Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Экипировка античных воинов: македонский гетайр


Гетайры (др. греч. ἑταῖροι — «друзья») входили в аристократическое окружение македонских царей. Они составляли совет и свиту правителей в мирное время и дружину — во время войны. Сохранение в Македонии этого института обеспечила архаичность социально-экономического и политического уклада жизни. Большинство македонских гетайров были аристократами и крупными землевладельцами, которых царь держал при своем дворе в целях обеспечения лояльности с их стороны. В начале правления Филиппа II (царствовал в 359—336 годах до н. э.) его гетерия состояла из 800 человек. Он увеличил численность гетайров до 3 500, принимая в их ряды не только македонских аристократов, но и знатных чужеземцев, поступавших к нему на службу. Из числа гетайров назначались офицеры македонской армии, военачальники и наместники провинций.
В армии Филиппа и Александра (царствовал в 336 до н. э. — 10 июня 323 до н. э.) гетайры составляли привилегированный отряд тяжеловооруженной кавалерии. Отправляясь на Восток, Александр оставил Антипатру 1 500 гетайров, а остальных 1 800 взял с собой. Его гетайры были разделены на 8 отрядов (ил) по 230 всадников в каждом. Первая, «царская ила», или по-македонски «агема», представляла собой отряд удвоенной численности, во главе которого сражался сам царь. Известны названия нескольких ил: Боттиэи, Амфиполя, Антемусии, Аполлонии. Названия отражают территориальный принцип комплектования отрядов.
Командовал гетайрами Филота, сын Пармениона, после его смерти этот пост занял ближайший друг царя Гефестион, позже его сменил Пердикка. Отборную царскую агему возглавлял Клит. Во время Персидского похода Александра его гетайры действовали как ударная сила против персидской конницы и против пехоты, атакуя с копьями наперевес и нанося удар, решающий судьбу сражения. В армиях преемников Александра существовали аналогичные отборные отряды кавалерии гетайров, в составе которых служили царские родственники, друзья и приближённые.

Реконструкция внешнего облика, оружия и снаряжения
македонского гетайра эпохи Филиппа и Александра

Шлем

Ксенофонт, признанный авторитет в военном деле IV века до н.э., рекомендует для вооружения всадников беотийский шлем, который, по его словам, защищает голову и не мешает зрению. Этому описанию соответствует ряд художественных изображений, которые можно связать с эпохой Александра Великого. В 1854 году на дне Тигра был найден подобный шлем — возможно, он был утерян при переправе через реку македонским воином самого Александра или одного из его ближайших преемников.

Беотийский шлем, найденный в реке
и ныне хранящийся в музее Ашмолы в Оксфорде

Беотийский шлем имеет самый широкий ареал распространения: от Средней Азии до Ближнего Востока. Его носили как простые воины, так и правители, чьи изображения в таком шлеме нередко встречаются на монетах. Хронология использования беотийского шлема охватывает большую часть эпохи эллинизма. На поздних этапах, во II—I веках до н.э., появляются смешанные модели шлемов, в которых, тем не менее, отчётливо распознаются основные элементы беотийского прототипа.

Македонский воин (Гефестион?) в беотийском шлеме.
Сидонский саркофаг

Форма шлема напоминает беотийский войлочный колпак с широкими полями. Вероятно, отсюда и происходит его название. В отличие от близкого по форме пилоса, беотийский шлем имеет больший размер полей и крутой угол их сгиба. В передней части шлема он составляет около 130 градусов и образует широкий козырёк, который дает лицу владельца шлема хорошую защиту от ударов сверху. По бокам и сзади этот угол наклона несколько меньше.

Характерной узнаваемой чертой шлема являются боковые вогнутые складки, предназначенные, в том числе, для придания полям необходимой жёсткости. Следов крепления подкладки к основе шлема не обнаружено — возможно, она приклеивалась изнутри.

Первоначально беотийский шлем носился без нащёчников. Позже, при появлении смешанных форм шлемов, для крепления шарниров, на которых подвешивались нащёчники, над боковыми полями делались две пары отверстий.

Воин в беотийском шлеме, поверх которого он носит венок из золотых листьев.
Фрагмент мозаики с изображением битвы при Иссе

Изготавливали шлем из бронзового листа около 1,5 мм толщиной, отбивая его по каменной форме. Вес шлема составлял примерно 1 кг. Беотийский шлем из Тигра простой и лаконичной формы лишен украшений, хотя такие шлемы могли покрывать оловом или серебром либо расписывать яркими красками. Судя по изобразительным памятникам, на некоторых шлемах — возможно, в качестве знака отличия — носились венки, изготовленные из листьев или из тонкой металлической фольги.

Панцирь

На мозаике, изображающей битву при Иссе, на Сидонском саркофаге, надгробных стелах и других памятниках второй половины IV века до н.э. македонские всадники, как правило, носят доспехи. Среди них чаще всего представлены традиционные льняные доспехи, усиленные бронзовой чешуей и металлическими накладками. По археологическим находкам известны также цельнометаллические бронзовые, реже железные доспехи воинов Александра.

Александр в льняном доспехе.
Мозаика, изображающая битву при Иссе

Подобные доспехи представляют собой двустворчатый панцирь, состоявший из нагрудной и наспинной частей. Они скреплялись друг другом на боках и плечах при помощи шарниров и ременных завязок. Большинство панцирей имеет укороченную форму, защищая корпус своего владельца лишь до пояса. Несколько панцирей из южной Италии, относящихся ко второй половине IV века до н.э., имеют полную длину, закрывая нижнюю часть живота и верхнюю часть бёдер. Об их принадлежности всадникам свидетельствует очень широкая нижняя часть панциря, позволяющая владельцу без особого труда сидеть на лошади.

Двустворчатый панцирь IV века до н.э.
южноиталийского происхождения из коллекции А. Гуттмана

Форма панциря соответствует анатомии человеческого тела, точно воспроизводя рельеф грудных и брюшных мышц. Ксенофонт советовал всадникам подгонять доспех под свои размеры:
«Панцирь нужно сделать по своей мерке, потому что хорошо лежащий панцирь держится всем телом, слабый — только на плечах, а слишком узкий скорее узы, чем вооружение».
Чтобы предохранить поверхность металла от коррозии, его покрывали тонким слоем олова. Зеркальный блеск металла создавал иллюзию серебра. Однако из описаний известны доспехи, которые покрывались серебром и даже золотом.

Копис

Копис представляет собой однолезвийный меч с длиной клинка 80—90 см. Перекрестье имеет общий торец со спинкой, другим своим концом асимметрично нависая над лезвием. Рукоять, обычно оформленная в виде птичьей головы, образовывает полукольцо для защиты кисти руки. В наиболее роскошных экземплярах при изготовленни рукояти использовались костяные накладки и золотые аппликации. Массивная толщина обуха — до 8 мм — обеспечивала высокую прочность клинка при ударе.

Копис IV века до н.э.,
найденный на полуострове Халкидика в Греции

Изогнутая вперед форма клинка, расширяющаяся в последней трети, прекрасно приспособлена для нанесения рубящего удара. Неслучайно Ксенофонт в своем сочинении о коннице рекомендует вооружать всадников именно изогнутым кописом, которым можно рубить противника сверху наотмашь, а не прямым мечом, которым обычно кололи. По словам греческого историка Диодора, «нет щита, шлема или кости, которые могли бы противостоять удару такого меча».

Копис в ножнах, рельеф второй половины III века до н.э.
Археологический музей, Стамбул

Носили копис на левом боку в деревянных, обтянутых кожей ножнах, подвешенных к плечевой портупее.

Сарисса

Основным оружием македонской кавалерии Александра Великого была сарисса — копьё длиной от 4,5 до 6 м. Древко сариссы выстругивалось из плотной и вязкой древесины кизила. На одном конце крепился наконечник, на другом — бронзовый или железный подток, позволявший на привале втыкать сариссу в землю. Согласно расчётам, вес сариссы составлял 6,5 кг.

Македонский всадник, вооружившись сариссой, атакует персидского пехотинца.
Фреска из могилы Кинча (конец IV — начало III века до н.э.)

На мозаике, изображающей битву при Иссе, Александр держит сариссу одной рукой за середину древка. Существовало лишь два способа хвата: поднятой вверх согнутой в локте рукой (в этом случае удар наносился сверху вниз) и рукой, опущенной параллельно бедру (удар наносился по прямой или снизу вверх). Чтобы изменить положение оружия, его необходимо было взять в обе руки, поэтому любая манипуляция с ним в ходе боя была крайне затруднительна.

Македонская кавалерия, вооруженная сариссами, могла эффективно действовать как против тяжеловооруженной конницы, так и против пехоты. Из-за тяжести древка удару сариссы не могли противостоять ни щит, ни доспех. Как показывают эксперименты, всадник практически не мог на скаку извлечь сариссу из тела убитого противника. Поэтому македонской кавалерии приходилось ломать оружие после первого удара и затем браться за меч.

Сапоги

Всадник обут в высокие кожаные сапоги на шнуровке, известные по многочисленным изображениям. Как правило, греческие художники изображали такие сапоги в качестве атрибута путешественников, охотников и воинов.

Статуя Гефестиона, командира конницы гетайров Александра,
одетого в хитон и кавалерийские сапоги. Статуя, датируемая
I веком до н.э., была предназначена для его мемориала в Александрии.
Национальный музей археологии, Афины

Для всадников их ношение имело дополнительный смысл, поскольку служило средством защиты голеней как от колючего кустарника, которым изобилует Греция, так и от оружия противника. Кроме того, высокие кожаные голенища должны были защищать кожу от едкого конского пота.

Чепрак

Македонские всадники не пользовались сёдлами. Как правило, на спину лошади клали чепрак, который удерживался на месте с помощью широкой подпруги.

Лошадь с накинутой на спину шкурой пантеры,
выполняющей роль чепрака для всадника.
Стела III—II веков до н.э.
Национальный музей археологии, Афины

Чепрак представлял собой простой прямоугольник из войлока или стёганой ткани. В некоторых случаях эту роль исполняла наброшенная шкура, как можно видеть на скульптурах и мозаиках эллинской эпохи. Главной задачей чепрака было беречь кожу на бёдрах всадника от едкого конского пота. Ксенофонт советует всадникам использовать толстый стёганый чепрак, «который обеспечивает наезднику устойчивую посадку и не даёт натереть лошади спину».

 Одновременно он упрекает персов в том, что те покрывают лошадей множеством попон, словно постель, из-за чего персидские всадники сидят мягко, но неустойчиво.

Лошадь

Македонская конница имела отличную военную репутацию еще задолго до эпохи Филиппа и Александра. Лошади, на которых ездили гетайры, в среднем были 1,34 м в холке, имели широкую грудь, точёные шеи, небольшие головы и стройные ноги. Их породу значительно улучшила привнесенная после 339 года до н.э. скифская кровь: Филипп II, одержав победу над скифами, захватил в качестве трофея 20 000 породистых кобылиц. После Персидских походов Александра македоняне завладели множеством породистых лошадей из конюшен Великого царя.

Бронзовая статуя лошади и мальчика-наездника, III—II века до н.э.
Национальный музей археологии, Афины

Как и греки, македоняне предпочитали ездить на нехолощёных жеребцах. Этому есть убедительные свидетельства в сохранившихся до наших дней образцах изобразительного искусства. Для управления горячими, норовистыми животными использовали уздечку с трензелем и шпоры, которые подвязывались к сапогам или просто на ногу. Лошадей не подковывали.

На мозаиках и фресках лошади имеют серую, красно-гнедую и вороную масть. Знаменитый Буцефал Александра Македонского был вороной масти с белой звездой на лбу.

Ксенофонт упоминает, что продал своего боевого коня за 1 250 драхм. В среднем в Афинах IV века до н.э. цена боевого коня колебалась между 700 и 1 000 драхм. Дневной заработок рабочего в то время составлял одну драхму.


Alex Kozlenko


По теме: