Одним из важнейших источников для реконструкции внешнего вида римских воинов древнейшей эпохи является описание одежды и снаряжения салиев — жрецов Марса и Квирина. Их коллегия была учреждена вторым римским царём Нумой Помпилием (VIII–VII века до н.э). На протяжении сотен лет в начале марта салии справляли праздник в честь Марса, во время которого они устраивали торжественное шествие с 12 священными щитами. Один из этих щитов, согласно преданию, упал с неба, остальные были его точными копиями, изготовленными кузнецом Мамурием Ветурием. Во время шествия салии исполняли ритуальную пляску и стучали в бронзовые щиты короткими мечами.
Тит Ливий пишет, что салии были одеты в пёструю разукрашенную тунику, поверх которой носили бронзовый нагрудник. Помимо этих деталей, Плутарх называет также широкий бронзовый пояс, а Дионисий Галикарнасский — застёгиваемые бронзовыми фибулами красные с пурпурной оторочкой плащи, которые называются «трабеями», а также высокие войлочные конусовидные шапки «апексы». Дионисий также упоминает копьё или палку, которые салии держали в правой руке. Необычный внешний вид салиев удивлял римлян и греков, живших в I–II веках н.э. По-видимому, их образ восходил к царской эпохе, когда была учреждена эта коллегия, и воспроизводил изначально Ромула и его спутников.
Ещё одним источником для реконструкций являются художественные изображения, особенно бронзовые и терракотовые статуэтки VIII–VI веков до н.э. и, конечно, археологические находки той же эпохи. Прежде всего, это гробницы на Эсквилинском холме в Риме, впервые обнаруженные в 1885 году во время строительных работ. Погребения IX–VIII веков до н.э. принадлежали людям, относящимся к различным социальным классам. В некоторых из них лежали оружие и предметы воинского снаряжения.
|
Реконструкция
внешнего вида, оружия и снаряжения римского воина VIII–VII веков до н.э.,
составленной на основе описаний античных авторов и современных археологических
находок.
|
Шлем
Больше половины находок шлемов IX–VIII веков до н.э. из Италии — это шлемы с высоким продольным гребнем. Они состоят из двух половин, каждая из которых изготовлена из бронзового листа, отбитого на каменной форме. Обе половины состыковывались вместе и соединялись при помощи заклёпок по линии гребня. Нижняя кромка одной половины краем обода заходила за другую половину и также соединялась с ней заклёпками. Место соединения усиливалось двумя прямоугольными пластинами, каждую из которых украшали три выступающих шипа декоративного назначения.
|
Этрусский шлем с гребнем, VII век до н.э. Британский
музей, Лондон
|
Бронзовый лист, из которого изготовлен шлем, имеет толщину менее 1 мм, что говорит о его скорее декоративных, нежели, собственно, защитных функциях. При этом внутренний диаметр обода шлема значительно больше того, что требуется для головы. Это означает, что его носили с толстым подшлемником из мягкого материала. Как и другие доспехи того времени, шлем и особенно его гребень вдоль края были украшены параллельными рядами чеканных рельефных шишечек.
|
Колоколовидный шлем VII века до н.э. Вилла Джулия, Рим
|
Другой известной формой была колоколовидная, широко распространённая не только в Италии, но и в Центральной и Западной Европе. Она органично связана с предыдущей формой шлема, но отличается от неё отсутствием гребня и наличием полой трубки, служившей для закрепления в ней султана из конского волоса. Этот тип шлема также носился с толстым подшлемником и был украшен чеканным рельефом схожего вида.
Нагрудник
Античные авторы упоминают бронзовый нагрудник в описании внешнего вида салиев. Три таких нагрудника были найдены при раскопках эсквилинских погребений царской эпохи. Значительно большее число находок происходит с территории Этрурии и северной Италии. Все они представляют собой пластины прямоугольной формы с длиной стороны от 15 до 22 см. Украшением служит геометрический орнамент, отчеканенный ударами молота с внутренней стороны пластины. С внутренней же стороны к нагруднику крепилась мягкая кожаная подкладка. Доспех надевался и закреплялся на корпусе при помощи системы кожаных ремней, которые до наших дней не сохранились. Находки позволяют лишь выдвигать гипотезы о внешнем виде системы крепления.
|
Этрусский нагрудник VII века до н.э., украшенный
чеканной золотой пластиной. Пергамский музей, Берлин
|
Редко встречаются остатки двустворчатых бронзовых кирас, половины которых скреплялись на плечах и боках посредством крючков и ременных петель. Уникальной находкой является бронзовый доспех в виде пончо. Нагрудная и наспинная половины доспеха намертво скреплялись друг с другом на плечах, а на боках фиксировались с помощью ременных завязок.
Пояс
Пояс, который носили салии, представляет собой бронзовую ленту, расширяющуюся спереди. Сзади он застёгивался при помощи пары крючков и петель. Множество таких находок, относящихся к VII–VI векам до н.э., известно на территории Центральной и Северной Италии.
|
Бронзовый пояс VII века до н.э. Вилла Джулия, Рим
|
Форма пояса повторяет оригинал из мягкого материала (скорее всего из ткани), которую греки называли «перизома». Её изображение найдено на кипрских статуэтках, относящихся к тому же периоду, что и находки из Италии. Длина такого пояса в среднем доходила до метра, что указывает на широкую талию у того, кто его носил. Украшением пояса служил чеканный геометрический орнамент из точек и концентрированных окружностей
Туника и трабея
Описывая наряд салиев, Дионисий Галикарнасский упоминает «пёструю» тунику, а Плутарх пишет о тунике красного цвета. Ввиду отсутствия археологических находок, мы слабо представляем, как выглядела эта туника древнейшего периода. Судя по аналогиям более позднего времени, это была широкая «труба», изготовленная из одного куска ткани или сшитая по бокам. На плечах она также сшивалась или закалывалась бронзовыми застёжками-фибулами.
|
Этруск в длинной тунике и трабее. Фреска из Тарквиний,
около 500 года до н.э. Глиптотека, Копенгаген
|
Кроме туники, салии носили плащ-трабею, который представлял собой более древний вариант римской тоги, заимствованный из Этрурии. Трабея была короче тоги и позволяла носившему эту одежду быстро ходить, бегать и даже прыгать, что являлось частью исполняемого салиями ритуала. На войне трабею носили «на габийский манер»: в скатке, перебросив через левое плечо и за спиной вокруг пояса. Цвет трабеи Дионисий описывает как красный с пурпурной каймой. Однако из других источников известно, что у салиев она была светлого цвета с красными полосами и пурпурной оторочкой по краю.
Меч
Форма италийских мечей VIII–VII веков до н.э. продолжает традицию эпохи Бронзового века. Мечи этого времени в большинстве своём относятся к так называемому «антенному» типу, который получил такое название из-за характерной формы навершия рукояти. В некоторых экземплярах эти «антенны» закручиваются в спирали, в других случаях имеют форму буквы Т. Основным материалом для клинков оставалась бронза. Находки более позднего времени всё чаще ковались из железа.
|
Бронзовый меч с ножнами
из погребения 97 некрополя
Торре дель Мордилло, 870–800 годы до н.э. Вилла Джулия, Рим
|
Сам клинок имеет форму листа ивы. Его лезвия слегка расширяются в последней трети, а затем постепенно сужаются в длинное и тонкое остриё. Его длина варьируется от 30 до 55 см, а более короткие экземпляры следует считать кинжалами. Клинок обычно имеет ребро жёсткости, вдоль которого проходит пара долов. Облегчая вес оружия, они одновременно придавали ему дополнительную жесткость. Рукояти бронзовых мечей составляли единое целое с клинком. Рукояти «рамочного типа» могли иметь накладки из дерева и слоновой кости.
Меч носили в бронзовых или деревянных обтянутых кожей и бронзовой проволокой ножнах. Иногда ножны снабжались массивной костяной бутеролью и точёным окончанием. Ножны подвешивали к плечевой портупее и носили на левом боку.
Копьё
На территории центральной Италии найдено множество бронзовых и железных наконечников копий и подтоков. Их размеры колеблются от гигантских (например, бронзовый наконечник из Марино, Лаций, имел 56 см в длину) до крошечных, предназначенных для дротиков. Остатки копий, лежавшие в этрусских гробницах на том же месте, куда их поместили при погребении, позволяют примерно измерить длину несохранившихся деревянных частей оружия. Длина древка у копий могла колебаться от 1,65 до 1,85 м. У дротиков она в среднем была ещё меньше.
|
Бронзовые наконечники копий VIII–VII веков до н.э.
Вилла Джулия, Рим
|
Щит
Плутарх рассказывает, что Ромул и его люди первоначально были вооружены круглыми щитами «аргосской формы». Лишь после объединения с сабинянами они отказались от них в пользу общеиталийского скутума. В захоронении 94 на эсквилинском холме в Риме были обнаружены остатки бронзового щита этрусской работы. Он, вероятно, был изготовлен в Тарквиниях, как и десятки других подобных ему щитов, найденных в современных эсквилинскому погребению этрусских могильниках VIII–VII веков до н.э.
|
Бронзовый щит из Цере, музей Ватикана
|
Щит с Эсквилина круглой формы диаметром 61 см. Другие находки имеют гораздо бо́льшие размеры, доходя до метра в диаметре и напоминая этим более поздние гоплитские щиты «аргосской формы». Сам щит полностью изготовлен из тонкого бронзового листа, к внутренней стороне которого при помощи заклёпок прикреплены рукоять и петли для ремней. Речь, таким образом, идёт о сугубо декоративном изделии, специально предназначенном для помещения в погребение. Тем не менее, щит имитирует вполне реальные предметы защитного снаряжения своего времени, которые имели схожие размеры и снаружи могли также покрываться листом чеканной бронзы.
Украшен щит чеканным геометрическим орнаментом, состоящим из нескольких «поясов» концентрических окружностей. Более дорогие и роскошные изделия могли включать изображения людей и животных, а также целые композиции, подобные украшавшим щит Ахилла в гомеровском описании. Держали щит за центральную рукоять. Для переноса вне поля боя к его внутренней поверхности крепились петли для ремней.
Щиты, которые носили салии, назывались «анцилии». Их форму Дионисий Галикарнасский описывает как «ромбовидную, сужающуюся с боков». К этому описанию он прибавляет, что ранее никто из италийцев не знал такой формы. Именно поэтому слуги Нумы, обнаружившие щит в царских покоях, решили, что он послан богами. Художественные изображения республиканской эпохи свидетельствуют, что щиты салиев имели скорее прямоугольную, нежели ромбическую форму, со скруглёнными углами и глубокими вырезами на длинных гранях. По мнению историков, такая форма могла восходить к микенскому щиту «восьмёрковидной» формы.
|
Бронзовый анцилий из Казале дель Фоссо.
Вилла Джулия,
Рим
|
При раскопках этрусского некрополя Казале дель Фоссо в округе Вей в 1915 году было обнаружено богатое погребение, относящееся к 750–730 годам до н.э. Среди найденного археологами военного снаряжения внимание к себе приковали два бронзовых щита особой формы, напоминающей анцилии. Каждый из них состоял, в свою очередь, из двух бронзовых щитов круглой формы, соединённых друг с другом при помощи третьего меньшего размера. Из-за этого форма анцилия напоминала восьмёрку.
Обувь
На этрусских фресках VI века до н.э. мы видим изображения высоких шнурованных башмаков, иногда с загнутыми носками. Археологические находки этого времени отсутствуют, поэтому внешний вид и покрой восстанавливаются чисто гипотетически. Некоторые цвета обуви регламентировались. Цари носили башмаки красного цвета, а сенаторы — чёрного.
|
Этрусские сапоги, современная реконструкция
|
Alex Kozlenko
По теме: