Страницы

Митра, бог, пришедший с востока

Митра и бык, фреска из храма Митры, Марино, Италия, 2 век н.э.

Митра и бык,
фреска из храма Митры, Марино, Италия, 2 век н.э.


Бог Митра возник на востоке, в Персии (современный Иран), где ему впервые поклонялись. Когда солдаты Римской империи вернулись на Запад, они принесли с собой этот культ, и со временем поклонение этому культу распространилось по всей Римской империи не только среди солдат, но и среди купцов, которые путешествовали в земли персов.

Это отличалось от религии, которую исповедовали христиане того времени, которые позволяли участвовать женщинам, в то время как практика культа Митры с его различными церемониями предназначалась только для мужчин. Это было частью ее обращения к воинам Рима . Такое поклонение совершалось в украшенных мраморными скульптурами изящных храмах Митре наряду с другими богами, почитаемыми в Древнем Риме.

Миф о Митре, убивающем быка, барельеф, который сейчас хранится в Ватикане

Миф о Митре, убивающем быка,
барельеф, который сейчас хранится в Ватикане

Продвижение культа Митры

Митраизм , пришедший из земли Персии, также рассматривался и считался религией, окруженной священными «тайнами», вокруг бога Митры. Была также другая версия бога, известная грекам , так что это сближало персидский и греко-римский миры.

Для приверженцев этого культа — и тех, кто ищет большего знания — существовал странный и строгий кодекс различных задач или степеней, установленных жрецами Митреума, которые последователь должен был пройти, если хотел продвинуться. Пройдя их, они окажутся под божественной защитой различных богов среди планет и звезд.

Преданный должен быть готов присутствовать и принимать посвящения, требуемые на каждом уровне этих семи ступеней. Последователи солдат собирались в храмах, которые в основном строились под землей. Эти храмы были известны как «Митреум» (мн. Mitheraea).

Митреум на нижнем этаже церкви Сан-Клементе в Риме.

Митреум на нижнем этаже церкви Сан-Клементе в Риме.


Главный штаб этой религии находился в центре Рима, но она стала настолько популярной среди различных римских легионов, что быстро распространилась по большей части западной Римской империи. Остатки храмов были найдены от Египта в Африке до Британии на краю известного мира.

Однако поклонение богу Митре столкнулось с растущей враждебностью со стороны других восточных религий, включая христианство. Они видели в этом прямой вызов своей собственной религии, настолько, что к 4 веку нашей эры христиане делали все, что в их силах, чтобы положить конец поклонению Митре, а также пытались привлечь к ответственности тех, кто следовал этому культу.

Выявление поклонения культу Митры

Современные исследования и многочисленные археологические открытия, наряду с артефактами и памятниками, вернули к жизни многие из тех древних мест, где встречались поклонники Митры. Такие находки дали нам гораздо больше знаний и понимания о митраизме и о том, как он действовал в Древней Римской империи.

Фрагмент мозаики с Митрой

Фрагмент мозаики с Митрой.
(Художественный музей Уолтерса)


Многие изображения и резные фигурки, которые были обнаружены, изображают Митру, выходящего из испуганной скалы. Также многие показывают, как он убивает быка, которого затем приносят в жертву богу Солнца Солу. Исследователи подсчитали, что в Риме, вероятно, было около 700 храмов Митры. Одна из трудностей изучения этой религии заключается в том, что до настоящего времени не было никаких письменных подробностей движения, которые были бы обнаружены. Та информация, которую можно собрать о Митре, по-видимому, в основном получена из изучения вещественных доказательств, что само по себе может быть проблематичным.

Разделение митраистских культов

Во времена Римской империи религия Митры упоминалась как одна из « мистерий Митры », пришедшая из земель Персии. Таким образом, мы можем получить две ссылки: римского митраизма (западного), в то время как персидскую версию мы можем назвать персидской собственностью Митры (восточной).

В древней Персии «Митра» был одним из древних богов. Всегда ведутся споры о точной классической греческой или латинской форме, когда речь заходит о том, что римские латинские последователи называли бога «Митрой», но если мы изучим то, что доступно ученым сегодня, мы сможем найти ссылки на утерянную историю. более раннее описание Митры и его тайн происходит из религиозных надписей, в которых цитируются Евболей и автор по имени Паллас, который думал, что слово «Митра» может быть иностранным.

В Иране считается, что «Митра» и санскритское «Митра» произошли от слияния индо и иранского языка, поскольку Митра может означать договор. Сегодня среди историков существует множество различных идей относительно того, действительно ли эти имена относятся к одному и тому же богу. Митра, Митра и Митра. Возможно, Митра был единственным богом, которому поклонялись различные религии и регионы?

Писатель и исследователь считает, что Митра, как мы понимаем, как он убивает быка, мог быть новым богом, которому поклонялись только с начала I века нашей эры.

Статуя Митры, приносящего в жертву быка

Статуя Митры, приносящего в жертву быка. Вторая половина II в. н.э. Первоначально найдена в Риме. Национальный археологический музей, Венеция, Италия.


о, что мы знаем о культе бога Митры, получено в основном из изучения как скульптур, так и рельефов. В Древней Римской империи поклонение Митре изображалось в образах бога, убивающего быка. Конечно, другие изображения, найденные в римских храмах, также изображают Митру, развлекающего бога Солнца, в то время как есть и другие рельефы, на которых Митра рождается из священной скалы. Однако самым сильным для многих остается образ заклания быка.

Митра и бык

Похоже, это преднамеренная практика римлян, характерная для их версии римского митраизма и, возможно, являющаяся отличительной чертой персидской и римской традиций поклонения этому богу. Из изучения иранского бога Митры следует, что акт убийства быка мог не происходить, если смотреть на восточное изображение бога.

При входе в римский Митреум обычно можно увидеть резьбу или скульптуру бога Митры, убивающего быка, известную как «тавроктония». Обычно мы видим это рельефное изображение Митры, одетого в одежду, известную как Анатолия. Также многим знакома характерная фригийская шапка.

Большой полихромный рельеф тавроктонии, изображающий анатолийскую одежду и фригийскую шапку

Большой полихромный рельеф тавроктонии, изображающий анатолийскую одежду и фригийскую шапку, из Митреума Сан Стефано Ротондо, конец 3 века нашей эры, Музей терм Диоклетиана, Рим. (Кэрол Раддато)


Убийство быка показывает, что он лежит, что указывает на то, что он был измотан в своей борьбе за жизнь с Митрой и продолжает наносить удары быку. На этих скульптурах также изображены собака и змея, а также скорпион, кусающий яички быка. Обычно изображается и ворон, который находится на быке или рядом с ним. По скульптурам предполагается, что бык белого цвета. Фигура Митры опирается одним коленом на спину быка. В одинаковых одеждах одеты двое служителей Митры с факелами, имена которых записаны как Каутопат и Каутес.

Современное изображение Митры и быка

Современное изображение Митры и быка.
(Изображение предоставлено Джанет Каллендер)


Нам говорят, что вся эта сцена происходит в пещере, в которую вошел белый бык, пытаясь спастись от Митры, который полон решимости выследить его. Иногда пещера изображается со знаками зодиака, в то время как на другом знаке изображен бог Солнца, сидящий у верхнего входа в пещеру с сияющими солнечными лучами. На противоположной стороне можно увидеть форму Богини Луны, известной под знаком полумесяца.

Альтернативные представления

Мы можем найти много других изображений Митры, например, те, которые показывают его рождение на священной скале и его связь с водой. Некоторые резные фигурки изображают Митру, держащего за руку Бога Солнца и предлагающего разделить с ним пищу от мертвого быка. Мы также видим, как он поднимается на небеса в мистической колеснице.

В Митреуме в городе Риме Митра изображен как бог, подобный резным изображениям героев древних греков без одежды.

Митра, рожденная в скале, и два алтаря, посвященные Каутесу (слева) и Каутопату (справа),

Митра, рожденная в скале, и два алтаря, посвященные Каутесу (слева) и Каутопату (справа), из Митреума под Санто-Стефано-Ротондо в Риме, с 180 по 192 год нашей эры, Национальный музей Рима, Термы Диоклетиана


Показаны другие изображения и рельефы, посвященные богатым пирам Митры, а также закланию белого быка. Отсюда ученые Митры сообщают нам, что акт убийства быка совершался в начале празднования. Меньшие статуи вышеперечисленного были найдены во многих Митраумах, которые преданные могли использовать в частных молитвах Митре. Такой банкет или банкет был частью ритуала.

И бог Солнца, и Митра обычно изображаются на шкурах мертвого быка. Некоторые другие сцены показывают нам бога-посланника Меркурия, который переносит души из крови, скопившейся у основания алтаря, на небеса.

Митраистское причастие, барельеф из Коницы, Босния, изображающий Митру и бога Солнца

Митраистское причастие, барельеф из Коницы, Босния, изображающий Митру и бога Солнца пирующих, служащих посвященных более низкого ранга, четыре буханки хлеба с отмеченными на них крестами. (Общественное достояние)


Говорят, что именно из священной скалы Митра родился и появился на Земле в образе молодого человека с кинжалом в одной руке. Единственная одежда, в которой он изображен, - это фригийская шапка на голове. Но это не единственная версия рождения Митры. Он также изображен выходящим из священной скалы ребенком, держащим в руках земной шар и молнию. Другое изображение Митры показывает, что он стоит на фонтане с водой, бьющей из его основания, что некоторые считают, что Митра также был связан с Богом морей и океанов.

В других храмах, посвященных Митре и Мистериям, можно найти изображения львиноголовой фигуры с обнаженным мужским телом, на котором также изображена змея. Рот этого самца с головой льва показан на многих рельефах открытым, он держит скипетр и иногда стоит на земном шаре. Он также обычно имеет четыре крыла.

Рисунок «леонтоцефалина», найденный в Митреуме в Остии-Антика, Италия. (общественное достояние) Справа; Леонтоцефалина в Музее Ватикана.

Рисунок «леонтоцефалина», найденный в Митреуме в Остии-Антика, Италия (общественное достояние). Справа: Леонтоцефалина в Музее Ватикана.


Говорят, что в древнем порту Остии за пределами Рима в Митреуме четыре крыла фигуры с головой льва изображают четыре времени года. В области груди резьба в виде молнии. В основании этой фигуры можно увидеть щипцы и молот, что указывает на то, что они принадлежали богу Вулкану. В некоторых надписях, посвященных Митре, найденных на алтарях, упоминается имя Аримания, который, как считается, был богом в культе Митры. Некоторые ученые считают, что этот человек с головой льва был известен как Хронос или Айон, и это может быть связано с зороастрийской религией.

Cult of Mithras Explained // Объяснение культа Митры

Культ Митры был процветающей религией в Римской империи. Но к 5 веку .... его не стало. Что мы знаем о культе Митры? И каково было его отношение к христианству?

С Днем Митры!

е, кто следует культу Митры, ежегодно отмечают его дату 25 декабря. Мы видим, что это интересно, поскольку христиане также использовали эту дату для обозначения дня рождения Иисуса. Мы должны помнить, что, в отличие от христиан, празднование дня рождения Митры проводилось в частном порядке без публичных церемоний, посвященных этому таинству. Также 25 декабря в Древнем мире и Персии проводился праздник богу Солнца Солу.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

John Richardson’s recently published book,
The Romans and The Antonine Wall of Scotland, is available from Amazon //
Недавно опубликованная книга Джона Ричардсона
«Римляне и стена Антонина в Шотландии», доступна на Amazon