Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Видеонаблюдение на экзаменах — необходимость или издевательство над учащимися?

О боязни камер, полезности шпаргалок и о том, почему использование технических новшеств  в образовательной сфере уместно не всегда.

Рьяная борьба со списыванием на экзаменах не приносит никакой пользы, считает клинический психолог Елена Алекперова.


В Японии многие студенты берут с собой на экзамен шоколадку «Kit Kat», так как с её названием созвучно японское «kitto katsu» — «обязательно победим».
Если плох не ученик, а учитель, видеокамера на экзамене ничего не решит.

Шпаргалки для студента — вещь просто святая. Они необходимы, но не в момент их использования, а в момент их написания. Мало кто из студентов способен умело пользоваться шпаргалкой. Нужно обладать особым артистизмом, особой волей, чтобы ими пользоваться. Но шпаргалка внушает студенту уверенность.

Короче, это моя ода шпаргалке.

И пока они существовали, существовали настоящие ученые, создающие те технологии, которые пущены сейчас против будущих ученых. Те самые компьютеры, те самые видеокамеры, интерактивные доски. Да, безусловно, ребенок лучше усваивает предметы в игровой форме. Но главное, его, дорогого, не заиграть. А то он выльется из детского инфантилизма в старческий маразм без переходного периода. Он начнет деградировать, не успев развиться.

Как-то в метро я видела виртуоза, который нажимал кнопочки на своем телефоне с такой скоростью, что это было больше похоже на судороги. Уже не в метро, но я видела вопрос тестов по русскому языку. Ко мне вылез менеджер по персоналу, и, видя все мои дипломы советского образца, когда в переходах их еще не продавали, предложил мне решить, какой вариант считается правильным: «Красивее», или «Красивше»?

К сожалению, некоторые наши ученики не могут даже оскорбиться качеством задаваемых им вопросов. Те, например, которые пишут загадочное сочетание слов «Болие нимение».

Предложено устанавливать видеокамеры во время экзаменов. Но простите, что решат камеры?

Есть такое выражение, с которым многие встречались на практике: «Не говори мне под руку». У меня был родственник, который был на 6 лет старше меня. К нему пришли друзья. Сели на общей кухне, и он попросил меня сделать чай для гостей. Готовлю я с 8 лет, и не только яичницу, а полноценные обеды. Так вот, чай не выпил никто. От весьма неназойливого внимания гостей я в кухне сокрушила все. Заварка была смешана с сахарным песком на полу, так же валялись осколки чашек, хлеб не резался, а крошился. Короче, я их выгнала в комнату, после чего спокойно занялась приготовлением чая.

Но у меня была возможность выгнать их в комнату, а камеры никуда не выгонишь.

Сотни журналистов отмечают, как тяжело человек приходит в прямой эфир. Взрослый человек, и от этого эфира не зависит его судьба, все равно чувствует эти «миллионы глаз», и надо не просто хорошо, а великолепно владеть вопросом, чтобы не обращать внимание на камеру. Я перед камерой была много раз, но я бываю перед ней по своим профессиональным вопросам, которыми я занимаюсь более 40 лет. Меня будить не надо, я даже во сне проговорю то, что касается моей профессии. Но несчастный ученик, которого дрючат родители, с таким вот стимулом бредет сдавать экзамены под камеру.

Да пусть он попытается открыть шпаргалку! Если он знает, в каком разделе искать, это уже благо. Кому нужно, чтобы все эти огрызки знаний толпились в его голове?

Когда мы писали работы, нас учили основному — знать, где добыть информацию. Наше поколение училось по такому же алгоритму. Мы обкладывались книгами, мы писали груду трактатов, и педагоги оценивали наше умение работать с литературой. Слава Богу, нам никакой кнопкой, кроме выключателя света, пользоваться не приходилось, и это огромное благо.

Чтобы побыть вместе, мы договаривались о встрече в библиотеке. Чтобы посидеть наедине со своими мыслями, мы, опять же, шли в библиотеки. Единственное, чего было жаль, это того, что не во всех библиотеках были буфеты. Иногда мы и по 8 часов сидели голодные. Но это была своя субкультура, свой стиль жизни, особая жизнь студентов. И мы очень разобиделись бы, если бы узнали, что в библиотеке стоят камеры.

И потом, камера работает против ученика, ущемляя права ученика, а как быть с преподавателями? Почему претензии предъявляются только к ученику, который не способен выучить предмет, но не предъявляются к тому, кто не может этот предмет правильно подать?

Есть известный всем принцип: педагог (как и модератор) всегда прав. И подобный инцидент был с моей дочерью: когда педагог поставил ей по истории двойку, я, потребовав переэкзаменовку, потому что знаю любовь дочери к истории, доказала педагогу, что Ирина знает историю не просто на 4, а на 5. И до сих пор она ее знает великолепно.

Педагог невзлюбил мою дочь из-за затеянного с ней спора, в котором он был не просто не прав, он был еще и не этичен.

Такой результат экзамена очень смутил педагога, когда я его спросила, как может быть такой зазор при сдаче экзамена без меня и со мной. И такие истории происходят в каждой школе, в каждом университете.

Если педагогу что-то не нравится в ученике, то будет камера, не будет камеры — ученик все равно потерпел фиаско. Его права были ущемлены. Помимо естественного стресса перед экзаменами, он будет чувствовать контроль, что создаст дополнительный стресс. Создавать излишнюю гипермотивацию просто не нужно.

Хорошие педагоги стараются перед сдачей экзаменов расслабить студента, заставить его не думать об ответственности. И наводят страху на студентов именно те педагоги, которые не очень хорошо владеют своим предметом.

Или камера нужна, потому что это единственный способ заставить ученика более внимательно относиться к процессу обучения?