Страницы

Греческий гоплит, фаланга и битва, которая их определила

Греческий гоплит в доспехах, с оружием и щитом

Греческий гоплит в доспехах, с оружием и щитом


Гоплит происходит от греческого слова «ta hopla», что означает «инструмент» или «снаряжение», и так назывались легионы солдат-граждан, которым было поручено защищать свои территории от внешних врагов. За исключением Спарты, у которой была постоянная профессиональная армия, древнегреческие цивилизации призывали солдат только в случае крайней необходимости. Греческие гоплиты, вооруженные разнообразным оружием и бронзовыми доспехами, были невероятно сильной военной силой и новаторами боевого построения, известного как фаланга. Фаланга остается одной из самых эффективных тактик, когда-либо придуманных, и она была ответственна за одну из наименее вероятных побед, когда-либо осуществлявшихся в битве при Марафоне в 490 г. до н.э.

🔹 Оружейная палата гоплитов

Гоплиты или греческие граждане-солдаты обычно были вооружены тремя разными видами оружия, каждое из которых выполняло разные функции. Первым, позволявшим гоплитам наносить удары на расстоянии, было длинное деревянное копье, называемое дору , которое имело среднюю длину 2,5 метра (8,2 фута) и имело на конце бронзовое или железное лезвие, окруженное четырехконечным наконечником. шипы по бокам называются зауротерами . Для более ближнего боя они также были оснащены коротким мечом, называемым махайра или копис , длина которого обычно составляла чуть менее 60 сантиметров (2 фута). Дополнительный кинжал , называемый encheiredon., гарантировало бы, что гоплит все еще может защитить себя, если он окажется в сложной ситуации на поле боя и не сможет использовать два своих основных оружия.

Фаланга сражающихся гоплитов

Легендарная фаланга сражающихся гоплитов или греческих граждан-солдат, на классической чернофигурной амфоре примерно 560 г. до н.э. Фаланги гоплитов часто встречаются в древнегреческом искусстве.


В другой руке гоплит размахивал большим круглым щитом , известным как гоплон или аспис , который мог достигать 80 сантиметров (2,6 фута) в диаметре и весить до 8 килограммов (18 фунтов). Он был сделан из дерева и обшит бронзой, солдаты-гоплиты держали ремень, называемый антилейбом, расположенный на краю щита, а их рука была закреплена через центральную полосу, называемую порпаксом . Щиты часто имели различные рисунки и эмблемы спереди, такие как Горгона из греческой мифологии или перевернутая V-образная форма, характерная для спартанцев.

Для защиты гоплит был снабжен бронзовым шлемом для защиты головы, шеи и лица, который был обшит кожей и украшен различными стилями. На груди гоплит носил нагрудник, нагрудник , сделанный из бронзы или кожи, а для защиты ног и голеней использовал бронзовые поножи, называемые кнемидами . Иногда носили наручи, а по мере развития доспехов гоплитов нагрудник уменьшался в весе и превращался в многослойный льняной жилет, называемый линотораксом . Ожидалось, что воин в полном гоплитском доспехе будет весить около 20 килограммов (44 фунта), и в результате он должен был быть в очень хорошей физической форме.

Для того, чтобы стать гоплитом, был необходим ассортимент дорогостоящего снаряжения. В результате гоплиты обычно происходили из более богатых слоев населения, поскольку более бедные греки не могли позволить себе все необходимое оружие и дорогостоящий комплект доспехов. Гоплиты пользовались высоким статусом в обществе, и среди их бронзовых чинов можно было найти даже дворян и аристократов.

Ваза Киги 7 века до н.э.

Ваза Киги 7 века до н.э.
с изображением греческих граждан-солдат-гоплитов,
держащих дротики и копья

🔹 Фаланга гоплитов и боевой опыт

В, пожалуй, одном из самых необычных сообщений, когда-либо зарегистрированных, Плиний, римский мудрец, описал жителей таинственного поселения на Востоке, расположенного по другую сторону Гималайских гор:

«(Они) были выше обычного человеческого роста, у них были льняные волосы и голубые глаза, и они издавали грубые звуки, говоря, не имея собственного языка для передачи своих мыслей».
Еще более странно то, что они, как говорили, использовали фалангу в бою, что заставило многих предположить, что они были выжившими остатками греков под предводительством Александра Македонского , которые завоевали известный мир в 4 веке до нашей эры. Фаланга, состоявшая из плотного соединения щитов, образующих защитный слой со всех сторон и сверху, была характерной военной хитростью греков, поэтому неудивительно, что ее появление на туманных краях карты привело комментаторы инстинктивно приписывают это им.

Греческие гоплиты были сформированы в полки, состоящие из сотен человек, называемых лохой , каждый из которых должен был действовать фалангой на поле боя . Единая фаланга состояла из 8 рядов мужчин, которые стояли бок о бок и сомкнули свои щиты, чтобы создать непроницаемый барьер. Половина щита воина защищала левую сторону его соседа, а это означало, что фаланга имела тенденцию двигаться немного влево.

Афинский гоплит держит аспис и копис

Афинский гоплит держит аспис и копис. Фотография сделана на выставке «Демократия и марафонская битва», проходившей в 2010 году в Афинах, Греция.


Незадолго до битвы гоплиты сначала пели гимн богам, называемый пэан , чтобы поощрить божественную защиту. В « Анабасисе » греческого философа Ксенофонта полководец Кир Младший провел своих солдат на расстояние 600 метров (1969 футов), чтобы начать пение , прежде чем продвинуться на 200 метров (656 футов) внутрь врага и отдать приказ о первой атаке. У этого предбоевого пения было несколько полезных функций. Это реорганизовало бы людей, которые могли идти в ногу с ритмом, и создало бы чувство солидарности и единства среди рядов, жизнь которых зависела бы от совместной работы.

Для Эсхила, римского драматурга, который также был гоплитом, этот предбоевой ритуал придавал «друзьям храбрости, избавляя их от страха перед врагом». (Семеро против Фив, цит. по Кренцу, стр. 141).

Ксенофонт сообщил, что по мере продвижения фаланги Кира Младшего они были наполнены «…энтузиазмом, честолюбием, силой, мужеством, увещеванием, самообладанием и послушанием». (Воспитание Кира, цитируется у Кренца, стр. 141.)

Солдат также сопровождала музыка волынки, которая выполняла многие из тех же функций, что и пение , поскольку психологически готовила их к убийству врага и служила музыкальным фоном для военного гимна. Фукидид, греческий историк, отметил, что боевая музыка была особенно важна для спартанцев, которые были единственными греческими гоплитами, сохранявшими построение фаланги во время боевых сражений.

Однако, двигаясь шагом пешком, большинство греческих армий ломали свой строй и быстро бросались на врага, выкрикивая боевые крики « элелеу» или « алала» , согласно Фукидиду в его « Истории Пелопоннесской войны» . Столкнувшись друг с другом, противоборствующие стороны часто врезались друг в друга со скоростью 10 миль в час и более, создавая оглушительный шум лязга мечей и мучительные крики. Ксенофонт писал, как в битве при Коронее в 394 г. до н.э. полководец Агесилай:

«…сделали яростную атаку на фиванцев спереди, и, стукнув щитами друг о друга, они столкнулись, сражались, убивали, умирали».
(Элленика и Агесилаос цитируются у Кренца, стр. 142-143.)

После первоначальной ударной волны и короткой вспышки открытой драки гоплиты переформировывались, чтобы участвовать в состязании толкания и толкания, называемом othismos, которое часто сравнивают с жестокостью схватки в регби. Гомер, легендарный греческий автор «Одиссеи» и « Илиады» , описал типичный приступ этого смертельного физического противостояния:

«Но когда он встретил плотные фаланги, он подошел близко и остановился. Враждебные сыны ахейцев, пронзая его мечами и листовидными копьями, оттолкнули его от себя; он дрожал, когда отступал».
(Илиада цитируется у Кренца, стр. 146.)

В последнем рывке гоплиты снова споют еще один гимн и будут преследовать всех уцелевших остатков, сохраняя строй.

Спартанский гоплит

Спартанский гоплит, который был постоянным воином, нанятым спартанским государством, на изображении из коллекции иллюстраций военного костюма Винкхейзена, опубликованной до 1910 года. (Коллекция собрана Х. Дж. Винкхейзеном)

🔹 Спорное развитие войны гоплитов

Из-за возраста, ненадежности и отсутствия ранних источников греческого общества было много научных споров вокруг развития войны гоплитов. Греческая «Эпоха героев» между 1150 г. до н.э. и 750 г. до н.э. — это период, практически лишенный надежных записей. Единственная существенная информация, которую ученые смогли использовать для реконструкции характера войны, взята из « Одиссеи» и «Илиады» Гомера . Хотя это вымышленные рассказы, изобилующие фантастическими монстрами и богами, описания тактики поля боя и оружия, вероятно, отражали реальные методы и вооружение войны, которые использовались при жизни Гомера.

Гомеровские свидетельства свидетельствуют о том, что ранние греки предпочитали использовать дальнобойное оружие, такое как лук и метательные предметы, и что открытый бой, представленный в стычках мифических героев один на один, был более распространен. Это резко контрастирует с более поздним и более задокументированным временем, когда наблюдались более интимные приемы ближнего боя и менее открытые бои, поскольку греческие гоплиты предпочитали оставаться внутри защитных кожухов своих устрашающих фаланг.

Переходный период между дальним и ближним боем яростно обсуждался историками, разработавшими три разные школы мысли. Первую, названную градуализмом, впервые выдвинул Энтони Снодграсс, предложивший пошаговую модель военной эволюции. Он утверждал, что характерная фаланга гоплитов, а также бронзовое оружие и доспехи могли развиваться только с той же скоростью технического прогресса в военном деле, на изменение которого часто требуются столетия. Он утверждает, что боевые действия фаланги могли быть созданы только после изобретения двуручного щита, копья, шлема с гребнем гоплита, а также их широкого производства и доступности в обществе. На внедрение таких улучшений потребовались бы сотни лет, поэтому промежуточный период между тактикой дальнего боя и боем на ближней дистанции должен был быть очень долгим.

Гипотезе Снодграсса противостоит Теория быстрого принятия, выдвинутая Полом Картледжем. Он утверждал, что тяжесть двуручного меча должна была означать немедленный конец открытого боя, поскольку он был явно слишком громоздким, чтобы носить его в ситуации открытого боя. Он также предположил, что к 650 г. до н.э. все греческие города-государства уже приняли фалангу и ближний бой, что подразумевает невероятно быстрый интервал переключения, который оспаривал теорию Снодграсса о более длительной фазе.

Гоплит Древней Греции


Последний подход, предложенный Гансом ван Висом, называется расширенным градуализмом. Ван Вис выбрал еще больший период времени, чем градуалисты, заявив, что переход начался во времена Гомера, а не сразу после него, как поспешили заявить Снодграсс и его помощники. Ван Вис утверждает, что фаланга начала развиваться во времена Гомера, но была полностью разработана только к 5 веку до нашей эры, то есть более чем на 150 лет позже года, предложенного сторонниками быстрого усыновления. Ван Вис использует иконографические свидетельства из керамики, на которых изображены гоплиты, использующие двуручный щит фаланги в то же время, что и копье, дальнобойный снаряд. Истинный ответ, как и большинство, вероятно, заключается в сочетании всех трех теорий.

Битва при Марафоне

Гоплиты с огромной силой врезаются в персидскую армию в разгар эпической битвы при Марафоне на рисунке Уолтера Крейна.

🔹 Битва при Марафоне

В битве при Марафоне в 490 г. до н.э. фаланга оказалась самой эффективной военной стратегией древнего мира и была ответственна за победу, настолько шокирующую, что не могла поверить. С 522 г. до н.э., после восшествия на престол Дария I и завоеваний, простирающихся от Турции до границ с Индией, персидская династия Ахеменидов устремила свои взоры на запад, на зеленые поля и славные города-государства древней Греции.

Персидская экспансия в греческий мир началась в конце 6-го века, когда персидские войска захватили Фракию, Македонию, Ионию и Эгейские острова, оставив лишь горстку греческих городов-государств, таких как Афины и Спарта. Обеспокоенные экзистенциальной угрозой, исходящей от персидских аннексий, афиняне ухватились за возможность оказать военную помощь восставшим ионийским грекам, восставшим в 499 г. до н.э. против своих восточных повелителей. Однако персы были слишком сильны, а предоставленных афинских кораблей и солдат было недостаточно, поскольку Персия уничтожила их сопротивление в морском сражении в битве при Ладе в 494 г. до н.э. Афиняне и их поддержка разозлили персов, которые начали планировать свою месть в последующие годы.

В 490 г. до н.э. Дарий I отправил в Эгейское море армаду из 600 кораблей с 25 000 человек во главе со своим верным адмиралом Датисом. Разгромив и опустошив окружающие острова и поселения, Датис высадил свой флот на берегу Марафона, готовый захватить Афины. Афинянам нужно было действовать быстро, и после общего собрания они решили принять предложение Мильтиада, самого сильного и способного из греческих полководцев, встретиться с персидским врагом в Марафоне, а не ждать, пока они осадят Афины.

Афинская армия, состоящая из 10 000 гоплитов и 1000 дополнительных солдат из соседнего союзника Платеи, значительно уступала в численности, когда шла к Марафону, чтобы начать битву с вторгшимися персидскими массами. Чувствуя это неудобство, греки также отправили гонца по имени Фидиппид в Спарту, чтобы призвать к их пакту о взаимной защите, который предусматривал, что оба города будут посылать солдат на помощь в случае нападения на них. Греческий географ Геродот рассказывает, как Фидиппид достиг Спарты на следующий день, пробежав невероятные 155 миль (249 километров). Позже эта история стала причиной создания марафонского забега на 26 миль (41 км), который впервые был открыт на Олимпийских играх в 1896 году.

Генеральное сражение началось не сразу, так как греки и персы стояли на месте, ожидая удобного момента для атаки. Персидскому генералу Датису не понравилось тупиковое положение, и он отправил свои большие кавалерийские силы обратно на корабли, чтобы атаковать Афины дальше по побережью, которое оставалось незащищенным. Однако, сделав это, Датис невольно устранил большую опасность для греческих гоплитов, которые больше не чувствовали бы смертельных атак кавалерии. Командир Мильтиад убедил своих товарищей-офицеров атаковать персов без спартанцев, которые были в пути

12 сентября фаланги гоплитов продвигались вперед со скоростью пешехода, в то время как персы выпустили тысячи стрел, предположительно заслонивших солнце. Внезапно гоплиты стремительно ринулись вперед, уклоняясь от нацеленных на них персидских ракет, и через 30 секунд столкнулись с противником. Греческие гоплиты, всего в четыре шеренги из-за своей малочисленности, были прорваны на центральной линии, и персы хлынули внутрь. Греческие фланги немедленно повернулись внутрь, и началась резня персов, когда нападавшие оказались окруженными со всех сторон. кровожадные гоплиты. Когда персы бежали обратно к своим кораблям, греческие преследователи сразили их. Услышав эту новость, Датис приказал своей кавалерии отступить из Афин, и вскоре после исчезновения последнего персидского корабля прибыли спартанцы. обнаружил, что в их услугах больше не нуждаются. Благодаря гоплитам и их фалангам погибло менее 200 греков и более 6000 персов.

🔹 Мудрость греков

После Марафонской битвы греко-персидские войны продолжались до 479 г. до н.э., когда персидская угроза под предводительством нового верховного лидера Ксеркса, сына Дария I, была в конечном итоге побеждена в битве при Платеях. Марафон войдет в историю как один из самых ошеломляющих триумфов, когда-либо достигнутых. Хотя греческие гоплиты исчезнут, со временем фаланга будет иметь продолжительный период господства и останется предпочтительным строем на поле боя вплоть до первых римлян. Таким образом, военная мудрость греков сыграла важную роль в создании одной из величайших империй, которые когда-либо знал мир, поскольку фаланги римских легионов одолели всех других противников.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jake Leigh-Howarth,
«Soldiers of Bronze: The Greek Hoplite, the Phalanx, and the Battle that Defined Them»



По теме: