Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Жизнь после смерти: точки зрения христианства и иудаизма


 Представим себя на месте некоего несчастного, родившегося и прожившего всю жизнь в тайге в обществе ежиков и медведей и внезапно оказавшегося в агрессивной и воняющей выхлопными газами цивилизации. Если он не задохнется в первые же дни, то ему наверняка захочется выбрать религию, ведь в нашем социуме до сих пор часто нужно, как и стиральную машину и телевизор, обязательно иметь религиозную ориентацию. Церковные волонтеры, ничем не уступая менеджерам по продажам тех же стиральных машин, завалят его самыми разнообразными предложениями и бонусами. Естественно, вместо гарантийного ремонта предлагается жизнь после смерти. И вот основной выбор, который, кстати, без шуток описывает взгляд основных религий на существование после смерти.

Христианство

Начнем с наиболее близкого и знакомого. Интересно, но многие верующие с равным успехом убеждены в том, что у них были прошлые жизни. Некоторые даже готовы об этом рассказать на основе собственных ощущений и того, что им где-то кто-то нагадал. Однако прочтите постановление второго Константинопольского собора: «Тот, кто будет защищать мифическую доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее нелепое предположение о ее возвращении, тому анафема». О как! Никогда не креститесь, если верите в то, что существовали прежде, иначе вы тогда противоречите самим себе.

Также многие убеждены, что после жизни нас ждет ад или рай, то есть продолжение жизни, а на самом деле в христианстве земная жизнь вообще едва ли заслуживает внимания и вообще может называться жизнью, поскольку это только лишь подготовка к настоящей жизни в другом мире, поэтому и смерти как таковой нет.

После непосредственной смерти еще два дня душа свободна и находится возле тела, а на третий день, после погребения, переходит в другой мир. Этот факт породил множество мифов и предрассудков, а также послужил источником для фантастических романов и фильмов.

Что касается ощущения себя самого в загробном мире, на небесах, то в христианстве вам предлагают сохранить полноту своих мыслей и осознания без перерыва ни на миг, но уже без тела. Тем не менее в это не так легко поверить, зная опыты нейрофизиологов, которые, лишь только отключая какие-либо зоны работы мозга, заставляли человека перестать помнить свое имя, названия вещей, уметь идентифицировать предметы и т.д. И как же себя осознавать после смерти, когда мозг вообще не будет работать, если даже небольшие изменения способны привести к полной потере себя?

Утверждается, что после смерти вы сможете общаться с миром ангелов, демонов и другими душами. Душа будет продолжать развиваться, причем это зависит от степени духовности и греховности. Но, чтобы попасть в загробный мир, нужно еще пройти Страшный суд. Он по-настоящему страшен для нераскаявшихся и очень больших грешников, которые попадут в ад. Другие могут рассчитывать на вечную жизнь в раю. У католиков функции ада выполняет чистилище, время пребывание в нем определяется степенью тяжести грехов и тем, как за человека молятся родственники на земле. Правда, чистилища можно избежать, если при смерти отпустили все грехи. Если нет, то даже праведнику придется там побывать. Злые языки называют чистилище «изобретением», поскольку изначально его не было. Оно начало формироваться лишь в первом тысячелетии. Идею отшлифовал и окончательно оформил Фома Аквинский. А полностью догмат о чистилище был принят лишь в XV веке на Флорентийском соборе.

Иудаизм

Поскольку в иудаизме изначально внимания смерти и тому, что за ней следует, практически не уделялось, а четкие акценты в этом направлении до сих пор не установлены, отношение к смерти в этой религии представляет собой зачастую заимствованные идеи из других течений, смешанные и адаптированные. Причем одновременно существует несколько вариантов, во многом противоречащих друг другу. По отдельности все это описывать нет смысла. Достаточно сказать, что наряду с адом, раем и чистилищем существует и возможность реинкарнации, что происходит по желанию и при наличии необходимого опыта, полученного в жизни на небесах.

Однако особенное внимание уделяется Воскрешению. Каждый иудей верит, что наступит момент, когда придет Мессия и настанет Воскрешение мертвых. Однако, чтобы быть воскреснувшим, нужно несколько обязательных условий. Во-первых, должна остаться хотя бы одна кость, поскольку она будет служить основой для восстановления тела. Во-вторых, воскреснувшие тела поднимутся из могил только в «Земле обетованной». Но если тело иудея захоронено в другой стране, то помочь этому призваны туннели Мехиллот, поэтому у евреев принято на голову усопшего сыпать землю из Израиля.

Бесспорно, важный момент жизни после смерти в религиозных и мистических течениях, прежде всего для рационального ума представителей западной цивилизации, обуславливается собственными страхами перед этим малоизученным и понятным обстоятельством. Люди инстинктивно стараются верить в то, что позволит им меньше бояться таких событий.

Мало того, поскольку, кто бы что ни говорил, любая религия мало чем отличается от мистики; если она начнет отрицать наличие загробной жизни, то она как бы будет оторвана от привычных сверхъестественных вещей. Кто станет верить религии, если ее пророки начнут говорить, что после смерти ничего нет и не может быть? Очень много определяет в этом направлении страх человека. На нем играют и его используют. Наверно, вам интересно, насколько сильно вы боитесь смерти и что будете думать в моменты ее переживания.

Поэтому предлагаю вам психологический тест, позволяющий взглянуть правде в глаза.
Точность 95%. Если вы все еще мечетесь и не знаете, боитесь ли вы смерти или нет, то данный тест позволит определиться в этом вопросе на сегодняшний момент.
Боитесь ли вы смерти?
  • Вы очень дорожите имеющимися материальными ценностями. Вся ваша жизнь – это стремление к их приобретению. 
        - Да (+1).
  • Вы тяжело переживаете расставание с близкими людьми. Если человек умирает, для вас это воистину едва переживаемое большое горе.
       - Да (+1).
  • Вам всегда не хватает времени не только на дела, но и на личную жизнь.
         - Да (+1).
  •  Вы очень сильно любите своих близких и хотите с ними часто общаться, но не всегда имеете для этого достаточно времени.
        - Да (+1).
  • Вы не уверены, что жизнь после смерти существует.
        - Да (+1).
  • Вы сомневаетесь в существовании Бога.
        - Да (+1).
  • Когда вы видите труп, он долго не выходит из вашей головы и вы его часто вспоминаете. При этом в то время, когда вы его видите, переживаете массу неприятных ощущений. 
        - Да (+1).
  • Вы применяете или уверены, что будете применять, все возможные средства для отдаления момента смерти.
        - Да (+1).
  • Вы еще не реализовали свой потенциал и не достигли желаемых целей в жизни.
        - Да (+1).
  • У вас имеются потусторонние страхи. То есть боитесь НЛО, мертвецов, привидений, духов, ночи на кладбище и т.д.
       - Да (+1).


                                              Результат:
  • 0—2 – Уж чего-чего, но смерти вы точно не боитесь и она вас не волнует. Что бы ни было после нее, это вас не так уж интересует, и вы готовы на любой исход. Трудно предположить, как вам удалось так ответить на все вопросы. Дело в том, что это существенное отклонение от нормы. Более того, существует вероятность, что у вас сейчас наличествует какая-то серьезная депрессия. Возможно, присутствуют суицидальные мысли. Если так, то нужно только понять, что все меняется, и пройдет немного времени и вы снова возрадуетесь жизни.
  • 3—5 – Вы немного переживаете о смерти, но по большому счету, когда она будет близка, особого страха испытывать не станете. Вы относитесь к группе людей, обладающих достаточно объективным пониманием вещей. Во всяком случае, в отношении этой темы. Ведь такое отношение к смерти наиболее нормально с точки зрения здравого смысла. Сильно бояться смерти не имеет резона, потому что получается, что ты не живешь, а все время ожидаешь и трясешься от предстоящего неизбежного события.
  • 6—8 – Вы боитесь смерти, и, когда наступит тот самый нежеланный момент, начнете очень жалеть о конце жизни и вначале будете бояться будущего. Причем вы можете не осознавать, что боитесь смерти. Так или иначе, ваш взгляд на смерть наиболее распространен, поэтому стесняться его нет причины. Страшиться смерти не имеет смысла, поскольку это все равно, что всю жизнь ее ожидать. Поймите, смерть – движущая сила природы, и бояться просто глупо – в силу того, что она в любом случае рано или поздно наступит. Во всяком случае, никому еще не удалось обойти этот закон. Опасаться следует злых людей и неудач.
  • 9—10 – Вы очень сильно боитесь смерти. Возможно, думаете о ней постоянно. Как и в предыдущем случае, вам нужно пересмотреть свой взгляд, поскольку жить в вечном страхе нет причины. Во-первых, она будет в любом случае, а страшиться неизбежности неразумно. Во-вторых, неужели так приятно все время мучиться в ожидании этого фатального события? Не лучше ли наслаждаться жизнью, тем более что не факт, что счастье еще раз пожить настанет когда-нибудь снова?

Давайте рассмотрим как Еврейская Библия - ТаНаХ объясняет, что же такое душа.
  • Душа — это жизнь
  • Душа — это отдельная личность, человек
  • Душа — как символ чувств, мышления, настроения
Стоит отметить, что «халдеями» европейцы и до сих пор по традиции иногда называют христиан — жителей Ирана и Ирака, а их церковь и официально называется Халдейской (Catholic Chaldaean Church, уния с Римом 1553, резиденция Патриарха в Багдаде). Но это, само собой, не те халдеи, о которых идет речь.
"Ветхого Завета", придуманного христианами,
не существует.
Существует Еврейская Библия - ТаНаХ.


У христиан нет библии: есть евангелия и письма.

Еврейскую библию христиане назвали "Ветхим Заветом", приплюсовали своё творчество и назвали "своей" Библией.

А в IV веке канон книг Библии был окончательно закреплен Вселенским Собором.


Немного истории:

В христианстве все заимствовано. 

 Дохристианский бог Митра, его еще называли сыном Солнца и Светочем Мира, родился 25 декабря, был похоронен в склепе на склоне горы и ровно через три дня воскрес. Кстати, 25 декабря является также днем рождения Осириса, Адониса и Диониса. Новорожденного Кришну одарили золотом, ладаном и миррой. Даже священный для христиан день недели был позаимствован у язычников.

Вообще-то изначально христиане считали таким днем еврейский шаббат – субботу, но Константин сдвинул его в пользу почитаемого язычниками дня Солнца. По сей день большинство прихожан посещают службу в воскресенье утром и понятия не имеют о том, что находятся здесь по той же причине, что и язычники, – отдать дань уважения дню бога Солнца. А это кроется в самом названии воскресенья – Sunday.

Во времена слияния двух религий Константину нужно было укрепить новую христианскую традицию, и он созвал знаменитый Вселенский собор. На этом собрании обсуждались, принимались и отвергались многие аспекты христианства – дата Пасхи, роль епископов, церковные таинства и, разумеется, божественность самого Иисуса Христа. Только на этом Вселенском соборе Христос был провозглашен и официально признан Сыном Божиим. В результате голосования. Так что божественная сущность Иисуса стала результатом голосования. Причем выиграл Он лишь с небольшим преимуществом голосов.

Однако подтверждение божественной сущности Иисуса стало определяющим моментом в дальнейшем развитии Римской империи, и именно на этой основе зиждилась затем власть Ватикана. Официально провозгласив Иисуса Сыном Божьим, Константин тем самым превратил Его в божество, существующее как бы вне мира людей, чья власть над ними вечна и незыблема. Это не только предотвращало дальнейшие выпады язычников против христианства, но и позволяло последователям Христа искать спасение души лишь через один-единственный официально утвержденный канал – Римскую католическую церковь.

А делалось все это исключительно ради власти:

Христос как Мессия угрожал самому существованию Церкви и государства. По мнению многих ученых, ранняя Церковь украла Христа у Его последователей в прямом смысле этого слова, отняла у Него человечность, затуманила Его образ, обрядив в непроницаемый плащ божественности. И использовала все это лишь с одной целью – расширить и укрепить свою власть.

Большинство образованных христиан знакомы с историей своей веры. Иисус действительно был великим и очень сильным человеком. И все это политиканское маневрирование Константина никак не преуменьшает значения жизни Иешу. Никто не может сказать, что он был обманщиком, никто не отрицает, что он две тысячи лет назад ходил по этой земле и вдохновлял миллионы людей, призывая их к лучшей жизни. Мы всего лишь утверждаем, что Константин использовал огромное влияние и значимость Иешу в своих целях. И таким образом сформировал основы известного нам на сегодняшний день христианства.

Но тут существовал один подвох:

Поскольку Константин поднял статус Христа почти через четыреста лет после смерти последнего, успели накопиться тысячи документов, хроник жизни великого человека, где Он описывался как простой смертный. Константин понимал, что следует переписать эти исторические книги. Именно тогда и возник самый значимый момент в истории христианства. Константин финансировал написание новой Библии, куда не входили бы Евангелия, говорившие о человеческих чертах Христа, а включались те, где подчеркивалась божественная Его сущность. Все более ранние Евангелия были объявлены вне закона, затем собраны и сожжены на кострах.

К счастью для историков, некоторые Евангелия из тех, что приказал уничтожить Константин, уцелели. Так, в 1950 году в пещере неподалеку от Кумрана были найдены Свитки Мертвого моря. А незадолго до этого, в 1945-м, Коптские свитки, их нашли в Наг-Хаммади. В этих документах рассказывалась не только истинная история Грааля, они повествовали о пастырской роли Христа с чисто светской точки зрения. И разумеется, Ватикан, в худших своих традициях дезинформации, стремился пресечь распространение этих свитков. Что в общем-то и понятно. Ведь свитки эти позволяли выявить исторические расхождения и подтасовки, служили подтверждением тому, что к созданию новой Библии приложил руку политикан, стремившийся обожествить человека Иисуса Христа и использовать Его авторитет для укрепления собственной власти.

Любой, кто предпочитал запрещенные Константином версии Евангелия, объявлялся еретиком. Само слово «еретик» происходит от латинского «haereticus», что означает «выбор». Тот, кто выбрал изначальную историю Христа, и стал первым в мире «еретиком».

Рассмотрим Книгу Притчей Соломоновых (סֵפֶר מִשְׁלֵי, [сефер мишлей]), одну из трех книг Библии, входиящую в раздел Писания (Ктувим).

В синодальном переводе:
Благотворит душе своей милосердый человек, а разрушает плоть свою жестокосердый. (Прит 11:17).
Однако, для того чтобы сохранить форму стиха, его следовало бы перевести:
Человек милосердый благотворит душе своей,
а жестокосердый разрушает плоть свою.
Но и этот перевод будет достаточно условным. При переводе этого стиха на любой язык возникает проблема, которую еще ни один переводчик Священного Писания не смог разрешить. Слово нефеш / נפש действительно переводится во всех словарях как «душа», и таково значение этого слова в современном иврите, но в библейском иврите у этого слова нет подобного значения, поскольку нет понятия души, как чего-то отдельного от тела.

Библейская антропология не разделяет тело и душу и не усматривает между ними антагонизма. Библии присущ монизм, который в отличие от дуализма не приписывает человеку изначального конфликта между плотской оболочкой и бестелесной душой.

Слово нефеш в Библии – это репрезентация жизненных сил, витальных способностей человека (Быт 9:5) и животного (1:30), и тем самым оно относится к сфере телесного. Поэтому нефеш может быть кровью (Лев 7:27), и собственно телом (9:16), и человеком вообще (46:22). Неудивительно, что и у «тела» нет аналога в библейском лексиконе. Наиболее близкое понятие – это басар («плоть»), нефеш, таким образом, это то, что делает плоть живым существом.

Понятие «тело» появляется только в пост-библейском иудаизме – вместе с понятием «душа» и с проблемой дуальных отношений между ними. Некоторые исследователи видят в этом влияние эллинизма, а другие говорят о типологическом, универсальном развитии от монизма к дуализму.

Так что не надо думать, будто первая половина стиха говорит о том, кто беспокоится о своей душе, а вторая – о том, кто не беспокоится о своем теле. Обе половины стиха из Книги Притч говорят о необходимости заботиться о благополучии своего тела. Праведный беспокоится о теле, и потому витальный компонент его существа пребудет в нем, а жестокий злодей разрушает плоть, лишая ее возможности быть репрезентированной душой, и приводит самое себя к смерти.

Хочу предложить материалы по иудаизму (для религиоведов и для тех, кто интересуется изучением религий, историей их возникновения, их сходства и различий):
________________
[1] "Зоар" - центральный труд по Каббале.

______________

Идея жизни после смерти содержит многочисленные противоречия и трудности, по поводу которых в течение веков ломались копья в теологических дискуссиях.

Еще более выразительно описываются мытарства грешной души в книге пророка Ионы:
... И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
(Ионы, 2:1-7)
Книга пророка Ионы была настолько почитаема и популярна в религиозных кругах Израиля, и особенно была авторитетна среди первых христиан (последователей "назорейской ереси"), что легла в основу мифа о воскресении Иисуса Христа и спускании его в царство мертвых для проповеди там Благой Вести, ее упроминает как прототип этой евангельской фабулы автор Евангелия от Матфея:
... как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40)