Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Культ святых


Если заглянуть в церковный календарь, то можно увидеть, что почти каждый день в году посвящен тому или иному святому. А всего в христианской церкви насчитывается около 190 тысяч святых. Поэтому некоторые дни посвящены празднованию не одного, а нескольких, а иногда даже сотен святых. Так 4(17) января — день празднования 70 апостолов, 6(19) апреля — 120 мучеников персидских, 29 ноября (12 декабря) — 370 различных мучеников.

Кто же такие христианские святые? В церковном календаре говорится:

«Святая церковь в числе своих чад имеет великий облак свидетелей божьих, святых мужей и жен, которые в свое время подвизались на земле… Сей облак свидетелей так велик, что повествовать о них не достанет времени… Для прославления сих угодников божьих составлены нарочитые службы и памяти их отмечаются в годовом круге церковных праздников

Но в действительности культ святых — явление не только христианское. Его корни уходят в далекое прошлое, к религиям древних народов. У первобытных народов, например, существовал культ предков, почитание умерших, которые якобы могут оказывать влияние на жизнь людей. Духам предков делались жертвоприношения, к ним обращались с просьбами о помощи, им приносили дары. Позднее у некоторых народов, в частности у древних греков и римлян, складывается культ героев, которые будто бы также могли оказывать покровительство людям. К героям при родовом строе причислялись старейшины родов или городов, законодатели и т. п. Многие из героев были вымышленными лицами. Так, спартанцы почитали легендарного законодателя своей страны Ликурга, жители города Аргоса — мифического основателя города — Аргоса и т. д.

Своих героев имели не только жители городов и селений, но и представители разных профессий — художники, горшечники, оружейники, повара. К героям относили и многих выдающихся мыслителей прошлого — философов, писателей, таких, как Гомер, Софокл, Пифагор, Платон и т. п.

Герои пользовались всеобщим почитанием. На их могилах строились храмы. В их честь устраивались праздники. По преданию, знаменитые греческие Олимпиады были учреждены в честь героя Пелокса. В представлении древних греков герои были своего рода полубогами.

До принятия христианской религии большое количество различных богов почиталось и на Руси. Они считались покровителями земледелия, рыболовства, охоты и т. д. Когда возникло христианство, на место культа предков, культа героев, на место множества старых языческих богов пришли христианские святые. Культ святых был нужен христианам. Как писал Ф. Энгельс, христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых…»

Кого же христиане стали зачислять в святые? В первую очередь они причислили к ним лиц, которые якобы ревностно боролись за христианскую веру и за это подвергались со стороны язычников преследованиям, истязаниям, жестоким пыткам, принимали героическую смерть. На самом же деле, как свидетельствуют современники событий того времени, массовых гонений на христиан в Риме не было. Это подтверждают даже христианские богословы, в частности такой деятель раннего христианства, как Ориген, указывавший, что число мучеников за веру среди христиан было незначительным. Но христианской церкви нужны были мученики, и она стала их «находить». Церковники объявляли могилами мучеников места захоронений совершенно неизвестных людей. Часто на могилах римлян делались изображения колес, молотов, пил, что указывало на профессию усопшего. Христианские же церковники заявляли, что эти изображения означают различные орудия казни последователей христианства, и объявляли захоронения могилами мучеников.

Довольно часто на надгробных плитах на римских кладбищах высекалась буква «М» — начальная буква таких латинских слов, как «месяц», «воин», «память». Это тоже использовали церковники. «М» на надгробьях означает также «мученик». Неведомого умершего римлянина причисляли в связи с этим к лику святых!

духовенство над тем, чтобы обрести мощи, т. е. нетленные тела божьих угодников. Они отыскивали более или менее сохранившиеся останки умерших людей и заявляли, что нашли мощи святого. Один из видных христианских деятелей средневековья, Григорий Великий, откровенно признавал, что в Рим зачастую приезжали греческие монахи и по ночам на кладбищах вырывали трупы из могил, чтобы увезти их с собой в Грецию и там выдать за мощи святого.

Так самыми различными методами церковники создавали свой «пантеон святых», стараясь укрепить его, привлечь к нему массы верующих.

Наряду с фабрикацией святых служители христианской религии фабриковали и их жизнеописания. Не утруждая себя, церковники заимствовали из языческих религий жизнеописания богов. Так был заимствован христианами греко-римский бог моря Посейдон, который в христианской религии превратился в святого Николая Мирликийского. Богиню любви римлян Афродиту христиане превратили в святую Афродилию. Древнеримская богиня Церера-Флава стала святой Флавией. Боги Гермес и Меркурий — святыми Гермесом и Меркурием.

Но в пантеон святых попадали не только вымышленные лица. С первых дней существования христианства в него стали зачислять видных служителей церкви, царей, цариц, князей, «сильных мира сего», имевших какие-либо заслуги перед христианской церковью. Напрасно мы стали бы искать в списке святых простых тружеников, ведь культ святых имел помимо всего своим назначением возвеличить власть светских и церковных правителей, внушить людям уважение к ним. В православном церковном календаре за 1923 г. были приведены интересные данные. Среди святых значилось 3 царя, 5 цариц, 46 князей и княгинь, 25 патриархов, 22 митрополита, 34 архиепископа, 39 епископов и т. д. Вот кого причисляли в христианстве к лику святых!

При этом жизнеописания угодников божьих дополнялись такими фантастическими чертами, что они приобретали характер сказок. В них были и необыкновенные подвиги, и чудеса, и события, которые можно себе представить, только обладая необузданной фантазией.
Для канонизации, т. е. причисления к лику святых, было вполне достаточно слыть ревностным приверженцем христианства. При этом церковников не смущало то обстоятельство, что многие деяния святого были порой далеко не высоконравственными, а подчас даже преступными. В результате в святые попали такие личности, как римский император Константин, запятнавший себя массовыми убийствами, кровавыми злодеяниями; помещик Иосаф Белгородский — садист, изувер, истязавший крестьян; черниговский князь Игорь Ольгович, жестоко уничтожавший мирных жителей и в конце концов нашедший смерть от возмущенных тружеников.

Правда, иногда в святые попадали и выдающиеся деятели прошлого, например Александр Невский и Дмитрий Донской. Но это тоже преследовало определенную цель.

Популярность полководцев использовалась духовенством для укрепления культа святых, для укрепления в конечном счете религиозной веры. На протяжении всей истории христианская церковь использовала популярные в народе имена в своих интересах. Но большинство святых — это вымышленные лица или люди, жившие на самом деле, но не имевшие никаких заслуг перед народом, а, напротив, оставившие о себе недобрую память.

Вот та правда о святых, которую церковники скрывают от верующих.




По теме: