Страницы

Экипировка античных воинов: самнит

Экипировка античных воинов: самнит

Самниты — древний народ горцев-пастухов, населявший центральную и южную часть Апеннинского полуострова и говоривший на италийских языках оско-сабельской ветви. Родственными самнитам народами были сабины, луканы и бруттии.

В V веке до н.э. самниты стали совершать набеги на земли Кампании. Между 440 и 420 годами до н.э. им удалось нанести поражение жившим здесь оскам. Города Капуя, Кумы, Неаполь, Нуцерия и Нола вынуждены были признать над собой их власть. Одновременно луканы в союзе с тираном Сиракуз Дионисием Старшим стали опустошать земли Апулии. К 350 году до н.э. под их контроль перешло большинство греческих городов западного побережья Италии.

В 343 году до н.э. Капуя, нуждавшаяся в помощи против грабительских набегов самнитов, обратилась к Риму. Это спровоцировало целую серию затяжных войн, которые велись между римлянами и самнитами на протяжении полувека. Римляне не раз терпели тяжёлые поражения. Самое известное из них произошло в 321 году до н.э., когда в Кавдинском ущелье самниты захватили в плен целую римскую армию. Лишь ценой напряжения всех сил римлянам удалось одержать над ними верх в 290 году до н.э. После этого самниты сражались против Рима в 280—275 годах до н.э. на стороне Пирра и в 216—203 годах до н.э. — на стороне Ганнибала. Последней попыткой сопротивления самнитов Риму была Союзническая война 91—88 годов до н.э.

Самниты обладали большой армией, сильной конницей и многочисленной пехотой. Римский историк Тит Ливий оставил довольно подробное описание вооружения самнитских воинов, имевшегося у них в ходе войны с римлянами в 308 году до н.э.:

«Было у них два войска: у одного щиты с золотой насечкой, у другого — с серебряной… Грудь у самнитов прикрывал панцирь, левую голень — поножи; шлемы с гребнями должны были сделать рост воинов более внушительным. У «золотых» воинов туники были разноцветные, а у «серебряных» — из белоснежного льна. У этих последних были серебряные ножны и серебряные перевязи, а у первых то и другое — золотое, и попоны на конях расшиты золотом. Одним отвели правое крыло, другим — левое».


В проекте предлагается реконструкция внешнего вида, оружия и защитного снаряжения самнитского воина второй половины IV — первой половины III века до н.э., составленной на основе описаний античных авторов и современных археологических находок.

Самнитский воин

Самнитский воин

Вооружение и части снаряжения самнитского воина
обозначены значками-маркерами

Плюмаж

Стела из Энтелы с изображением поперечного плюмажа
Стела из Энтелы с изображением поперечного плюмажа

  Для украшения шлема использовался плюмаж, изготовленный из перьев красного либо чёрного цвета длиной около 40 см, или волосяной султан из конской гривы. По словам историков, перья должны были визуально увеличить рост человека и придать воину красивый и грозный вид. Перья могли вставляться в бронзовые трубочки, крепившиеся по сторонам шлема. На некоторых рельефах виден поперечный плюмаж, который мог обозначать командиров, как это практиковалось в римской армии.

Шлем

Большинство археологических находок самнитских шлемов относится к так называемому «халкидскому» типу, который отличается ровной линией лобного выреза и отсутствием наносника. Такой шлем оставлял лицо открытым, что обеспечивало его владельцу широкий обзор и хорошую слышимость. По обе стороны шлема имеются глубокие вырезы для ушей и слегка выгнутый назатыльник.

Шлем

Шлем


Скулы защищены парой нащёчников, подвешенных на железных петлях по бокам к тулье шлема. Форма нащёчников следовала линии изгиба нижней челюсти. Некоторые нащёчники имели трёхдисковую форму — наподобие формы доспеха, в паре с которым носились. Для крепления шлема на голове использовались кожаные завязки, которые проходили через металлические петли в нижней части нащёчников. Перекрещиваясь друг с другом под подбородком, они затем закреплялись на двойной петле под назатыльником. Такой способ обеспечивал надёжное крепление шлема на голове: его невозможно было сорвать с головы или сбить в сторону при сильном ударе.

Форма навершия шлема, как правило, представляла собой невысокий купол. Под влиянием моды, пришедшей с востока, некоторое распространение получили высокие тиаровидные навершия. Отельные шлемы в лицевой части украшались рельефными изображениями волос, спиралевидными волютами, масками. Дополнительным украшением служили крепившиеся с боков крылышки из тонкой листовой бронзы.

Самнитский шлем IV века до н.э. из коллекции А. Гуттмана. Обратите внимание на поперечное расположение крепления для плюмажа из перьев.

Самнитский шлем IV века до н.э. из коллекции А. Гуттмана. Обратите внимание на поперечное расположение крепления для плюмажа из перьев.


Помимо вышеописанного типа, самниты носили и другие шлемы, известные как по памятникам искусства, так и по археологическим находкам. Со временем самой широкой популярностью здесь стал пользоваться монтефортин, который самниты позаимствовали у кельтов или римлян.

Доспех

Бронзовая статуэтка IV века до н.э., изображающая самнитского воина (Лувр, Париж). Воин облачён в трёхдисковый доспех с бронзовым поясом, на голове он носит шлем, а на ногах — поножи.

Бронзовая статуэтка IV века до н.э., изображающая самнитского воина (Лувр, Париж). Воин облачён в трёхдисковый доспех с бронзовым поясом, на голове он носит шлем, а на ногах — поножи.


На бронзовой статуэтке из Лувра, изображающей самнитского воина, он облачён в трёхдисковый панцирь, закрывающий верхнюю часть груди. Тот же вид доспеха носят самниты, изображённые на росписи кампанских и апулийских ваз и ряде фресок. Этим изображениям соответствует немалое число археологических находок, которые позволяют отчётливо представить конструкцию и внешний вид доспеха.

Как правило, доспех состоял из нагрудной и наспинной секций, совершенно идентичных по своим размерам, форме и украшениям. В некоторых редких случаях нагрудник можно узнать по небольшому полукруглому вырезу в верхней кромке. Основным элементом украшения являются три слегка выпуклых диска, отчеканенных на ровной поверхности обеих секций. Нагрудник и наспинник соединены друг с другом посредством пары наплечников и пары боковых пластин шириной около 10 см, которые, в свою очередь, крепились к доспеху при помощи колец и крючков. Все металлические части доспеха изнутри были подбиты кожей, которая заворачивалась на внешний край и там закреплялась.

Доспех из гробницы в Ксур-эс-Сад, музей Бардо, Тунис

Доспех из гробницы в Ксур-эс-Сад, музей Бардо, Тунис


Самый красивый доспех такого типа был найден в гробнице Ксур-эс-Сад в Тунисе. Очевидно, он принадлежал италийскому наёмнику, состоящему на службе в армии Карфагена. Как и другие подобные доспехи, он изготовлен из листовой бронзы, обильно покрытой чеканными узорами растительного и геометрического орнамента. Главным элементом отделки является голова Минервы, увенчанная шлемом с тремя гребнями. Такой мотив украшения был позаимствован у греков. Сверху доспех покрыт тонким слоем серебра или олова, что напоминает о серебряном вооружении воинов описанного Ливием «полотняного» легиона самнитов.

Доспехи из коллекции А. Гуттмана

Доспехи из коллекции А. Гуттмана


Ещё одна форма доспеха, известная как по предметам искусства, так и по реальным археологическим находкам, представляет собой прямоугольные нагрудную и наспинную бляхи, украшенные, соответственно, рельефным изображением грудных и спинных мускулов. Система соединения нагрудной и наспинной секций посредством пары наплечников и пары боковых пластин аналогична описанной выше. Все металлические части доспехов изнутри подбивались кожей, которая заворачивалась на внешний край и там закреплялась.

Судя по изображениям на фресках, обе разновидности доспехов обычно носили в сочетании с широким бронзовым поясом.

Пояс

Бронзовый самнитский пояс, IV век до н.э.

Бронзовый самнитский пояс, IV век до н.э.


Непременной частью италийской мужской одежды был пояс. Все самнитские воины на фресках и изображениях носят бронзовый пояс, известный также по многочисленным археологическим находкам. Он представляет собой бронзовую ленту шириной от 8 до 12 см, застёгивающуюся на пару крючков, которые входили в отверстия на противоположной стороне. Основание такого крючка, крепившееся к самому поясу, выполнялось в форме пальметки. Ряд мелких отверстий вдоль края бронзовой ленты свидетельствует о том, что с внутренней стороны пояс имел кожаную подкладку, которая оборачивалась вокруг его края и прошивалась кантом.

Туника

Как и римские, самнитские туники кроились из двух прямоугольных кусков шерстяной ткани примерно 1,5 на 1,3 м, которые сшивались с боков и у горловины. Вырез для головы был достаточно широким, что в жаркое время года позволяло для большей свободы движения спускать правый рукав, обнажая правое плечо и руку. На боках и на поясе туника собиралась складками и подпоясывалась ремнём. Туники, изображённые на вазописи и фресках, имеют довольно короткий подол, едва достигающий верхней части бёдер. Возможно, речь в данном случае идет о региональной моде.

Фреска из Нолы с изображением пёстро разодетых самнитских воинов IV века до н.э.

Фреска из Нолы с изображением пёстро
разодетых самнитских воинов IV века до н.э.


В подавляющем большинстве случаев туника имела желтоватый цвет некрашеной овечьей шерсти. Ливий, описывая приготовление самнитов к новой войне с Римом в 308 году до н.э., упоминал о двух отборных отрядах самнитской армии, различавшихся украшениями доспехов и цветом туник. У одного из них были позолоченные доспехи и пёстрые туники, у другого — посеребрённые доспехи и туники из белоснежного льна.

Поножи

Поножи

Поножи


Судя по изображениям на фресках и археологическим находкам, самниты носили поножи, которые они переняли у греков. Поножи эти были классического образца и воспроизводили форму голени, которая позволяла им плотно сидеть на ноге даже без специальных элементов крепления. Дополнительно поножи фиксировались на месте при помощи пары кожаных ремней, один из которых проходил под коленным выступом, а другой — в области щиколоток. По словам Ливия, самниты обычно носили только одну поножу на левой ноге, которая выставлялась во время боя вперёд. Впоследствии этот обычай был характерен также и для гладиаторов.

Дротик

Каждый из воинов, изображённых на этой фреске IV века до н.э. из Пестума, вооружён копьем и сверх того двумя дротиками

Каждый из воинов, изображённых на этой фреске IV века до н.э.
из Пестума, вооружён копьем и сверх того двумя дротиками


Хотя римские авторы приписывали самнитам изобретение пилума, впоследствии заимствованного у них самими римлянами, в этом они, скорее всего, ошибались. Судя по изобразительным источникам, самниты вооружались лёгкими дротиками, которых у воина имелось от 2 до 5 штук. Их конструкция позволяла как вести метательный бой с некоторого расстояния, стоя в свободном построении, так и использовать их в рукопашной схватке лицом к лицу с противником.

Щит

Ливий, описывая вооружение самнитов, называет их щит словом scutum — так же, как и щит римлян. Более того, римляне были уверены в том, что сами они переняли такую модель щита именно у самнитов. Неизвестный автор Ватиканского сборника (Ineditum Vaticanum) писал:

«У нас тогда не было продолговатого самнитского щита (scutum) и дротиков (pilum), мы сражались с круглыми щитами (clipeus) и копьями (hasta)… Когда началась война с самнитами, нам пришлось вооружить солдат продолговатыми щитами и дротиками, и так, переняв оружие противника, нам удалось их победить».


То же самое утверждали Афиней: «они научились использовать большим щитом (scutum) у самнитов», — и Саллюстий: «наши предки… позаимствовали своё наступательное и оборонительное оружие у самнитов».

Самнитский военачальник Марк Фанний ведёт переговоры с римлянином Квинтом Фабием Руллианом. Фреска с гробницы на Эсквилине в Риме, III век до н.э. Самнит вооружён большим продолговатым щитом. Он также носит шлем и поножи

Самнитский военачальник Марк Фанний ведёт переговоры с римлянином Квинтом Фабием Руллианом. Фреска с гробницы на Эсквилине в Риме, III век до н.э. Самнит вооружён большим продолговатым щитом. Он также носит шлем и поножи.


Можно допустить, что самнитские щиты, как и римские, изготавливались из трёх слоёв тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Воин держал щит кистью за центральную рукоять, снаружи прикрытую деревянным умбоном. Варианты щита включали не только обычную прямоугольную форму, но и трапециевидную, описанную Ливием:

«Щиты были такие: верхняя часть, защищающая грудь и плечи, пошире, и верх ровный, книзу же, чтоб не мешать двигаться, щит суживался в виде клина».


Такая форма изредка встречается на римских рельефах, изображавших гладиаторов. Возможно, Ливий при её описании вдохновлялся элементами современного ему гладиаторского снаряжения. Но может быть, что такая форма щита существовала на самом деле и воспроизводилась в снаряжении гладиаторов как элемент аутентичного «самнитского» комплекса вооружения.

Гробница Попликолы в Остии, на рельефном фризе которой изображён гладиатор, вооружённый трапециевидным щитом, соответствующим описанию Тита Ливия

Гробница Попликолы в Остии, на рельефном фризе которой изображён гладиатор, вооружённый трапециевидным щитом, соответствующим описанию Тита Ливия.


С лицевой стороны щиты богато расписывались и украшались описанной Ливием золотой или серебряной насечкой. Образцы росписи можно наблюдать на многочисленных фресках и росписи ваз.

Alex Kozlenko


По теме: