локи и Одином. Вот как Локи представлен в этом средневековом исландском произведении:
Он не был большим человеком, но у него рано развился едкий язык, он был ловок в хитрости и не имел себе равных в том роде ума, который называется хитростью. Он был очень коварен даже в юности, и поэтому его прозвали Локи Хитрым.

Он отправился в дом Одина в Асгарде и стал его человеком. Один всегда говорил о нем доброе слово, что бы он ни делал, и часто возлагал на него тяжелые задачи, и все они выполнялись лучше, чем можно было ожидать. Он также знал почти все, что происходило, и рассказывал Одину все, что знал.
Из-за этого Локи кажется не другом или кровным братом, а скорее слугой. Последняя строка даже ставит его в один ряд с двумя воронами Одина, которые путешествуют по девяти мирам и сообщают Одину обо всем, что видят. Эта рабская роль довольно далека от кровного братства, предложенного в стихотворении.

Какая версия Локи (если есть) ближе к тому, как люди думали о Локи в эпоху викингов? В сохранившихся историях о Локи в мифологии он часто кажется скорее слугой, чем равным. Иногда он даже кажется чем-то вроде придворного шута, доставляющего комическое облегчение. Ученые спорят о Локи уже очень давно, и вопрос далек от решения.

Тор и Локи: заклятые враги до самого конца

Тор и Локи: заклятые враги до самого конца.
Иллюстрация Джорджа Гамильтона Фрая (1906 г.)


В мифах, записанных в Исландии, Локи отправляется в приключения вместе с Одином и Тором. Иногда он кажется довольно общительным парнем, если не полностью заслуживающим доверия.

Однако Локи также нападает на жену Тора Сиф, отрезая ей все волосы, публично оскорбляет всех богов и богинь, отдает богиню Идунн великанам, заманивает Тора в зал враждебного великана без своего молота и злобно вызывает смерть сына Одина Бальдра. В конце времени он будет [ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР!] возглавлять силы тьмы против богов.

Я не уверен, что ты действительно считаешь Локи своим другом, в конце концов.

🔷 6. Какое значение имел молот Тора?

В мифических приключениях Тора у его молота довольно четкая функция: поражать гигантов. Мы уже видели, почему роль Тора, уничтожающего троллей, так важна. В одной из историй Одину, Тору и Фрею предстоит решить, какое из сокровищ, сделанных для них гномами, является самым ценным. Снорри пишет:
Их решение состояло в том, что молот был лучшим из всех драгоценных вещей и обеспечивал наилучшую защиту от ледяных великанов.
Молот Тора, используемый в качестве оружия, удерживает гигантов от захвата миров богов и людей. Выше я обсуждал, как можно понимать мифическую битву Тора с великанами с точки зрения религиозных верований. В мифах также упоминается другое использование молота, которое, по-видимому, опять-таки отражает древние религиозные обычаи.

После того, как сын Одина Бальдр убит, боги уносят его тело в море и устраивают похороны, помещая его на свой корабль, запуская его в воду и поджигая. Сразу после поджога корабля Снорри сообщает нам, что «Тор стоял рядом и освятил костер Мьёльниром» — он благословляет погребальный костер своим молотом. Это сильно отличается от того, чтобы разбить им голову гиганту, не так ли?

Тор пинает Лита, прежде чем благословить погребальный костер Бальдра своим молотом. Гному здесь тяжело.

Тор пинает Лита, прежде чем благословить
погребальный костер Бальдра своим молотом.
Гному здесь тяжело.


Также существует миф о том, что Тор переоделся женщиной, чтобы жениться на великане (опять же, это длинная история). Она включает в себя идею о том, что молот использовался во время свадебных церемоний «для освящения невесты». И снова мы обнаруживаем, что молот используется для ритуального благословения — роль, совершенно отличная от его использования в качестве оружия.

Все это может показаться немного странным, но это отражает очень древнюю символическую роль Молота Богов. Томас А. Дюбуа указал, что благословение Тором как погребального костра, так и невесты «происходит параллельно с человеческими ритуалами, связанными с погребением и свадьбой». Кроме того, Хильда Эллис Дэвидсон утверждает, что «молот был поднят, чтобы освятить новорожденного ребенка, который должен был быть принят в общество». Рождение, брак и смерть – молот Тора благословляет главные события жизни.

Задолго до того, как появились скандинавские мифы, задолго до того, как появились викинги, люди, жившие на территории, которую мы сейчас называем Швецией, в эпоху бронзы делали наскальные рисунки, изображающие большую фигуру, держащую молот или топор над обнимающимися мужчиной и женщиной. Есть и другие резные фигурки, которые также предполагают эту благотворную функцию оружия, и археологи нашли настоящие наконечники топоров, которые, кажется, были даны в качестве подношений богам.

В эпоху викингов - через 2000 лет после бронзового века - в Швеции и Дании есть большие мемориальные камни с изображениями молота Тора и посланиями Тору, написанными рунами, с просьбой к богу благословить или освятить послание и мемориал. Есть также ожерелья-молоты Тора, которые много раз находили в захоронениях во многих местах. Кристофер Абрам отмечает, что «[где] молоты Тора находятся в могилах, они, скорее всего, являются местом упокоения женщины, чем мужчины», что, по-видимому, связано с идеей использования молота для освящения невесты.

Подвеска в виде молота Тора эпохи викингов (Эланд, Швеция)

Подвеска в виде молота Тора эпохи викингов (Эланд, Швеция)


В совокупности все это предполагает благотворную роль молота Тора в религиозной жизни в дополнение к защитной роли, о которой я говорил ранее. Молот Тора — это символ бога, благословляющего и защищающего людей на протяжении всей их жизни — от их принятия в общество при рождении, через принятие ими взрослых обязанностей в браке и до ухода из общества после смерти.

Таким образом, молот Тора является символом всех вещей, которые связывают общество воедино и обеспечивают его безопасность . . В свете этой связывающей идеи интересно, что еще одним древнескандинавским термином для богов является bönd.(«облигации»).



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Dr. Karl E. H. Seigfried,
«Another Sixth Grader Asks About Norse Mythology and Norse Religion, Part Two»


Об авторе

Д-р Карл Э. Х. Зигфрид — писатель по мифологии и религии. Скандинавский мифолог и музыкант из Чикаго, он работает на факультете теологии и истории религии в семинарии Черри-Хилл и является адъюнкт-профессором, языческим капелланом и советником факультета языческого форума в Иллинойском технологическом институте. Он служит годи (священником) Сородичей Дуба Тора, разнообразной организации, занимающейся практикой религии Асатру в Чикаго.

Во время учебы в Школе богословия Чикагского университета Карл был президентом Межконфессионального диалога и работал в Совете духовной жизни, консультативном совете Управления духовной жизни. Он преподавал скандинавскую мифологию в Чикагском университете Лойолы и скандинавскую религию в Колледже Карфагена, где он был основателем и советником факультета Толкиновского общества. Он также вел курсы по мифологии, религии, Дж. Р. Р. Толкиену и Ричарду Вагнеру для программы семинаров библиотеки Ньюберри.



Часть-1
Часть-2
Часть-3