Котел Гундеструп. |
Слово «язычество» стало обозначать различные дохристианские религии, принадлежащие к ряду древних культур — из Греции, Рима, Египта, Скандинавии и т. д. В некоторых кругах он также стал представлять современную идеологию Викки и последователей возрожденных версий старых практик. Правда о «язычестве», однако, заключается в том, что это исторически неточное выражение в контексте вышеупомянутых верований. Хотя в настоящее время это общепринятый термин для этих религий, важно изучить, откуда на самом деле произошло это слово и что оно первоначально означало, что позволит лучше понять всеохватывающее религиозное прошлое мира.
Термин «язычество» возродился в эпоху Возрождения, когда писатели пытались отличить старые традиции от современной им христианской веры. Сам термин происходит от латинского paganus , переведенного вольно как «сельский житель» или «деревенский»; таким образом, изначально это слово описывало местного человека, а не религию. Однако из-за его использования в древних текстах средневековые авторы ошибочно полагали, что оно относится к религиозной секте, и поэтому придали ему соответствующий оттенок. На самом деле для описания «язычников», как их называют сегодня, использовалось другое слово, и это слово также происходило прежде всего от местонахождения сторонников религии.
По словам ученого Питера Брауна из Принстонского университета, слово «эллин» изначально использовалось вместо слова «язычество». «Эллин» было отсылкой к Ἕλλην (Эллада), родному древнегреческому названию того, что сейчас называется Грецией. Браун объясняет, что, когда христианство начало появляться в восточных общинах, слово «эллин» использовалось для отличия нехристиан от христиан. Выходцы из Эллады, как правило, оставались верными старым религиям, но с началом раздора между иудаизмом и христианством еврейская фракция должна была убедиться, что они не были неправильно связаны с ними. Поскольку они были не из Греции, идеальным названием стало «Эллин».
На латинском западе различные религии чаще называли себя по своему этническому происхождению, а не по богам, которым они поклонялись, — они просто называли себя (на своем родном языке) римлянами, греками, египтянами и т. д. одновременно намекая на их религиозные фракции. Такая форма навешивания ярлыков во многом была связана с тем, что политическая и религиозная стороны жизни представляли собой единое целое. Таким образом, традиция присвоения этнических титулов, по-видимому, была продолжена ранними христианами. Насколько могут судить древние источники, только во времена Поздней Римской империи термин «язычник» стал использоваться вместо этого, так как это был простой способ смешать всех нехристиан в разговоре, постановлениях и т. д. Он стал популярным благодаря удобству, а не точности и уважению.
Важно отметить, что «язычество» не предназначено для того, чтобы отличать политеистические религии от монотеистических. Число богов не применяется к этому термину, потому что многие так называемые «язычники» не сочли бы важным различать себя в зависимости от количества богов, которым они поклонялись. Последователи древних религий не обязательно имели что-либо против христианства на основании его предпочтения единственного божества — многие культы внутри каждой секты имели главное божество в центре религии, под которым также поклонялись второстепенным божествам. Название «язычество» предназначалось только для обозначения нехристиан (и неевреев), изолируя их в одну единственную категорию, которую можно было бы легче уничтожить и заменить.
Эта попытка объединить все нехристианские религии под одной крышей была, по сути, искусной стратегией первых христиан, направленной на полное устранение «языческих» верований. Используя скандинавские традиции в качестве примера, викинги периода раннего средневековья не имели настоящего названия для своих религиозных последователей. На самом деле слово религиябыло бы неизвестным, иностранным термином для них. Скандинавские племена предпочитали слово «обычаи», поскольку, подобно грекам и римлянам, их ритуалы, верования и традиции были неопределенными и свободно интерпретировались, устно передавались, а не жестко изучались. Не существовало всеобъемлющего слова для обозначения веры в асов и ванов, а также в различных других существ и божеств, которым поклонялись древние норвежцы, и не было письменных текстов, обсуждающих их обычаи, пока христианский автор Снорри Стурлусон не записал их мифологию в 13 веке.
Согласно Гарету Уильямсу в Viking: Life and Legend , то, что сейчас считается скандинавской религией, на самом деле является «наследием христианских миссионеров», их текстовый продукт представляет собой «концентрированную мишень», которую гораздо легче удалить и стереть, чем объединение богов. свободно поклонялись. Объединение различных скандинавских — и любых других «языческих» — традиций в упрощенную веру с записанными правилами и кодексами предоставило ранним христианам более простую цель для удаления и замены.
Хотя фраза «язычество» широко используется для описания последователей различных древних религий, важно понимать, откуда взялся этот термин и какие заблуждения стоят за его использованием. Прошло уже слишком много веков — слово «язычество» будет по-прежнему обозначать этих сторонников, несмотря на его первоначальное значение. Но никогда не поздно узнать о происхождении этого термина, что позволит лучше понять историю древних последователей.
Термин «язычество» возродился в эпоху Возрождения, когда писатели пытались отличить старые традиции от современной им христианской веры. Сам термин происходит от латинского paganus , переведенного вольно как «сельский житель» или «деревенский»; таким образом, изначально это слово описывало местного человека, а не религию. Однако из-за его использования в древних текстах средневековые авторы ошибочно полагали, что оно относится к религиозной секте, и поэтому придали ему соответствующий оттенок. На самом деле для описания «язычников», как их называют сегодня, использовалось другое слово, и это слово также происходило прежде всего от местонахождения сторонников религии.
По словам ученого Питера Брауна из Принстонского университета, слово «эллин» изначально использовалось вместо слова «язычество». «Эллин» было отсылкой к Ἕλλην (Эллада), родному древнегреческому названию того, что сейчас называется Грецией. Браун объясняет, что, когда христианство начало появляться в восточных общинах, слово «эллин» использовалось для отличия нехристиан от христиан. Выходцы из Эллады, как правило, оставались верными старым религиям, но с началом раздора между иудаизмом и христианством еврейская фракция должна была убедиться, что они не были неправильно связаны с ними. Поскольку они были не из Греции, идеальным названием стало «Эллин».
Древний храм, посвященный богу Зевсу |
На латинском западе различные религии чаще называли себя по своему этническому происхождению, а не по богам, которым они поклонялись, — они просто называли себя (на своем родном языке) римлянами, греками, египтянами и т. д. одновременно намекая на их религиозные фракции. Такая форма навешивания ярлыков во многом была связана с тем, что политическая и религиозная стороны жизни представляли собой единое целое. Таким образом, традиция присвоения этнических титулов, по-видимому, была продолжена ранними христианами. Насколько могут судить древние источники, только во времена Поздней Римской империи термин «язычник» стал использоваться вместо этого, так как это был простой способ смешать всех нехристиан в разговоре, постановлениях и т. д. Он стал популярным благодаря удобству, а не точности и уважению.
Важно отметить, что «язычество» не предназначено для того, чтобы отличать политеистические религии от монотеистических. Число богов не применяется к этому термину, потому что многие так называемые «язычники» не сочли бы важным различать себя в зависимости от количества богов, которым они поклонялись. Последователи древних религий не обязательно имели что-либо против христианства на основании его предпочтения единственного божества — многие культы внутри каждой секты имели главное божество в центре религии, под которым также поклонялись второстепенным божествам. Название «язычество» предназначалось только для обозначения нехристиан (и неевреев), изолируя их в одну единственную категорию, которую можно было бы легче уничтожить и заменить.
«Триумф цивилизации» Жака Реатту. Многие древние религии были политеистическими и верили в пантеон богов |
Эта попытка объединить все нехристианские религии под одной крышей была, по сути, искусной стратегией первых христиан, направленной на полное устранение «языческих» верований. Используя скандинавские традиции в качестве примера, викинги периода раннего средневековья не имели настоящего названия для своих религиозных последователей. На самом деле слово религиябыло бы неизвестным, иностранным термином для них. Скандинавские племена предпочитали слово «обычаи», поскольку, подобно грекам и римлянам, их ритуалы, верования и традиции были неопределенными и свободно интерпретировались, устно передавались, а не жестко изучались. Не существовало всеобъемлющего слова для обозначения веры в асов и ванов, а также в различных других существ и божеств, которым поклонялись древние норвежцы, и не было письменных текстов, обсуждающих их обычаи, пока христианский автор Снорри Стурлусон не записал их мифологию в 13 веке.
Деталь Runestone 181 в Стокгольме. |
Согласно Гарету Уильямсу в Viking: Life and Legend , то, что сейчас считается скандинавской религией, на самом деле является «наследием христианских миссионеров», их текстовый продукт представляет собой «концентрированную мишень», которую гораздо легче удалить и стереть, чем объединение богов. свободно поклонялись. Объединение различных скандинавских — и любых других «языческих» — традиций в упрощенную веру с записанными правилами и кодексами предоставило ранним христианам более простую цель для удаления и замены.
Хотя фраза «язычество» широко используется для описания последователей различных древних религий, важно понимать, откуда взялся этот термин и какие заблуждения стоят за его использованием. Прошло уже слишком много веков — слово «язычество» будет по-прежнему обозначать этих сторонников, несмотря на его первоначальное значение. Но никогда не поздно узнать о происхождении этого термина, что позволит лучше понять историю древних последователей.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Riley Winters,
«The true meaning of Paganism»
По теме:
- Язычники в современном мире: что такое неоязычество?
- Возвращение древних богов: возрождение язычества
- Истинный смысл язычества