Страницы

Биополитика Фуко: итоги и послевкусие

Мы завершаем цикл статей о биополитике Мишеля Фуко. Как возникло и на чем зиждется полицейское государство? Как и нужно ли с ним бороться? Актуальна ли биополитика в наши дни?Сегодня мы обобщаем его концепцию рационального управления, а также формулируем те рецепты, которые предложил обществу интеллектуалов блистательный мыслитель.

Итак, происхождение и содержание концепции биополитики Мишеля Фуко можно сформулировать в следующих тезисах:
1. Эпоха Просвещения явилась переломным моментом в истории человечества, выразившегося в примате разума и разработке рациональных подходов во всех областях человеческой деятельности. В сфере государственного управления этот подход выразился в смене традиционных типов управления (христианского и «территориального») рациональным.

2. Рациональный тип управления обладает следующими характеристиками: 1) опирается на специальное знание об управлении; 2) констатирует суверенитет государства в геополитическом пространстве; 3) ставит целью государства приращение его могущества и увеличение благосостояния.

3. В XVII-XVIII вв. сформировалась полиция, олицетворяющая рациональный тип управления. Это новый тип администрирования, в сферу ведения которого начал входить контроль за всеми сферами жизнедеятельности населения. Из теоретической модели администрирования политика стала учебной дисциплиной и политической практикой управления.

4. Практики рационального управления, инструментом которого служит максимальный контроль над населением как над живыми биологическими организмами, проникающий во все пласты их жизнедеятельности, называются биополитикой.

5. Стремление управленческих практик к тотальной рационализации ведет к гипертрофированным формам рационального управления, превращению государства в полицейское, образованию таких режимов, как фашизм и сталинизм.

6. Задачей гражданского и научного общества является недопущение неоправданных методов биополитики и проявления чрезмерного необоснованного управления путем критической оценки деятельности государства. Исторически инструментом такого контроля явился либерализм.

7. Либерализм представляет собой не политическое или идеологическое течение, а именно способ, инструмент воздействия на политическую власть с целью ее реформирования и устранения негативных эффектов ее чрезмерного администрирования.
Такие выводы позволил сделать наш небольшой обзор работ Мишеля Фуко по заявленной теме. Конечно, мы опустили целый ряд интереснейших и умозрительных подробностей, акцентов и деталей его концепции, но, как нам кажется, сформулировали ее основные постулаты в общем виде. Существует серьезная критика подходов Фуко к вопросам политики и власти, в том числе обвинения в их антинаучности и некорректном изложении фактов. Однако необходимо отметить, что достижением французского философа является новаторский подход к трактовке власти и генезису современной политики. Как бы то ни было, его концепция, с выявлением перегибов биополитики и особой ролью либерализма, отвечает главной задаче современности, а именно – выйти за пределы исторических, научных и идеологических рамок, обрести смелость использовать собственный разум, как завещал Иммануил Кант, и осуществить поиск методов и способов рационального, но при этом справедливого управления, отвечая философской и гражданской миссии человека и интеллектуала.

Работы Фуко с годами не потеряли своей актуальности. Сегодня, перелистывая страницы его биополитики, мы можем лишь с горечью отметить, как эволюционировала практика рационального управления. Действительно, в XXI веке на службе у государства находятся все самые совершенные технологии. Это камеры видеонаблюдения, которые следят за человеком где бы он ни находился – в магазине, за рулем автомобиля, на работе и даже дома — просто сладкий сон Большого Брата. Это возможность прослушки и доступа к содержанию всей информации, проходящей через мобильный телефон, электронную почту и социальные сети — вспомним откровения Эдварда Сноудена. Это «универсальные карты», которые привязывают всю твою жизнь и все данные к одной электронной карте, которая идентифицируется через твои отпечатки пальцев. И многое другое.

Как и раньше, все эти меры обосновываются удобством, экономией, соображениями безопасности и антитеррористической угрозы и прочими «благими намерениями». Но, по Фуко, чем больших масштабов приобретает биополитика, тем явнее ее «перекосы» и тем больше необходимо ее корректировать извне и задавать нужные рамки. А это, как мы помним, задача интеллектуалов. И многие из них пытаются с ней справиться: Джулиан Ассандж, который уже долгое время находится в заточении, Эдвард Сноуден, который признан предателем и обречен на смерь на родине, сотни людей, которые выходят на улицы Парижа, Кельна и других городов, которые хотят, чтобы их голос был услышан, и заявляют свою позицию, давая понять государству, что их терпение не безгранично, а «рациональные» политические цели и практики не должны иметь своей ценой чьи-то права, свободы, а зачастую – и жизни. Сам Фуко, как мы помним, не раз оказывался на амбразуре, в самом эпицентре уличных протестов, не только рассуждая и критикуя излюбленные практики власти в стенах своего кабинета, библиотеки или лекционной аудитории, но готовый грудью защищать свои идеи, мысли и убеждения. Ведь это долг любого, кто считает себя интеллектуалом…

P.S. В 2016 году исполнилось 90 лет со дня рождения философа.



Читайте другие статьи из цикла: